Данилюк Лада

В Высоком после реконструкции открылся музей истории школы

Если история школы насчитывает 75 лет, то ей точно есть что рассказать и показать такого, чем не могут похвастаться другие учреждения. Десятки лет педагоги Высоковской средней школы по крупицам собирали документы, фотографии, предметы, так или иначе связанные с ее историей, которые потом легли в основу уникального школьного музея. Экскурсию по нему провели две его хранительницы: Марцишко Валентина Васильевна, которая возглавляла музей 36 лет, с самого его открытия, и Данилюк Лада Николаевна, которая руководит им сейчас.

Идея создать музей истории Высоковской школы принадлежит ее тогдашнему директору Николаю Николаевичу Руденко. Он возглавил школу в 1952 году, на пять лет уходил в председатели колхоза, но вернулся в школу, чтобы уже с ней не расставаться, и умер в своем рабочем кабинете в 1987 году. Отличный педагог, великолепный организатор, замечательный человек – так о нем вспоминают те, кто с ним работал. А еще – увлеченный историк, которого не могла не заинтересовать история Высокого. Своей увлеченностью смог заразить и других педагогов: 30 лет под его руководством они собирали материалы для будущего музея. И в 1984 году, уже в новом здании школы, он официально был открыт.

1981. Открытие новой школы

Экспозиция музея насчитывает сейчас более 2,5 тысячи экспонатов без учета тех, что из основного фонда были переведены во вспомогательный. Среди них есть предметы, при виде которых невольно вырывается «ух ты!». К примеру, «Альбомъ Участниковъ Всерос. Промышленной и Художественной Выставки въ Нижнемъ Новгородъ» 1896 года, где содержится запись, что графиня Мария Ксаверьевна Потоцкая из Высоко-Литовска представляла на выставке свои семена. Старый учебник без обложки, в котором изложена вся школьная программа: с азбуки до природоведения, математики и краткого изложения Биб­лии со времен Ветхого завета. По таким книжкам учились здешние дети в церковно-приходской школе. Номер газеты «Dzvonki», которая из­давалась на деньги школьной кассы «за польским часом»: из нее можно узнать, в том числе, перечень товаров, которыми располагала школьная кооперация…. Протоколы педагогических советов за период с августа 1948 года по июнь 1950-го с «разборами полетов»…

Марцишко Валентина Васильевна

А вот это – экспонаты более поздних времен: две медали и правительственная телеграмма 1985 года, подписанная советским скульптором, председателем Белорусского республиканского комитета содействия Советскому Фонду мира Заиром Азгуром. В то время, рассказывает Валентина Васильевна, школа принимала самое активное участие в сборе средств в Фонд мира. Сдавали макулатуру и металлолом, «сбрасывались» наличными… За год собирали огромные по тем временам деньги. За что дважды были награждены памятными медалями Советского Фонда мира. «Сердечно благодарю коллектив Высоковской средней школы за постоянное учас­тие в борьбе за мир. Ваш очередной взнос в Фонд мира (2066 рублей) пойдет на благородное дело сохранения мира, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами», – говорится в телеграмме.

Есть в музее и другие экзотические с точки зрения современного школьника эк­спонаты. Лапти из лыка, в которых дети из бедных семей ходили в школу. Деревянный сундучок для переноски учебников – его передали в музей даже с книжками внутри. Солидного вида чернильница, явно принадлежавшая ка­кому-то начальнику – ее подарил школе Мусевич Георгий Степанович…

И все-таки большая часть экспозиции посвящена именно людям, которые здесь учились и работали. В 1985 году Высоковская школа организовала беспрецедентное по масштабам мероприятие – съезд всех своих выпускников и педагогов, собравший порядка 700 человек. Дело в том, что в первые послевоенные годы текучка кадров в педколлективе бы­ла очень высокой: учителя то уезжали доучиваться, то их переводили куда-то по партийной или комсомольской линии, потому как грамотных людей в республике не хватало. Так что педагогов с тех пор через школу прошло много, и большинство их на слет в Высокое приехало. Откликнулись и выпускники первого послевоенного выпуска, который состоялся в 1948 году. Их было всего 10 человек, и шестеро из них, как оказалось, стали учителями…
С тех пор юбилейные встречи выпускников проходят постоянно. Их фотографии, письма, записанные от руки воспоминания бережно хранятся в музее. А их судьбы, как и судьбы их педагогов, стали отражением истории страны. Многие из них прошли через горнило Великой Отечественной войны, и ис­торию Беларуси в военные го­ды высоковские школьники изучают именно в этом музее, у стенда, посвященного военной теме. «Польский час», воссоединение Западной и Восточной Беларуси, война в Афганистане – эти и другие темы школьного предмета ис­тории пропускаются через призму людских судеб и потому воспринимаются ярче, запоминаются надолго…

Свой центр патриотического воспитания

Сами педагоги называют свой музей центром патриотического воспитания детей. Здесь принимали в пионеры и комсомольцы, здесь сейчас вручают билеты вступающим в ряды БРСМ. И за все это время он не утратил своей притягательности ни для детей, ни для выпускников, ни для горожан. Да что там – из других районов области сюда на экскурсии приезжали. «Толь­кі за 2011 год музей наведала 898 чалавек. Падрыхтавана 12 экскурсій, прачытана 19 лек­цый, праведзена 17 мерапры­емстваў, 4 краязнаўчыя выставы», – писала наша газета в номере за 20 марта 2012 го­да. Экскурсии традиционно проводят школьники, которые занимаются в кружке музееведения. Здесь они учатся правильно осуществлять сбор материалов, фиксировать их, присваивать новому экспонату инвентарный номер и заводить на него учетную карточку…
И, как и в настоящем музее, на основе собранных в нем экспонатов нередко пишутся целые исследовательские работы. Так получилось с письмом, датированным 1945 годом. Его, рассказывает Лада Николаевна, нашел бывший ученик школы, разбирая старый сарай. Письмо написал Петр Ярмолюк из Березовки, призванный в ряды Красной Армии в 1944 году: он дошел до Германии, был ранен, попал в госпиталь в Бернау и оттуда отправил родителям весточку, всю пронизанную ощущением близкой Победы. Ученики школы проследили весь боевой путь солдата, узнали, как сложилась у него жизнь после войны… И это было для них по-насто­ящему интересно.

Есть и QR-код

Несколько последних лет музей находился на реконструкции. В этом го­ду, юбилейном для школы, он вновь распахнул свои двери. Многое изменилось: обновились стенды и экспозиции, большая часть материалов была оцифрована, у входа в музейную комнату появился QR-код, по которому можно перейти на сайт музея. Что не изменилось, так это ощущение причастности к истории школы, города и страны, которое он по-прежнему дарит. И дети все так же приходят сюда, чтобы узнать прошлое. Без которого, как известно, не построишь будущее.

Елена ТРИБУЛЕВА.