“Отдаю предпочтение книге”

OLYMPUS DIGITAL CAMERAО достижениях учителя физики средней школы №2 Каменца Михаила Макоеда известно не только в нашем районе: его ученики ежегодно становятся победителями и призёрами третьего и четвёртого (заключительного) этапов республиканской олимпиады по физике, юные туристы под его руководством – всегда среди лучших на областных, республиканских и международных соревнованиях. В 2008 году Михаил Михайлович за большой личный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения награждён Грамотой Брестского облисполкома, в 2009-м ему присвоено Почётное звание «Человек года» Брестской области в номинации «Образование». И ко Дню учителя в этом году он представлен к награждению Почётной грамотой Администрации Президента Республики Беларусь – за добросовестный плодотворный труд, значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, внедрение современных технологий в учебный процесс, активную гражданскую позицию. Перед отъездом Михаила Макоеда в Минск с ним побеседовал наш корреспондент Георгий Парафенюк.
– Скажите, пожалуйста, с че­го всё началось – увлечённость физикой, туризмом?
– Родители не могли мне привить эти склонности – отец работал слесарем, мать – медсестрой. Занимался я в этой же школе №2 со дня её открытия. Благодарен родителям за помощь, поддержку. Особенно во время учёбы в пединституте. И сейчас, когда в школе занят с детьми практически от восьми до восьми, благодаря матери в небольшой квартире в старом доме-«хру­щёвке» всегда уютно, чисто, сытно. Вообще-то по диплому я учитель математики и физики, ра­ньше – и в Бушмичской, и в СШ №2 Каменца – вёл два предмета, в последние годы – только физику. С благодарностью вспоминаю учите­ль­ницу Антонину Зарецкую, которая развила мои склонности к царице наук, что приводит ум в порядок. Конечно, оставили след и уроки Георгия Грушевского – неординарного человека, талантливого учителя. Но он в нашем классе физику не вёл, а запомнился по урокам астрономии. Его мастерство в проведении занятий, стиль общения с учениками впечатляли, и образ Учителя сохранился в памяти.
– Физика и туризм. Как совмещаются эти два главные занятия учителя и тренера Макоеда?
– Самым непосредственным образом. Туризм мне помогает и юных физиков растить… Всё просто – упорство, творческое мышление нужны и в туризме, и в изучении физики. Одного таланта мало – без настойчивости, прилежания ничего не достигнешь; лень убивает любые задатки, которые надо развивать упорным трудом. Туризмом я увлёкся после службы в армии, во время учёбы в Брестском пединституте. Когда увидел красоту Карпат, побывал со спелеологами в пещерах, прокатился на байдарке по чудным рекам, – полюбил туризм на всю жизнь. Физическую форму поддерживаю всегда: два-три раза в неделю – плавание в бассейне, занятия в тренажёрном зале, кроссы на местности. А чем ещё заниматься, когда нет ни машины, ни же­ны… (улыбается).
А если говорить серьёзно, то результаты весомые: в 2008 го­ду наши ученики школы вышли победителями XVI Международного слёта юных туристов городов-героев, на соревнованиях по туристско-прикладному многоборью в технике горно-пешеходного туризма в программе туристического слёта учащихся Союзного государства, на физкультурно-спортивном фестивале школьников России и Беларуси. Как правило, выс­тупаем за Брестчину. На соревнованиях европейского масштаба наши юные туристы побывали в Сербии, Швейцарии, Испа­нии, Франции… Те же Кожедубы, которые закончили школу, а сейчас учатся Влад и Егор Гребни – хорошие туристы и физики одновременно.
– И всё-таки Ваши главные достижения – в преподавании физики, подготовке «олимпийцев»…
– Успехи радуют: за четыре года – девять дипломов разной степени на республиканской олимпиаде за достижения в изучении физики; вот уже три года выпускники школы, победители республиканской олимпиады по физике, зачисляются студентами в вузы без вступительных экзаменов: это Михаил и Роман Кожедубы, Елена Корнилович, а теперь и Максим Лицкевич – он студент Московского физико-технического института. Успех Максима феноменален: он в составе сборной команды Республики Беларусь по физике стал призёром Международной Физической Олимпиады в Копенгагене (Дания).Как-то за лето Максим освоил самостоятельно программу нового учебного года и в школе занимался лишь дополнительно. В 7-м классе он уже изучал теорию относительности Эйнштейна. Его от книг было не оторвать, и не только по физике. Талантливый человек интересуется многими отраслями, он должен быть широко эрудированным, грамотным. Не поверю, что в точных науках дос­тигнет больших высот тот, кто пишет с ошибками. Интернет – лишь вспомогательное средст­во образования; без книги, которую можно полистать, сделать выписки, в личной – подчеркнуть, – ум зачахнет. Если не читать книг, «мышка» не поможет…
Что касается методики моего преподавания, к успеху пришёл не сразу: вначале переработал 30-40 книг с задачами… Затем разложил их «по полочкам» – 380 занятий систематизировал, разделил по темам. Готовить таланты к олимпиадам помогает и индивидуальная работа – для каждого у меня своя программа.
– Но ведь не у всех – способности к точным наукам…
– Дети всегда талантливы, но у каждого – свои склонности. И нет смысла из лириков готовить физиков – для них достаточно усво­ить азы точных на­ук. Нельзя всех – под одну гре­бёнку! Если бы выпускники школ были только успешными физиками и математиками, – это бы­ло бы ужасно… Красота этого мира – в разнообразии, он не может жить без искусства, без литературы и музыки… А склонности к изучению отдельных предметов у детей надо замечать и развивать.
– Несмотря ни на что, всё-таки есть свободные минуты? Чему их посвящаете?
– Кроме физики и туризма? Времени почти не остаётся, но в любую свободную минуту вместо телевизора обычно отдаю предпочтение книге. Люблю почитать историческую литературу, особенно о военном периоде, о жизни наших предков. Разумеется, читаю газеты и журналы, а с изданием «Физика. Проблемы преподавания» сотрудничаю, готовлю публикации об использовании современных технологий при обучении физике. Вообще-то у меня по второму образованию специ­альность «менеджер информационных технологий и систем» – после окончания заочно Академии управления при Президенте. Непродолжительное время работал в райисполкоме главным специалистом по информированию населения и связям с общественностью. В общем, работа с компьютерами. Но меня тянуло в школу, к детям – это моё призвание.
– Ваши пожелания коллегам…
– Прежде всего – терпения. Хоть нам не так много платят, но профессия всё равно престижная и уважаемая. Без учителя жизнь общества предс­та­вить сложно, в наших учениках, наших детях – будущее страны. Всем удачи!

Добавить комментарий