Бывает, что человек с детства знает, кем хочет стать, четко следует своей мечте и, получив выбранную специальность, не разочаровывается. Бывает и по-другому: в профессию нас приводит случай или стечение обстоятельств, и оказывается, что это именно то, для чего мы предназначены. Так и Светлана Сергеевна Альшевская, учитель биологии и химии Турнянской средней школы. В старших классах в роли школьного учителя себя не видела вообще, но учитель из нее получился замечательный.
Так звезды сошлись
Выбирая куда поступать после школы, она, как и многие из нас, ориентировалась на предметы, которые знала лучше всего и которые любила: историю, биологию и химию. В первую очередь все-таки историю – эту дисциплину Светлана просто обожала. Но как раз в том году в Брестском пединституте набора на истфак не было, и она подала документы на биологический факультет. Сейчас у нее высшая учительская категория при педагогическом стаже 30 лет, и, говорит Светлана Сергеевна, она ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию.
Но и любовь к истории никуда не делась. В институте она встретила парня, который был увлечен историей, нумизматикой и военными науками, обладал огромной эрудицией и был ко всему великолепным рассказчиком. «Вот этими своими рассказами Виктор Викторович меня и приворожил. И до сих пор завораживает», – смеется Светлана Сергеевна. Благодаря мужу она не только утолила свой интерес к истории, но и сумела в работе со своими учениками «увязать» эту науку с биологией. Необычно, но работает – детям очень нравится. Причем настолько, что их исследовательские работы занимают призовые места на республиканских конкурсах научных биолого-экологических работ учащихся.
Сплав науки
Идея соединить две науки родилась, когда молодые педагоги, отработав шесть замечательных лет в Домачевской школе, перебрались в Турну Большую, где жили родители Светланы и где прошло ее детство. К тому времени у Альшевских уже было двое детей, и жилищный вопрос встал перед ними во всей полноте. Из-за него и сменили место жительства. В Турнянской школе, где когда-то и училась Светлана, ей вначале предложили место педагога-организатора, потом освободилась ставка учителя биологии, потом добавилась химия. Вот тогда-то, благодаря мужу, Светлана и поняла, в каком уникальном месте они теперь живут. В 16 веке эти владения отошли Радзивилам, которые заложили здесь парк со зверинцем и построили деревянный дворец. Усадьба много раз переходила из рук в руки (до сих пор здесь находят керамику и пуговицы с гербами прежних владельцев), и сейчас от нее остались лишь руины фундамента, аллея из великовозрастных кленов и пруд на ручье. Вот эти аллея и ручей и позволили учителю очень органично увязать биологию с историей и краеведением и пробудить у своих учеников интерес и к исследовательской работе, и к месту, где они живут. «Мне очень хочется донести до окружающих, что место, где ты родился, – уникальное. Для каждого из нас. И надо знать, чем оно особенное, и гордиться им, и рассказывать о нем», – говорит Светлана Сергеевна.
Она активно привлекает детей к научным изысканиям, участию в конференциях и исследовательских экспедициях. Это непросто, это совершенно другой пласт работы: нужно найти ребенка, которому это будет интересно, увлечь его так, чтобы он не бросил на полдороги, и поднять его на какой-то уровень, чтобы он поверил в себя. У нее это получается. Трижды работы ее учеников признавались лучшими на уровне республики. Причем это действительно очень серьезные работы. Одна из них была посвящена изучению древостоев в старом ольшанике на месте усадебного парка. Другая – состоянию пришкольной территории, рядом с которой проходит оживленная автомобильная трасса, из-за чего, как выяснилось в ходе исследований, содержание тяжелых металлов в почве и листьях деревьев превышает норму в разы. В основу еще одной работы-победительницы легли исследования экологии грачей из Турнянского грачевника, объявленного ботаническим памятником природы местного значения. Но и другие работы, не попавшие в число победителей «на республике», выполнены на очень высоком уровне. Вот, к примеру, стали разбираться, почему зеленеет «плэс» – водоем возле усадебного парка и в итоге сделали очень серьезные исследования по моллюскам, обитающим в ручье, как индикаторам чистоты воды. Собрали целую коллекцию раковин, демонстрирующих, как качество воды влияет на их форму.
“Пробный камень” на экскурсиях
Такие глубокие исследования были бы невозможны, признается Светлана Сергеевна, если бы не контакты с настоящей наукой. Турнянская школа тесно сотрудничает с Полесским аграрно-экологическим институтом НАН. У них даже подписан договор о сотрудничестве. А началось все с той самой старинной кленовой аллеи. В одну из экспедиций дети с учительницей обнаружили гнездовье ушастой совы. Связались с институтом, чтобы рассказать о находке, там заинтересовались… Так и завязались контакты. Благодаря им юные исследователи получают возможность проконсультироваться у признанных ученых и исследовать собранный материал в лаборатории института.
А темы для исследований учительница подбрасывает детям – одна другой интереснее. То есть вначале так: если ее саму заинтересовал какой-то вопрос, ученые подтвердили, да, это стоит внимания, она на экскурсии с детьми забрасывает «пробный камень». И если у кого-то из детей загорелись глаза, предлагает им работать над этой темой более плотно. И их не пугает, что во время летних каникул, когда другие школьники наслаждаются ничегонеделанием, им придется ходить по парку-лугу-ручью с блокнотами, сачками и прочей атрибутикой, осенью все собранные материалы обрабатывать, потом писать работу и подавать ее на конкурс. Потому что это интересно.
Мы все очень разные, и это нормально
Почему она вообще этим занимается, когда нагрузка у учителя и без того не маленькая? Потому что такие исследования и экспедиции помогают у детей поддерживать интерес к предмету и расширять их кругозор, уверена Светлана Сергеевна. Что и говорить, некоторые темы в школьном учебнике по биологии действительно скучны. Вспомнить хотя бы червей – так себе темка. А вот выходить на природу, сажать деревья или убирать территорию вокруг родника нравится всем. Даже тем, кто к самому предмету биологии не проявляет никакого интереса. Такие дети тоже есть, и поначалу их учительницу это очень огорчало. «А потом я поняла: мы все очень разные, и это нормально, – говорит Светлана Сергеевна. – Кому-то нравится рассматривать жучка, а кто-то может часами изучать устройство мотора. Тем более – современные дети с их страстью к гаджетам, в мир которых ты со своей биологией вообще не вписываешься. Поэтому если удается по-настоящему заинтересовать кого-то, ставлю себе мысленно плюсик. Тем более, что в экологических экспедициях с удовольствием участвуют все дети. И это тот случай, когда важен не результат, а сам процесс. Зерна, которые ты заронил в детях сейчас, когда-нибудь да прорастут. Ты никогда не знаешь, когда этот результат проявится, но он будет. Ради него и хочется все это делать».
Елена ТРИБУЛЕВА.
Это может быть интересно:
-
«Эрудиты» из Пелищ заняли 3 место в интеллектуально-развлекательной игре от БРСМ
-
Шибанова и Володина отправятся на республиканские соревнования по дзюдо
-
Мошенники внедряются в мир флористики
-
Золото «Продэкспо-2025» завоевала компания «Беловежские сыры»!
-
PREMIER LEAGUE 2024-2025 по мини-футболу. Ответные матчи. Белтелеком-Брест – Агро-Пелище