Сплав биологии и краеведения. В Каменецком районе учитель прививает интерес к предметам через исследовательские экспедиции

Бывает, что человек с детства знает, кем хочет стать, четко следует своей мечте и, получив выбранную специальность, не разочаровывается. Бывает и по-другому: в профессию нас приводит случай или стечение обстоятельств, и оказывается, что это именно то, для чего мы предназначены. Так и Светлана Сергеевна Альшевская, учитель биологии и химии Турнянской средней школы. В старших классах в роли школьного учителя себя не видела вообще, но учитель из нее получился замечательный.

Так звезды сош­лись

Выбирая куда поступать после школы, она, как и многие из нас, ориентировалась на предметы, которые знала лучше всего и которые любила: историю, биологию и химию. В первую очередь все-таки историю – эту дисцип­лину Светлана просто обожала. Но как раз в том году в Брестском пединституте набора на истфак не было, и она подала документы на биологический факультет. Сейчас у нее высшая учительская категория при педагогическом стаже 30 лет, и, говорит Светлана Сергеевна, она ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию.
Но и любовь к истории никуда не делась. В институте она встретила парня, который был увлечен историей, нумизматикой и военными науками, обладал огромной эрудицией и был ко всему великолепным рассказчиком. «Вот этими своими рассказами Виктор Викторович меня и приворожил. И до сих пор завораживает», – смеется Светлана Сергеевна. Благодаря му­жу она не только утолила свой интерес к истории, но и сумела в работе со своими учениками «увязать» эту науку с биологией. Необычно, но работает – детям очень нравится. Причем настолько, что их исследовательские работы занимают призовые места на республиканских конкурсах научных биолого-экологических работ учащихся.

Сплав науки

Идея соединить две науки родилась, когда молодые педагоги, отработав шесть замечательных лет в Домачевской школе, перебрались в Турну Большую, где жили родители Светланы и где прошло ее детство. К то­му времени у Альшевских уже было двое детей, и жилищный вопрос встал перед ними во всей полноте. Из-за него и сменили место жительства. В Турнянской школе, где ког­да-то и училась Светлана, ей вначале предложили место педагога-организатора, потом освободилась ставка учителя биологии, потом добавилась химия. Вот тогда-то, благодаря мужу, Светлана и поняла, в каком уникальном месте они теперь живут. В 16 веке эти владения отошли Радзивилам, которые заложили здесь парк со зверинцем и построили деревянный дворец. Усадьба много раз переходила из рук в руки (до сих пор здесь находят керамику и пуговицы с гербами прежних владельцев), и сейчас от нее остались лишь руины фундамента, аллея из великовозрастных кленов и пруд на ручье. Вот эти аллея и ручей и позволили учителю очень органично увязать биологию с историей и краеведением и пробудить у своих учеников интерес и к исследовательской работе, и к месту, где они живут. «Мне очень хочется донести до окружающих, что место, где ты родился, – уникальное. Для каждого из нас. И надо знать, чем оно особенное, и гордиться им, и рассказывать о нем», – говорит Светлана Сергеевна.
Она активно привлекает детей к научным изысканиям, участию в конференциях и исследовательских экспедициях. Это непрос­то, это совершенно другой пласт работы: нужно найти ребенка, которому это будет интересно, увлечь его так, чтобы он не бросил на полдороги, и поднять его на ка­кой-то уровень, чтобы он поверил в себя. У нее это получается. Трижды работы ее учеников признавались лучшими на уровне республики. Причем это действительно очень серьезные работы. Одна из них была посвящена изучению древостоев в старом ольшанике на месте усадебного парка. Другая – состоянию пришкольной территории, рядом с которой проходит оживленная автомобильная трасса, из-за чего, как выяснилось в ходе исследований, содержание тяжелых металлов в почве и листьях деревьев превышает норму в разы. В основу еще одной работы-победительницы легли исследования экологии грачей из Турнянского грачевника, объявленного ботаническим памятником природы местного значения. Но и другие работы, не попавшие в число победителей «на республике», выполнены на очень высоком уровне. Вот, к примеру, стали разбираться, почему зеленеет «плэс» – водоем возле усадебного парка и в итоге сделали очень серьезные исследования по моллюскам, обитающим в ручье, как индикаторам чистоты воды. Собрали целую коллекцию раковин, демонстрирующих, как качест­во воды влияет на их форму.

“Пробный камень” на экскурсиях

Такие глубокие исследования были бы невозможны, признается Светлана Сергеевна, если бы не контакты с настоящей наукой. Турнянская школа тесно сотрудничает с Полесским аг­рарно-экологическим инсти­тутом НАН. У них даже подписан договор о сотрудничестве. А началось все с той самой старинной кленовой аллеи. В одну из экспедиций дети с учительницей обнаружили гнездовье ушастой со­вы. Связались с институтом, чтобы рассказать о находке, там заинтересовались… Так и завязались контакты. Благодаря им юные исследователи получают возможность проконсультироваться у признанных ученых и исследовать собранный материал в лаборатории института.
А темы для исследований учительница подбрасывает детям – одна другой интереснее. То есть вначале так: если ее саму заинтересовал какой-то вопрос, ученые подтвердили, да, это стоит внимания, она на экскурсии с детьми забрасывает «пробный камень». И если у кого-то из детей загорелись глаза, предлагает им работать над этой темой более плотно. И их не пугает, что во время летних каникул, когда другие школьники наслаждаются ничегонеделанием, им придется ходить по парку-лугу-ручью с блокнотами, сачками и прочей атрибутикой, осенью все собранные материалы обрабатывать, потом писать работу и подавать ее на конкурс. Потому что это интересно.

Мы все очень разные, и это нормально

Почему она вообще этим занимается, когда нагрузка у учителя и без того не маленькая? Потому что такие исследования и экспедиции помогают у детей поддерживать интерес к предмету и расширять их кругозор, уверена Светлана Сергеевна. Что и говорить, некоторые те­мы в школьном учебнике по биологии действительно скучны. Вспомнить хотя бы червей – так себе темка. А вот выходить на природу, сажать деревья или убирать территорию вокруг родника нравится всем. Даже тем, кто к самому предмету биологии не проявляет никакого интереса. Такие дети тоже есть, и поначалу их учительницу это очень огорчало. «А потом я поняла: мы все очень разные, и это нормально, – говорит Светлана Сергеевна. – Кому-то нравится рассматривать жучка, а кто-то может часами изучать устрой­ст­во мотора. Тем более – современные дети с их страстью к гаджетам, в мир которых ты со своей биологией вообще не вписываешься. Поэтому если удается по-настоящему заинтересовать кого-то, ставлю себе мысленно плюсик. Тем более, что в экологических экспедициях с удовольствием участвуют все дети. И это тот случай, когда важен не результат, а сам процесс. Зерна, которые ты заронил в детях сейчас, когда-нибудь да прорастут. Ты никогда не знаешь, когда этот результат проявится, но он будет. Ради него и хочется все это делать».

Елена ТРИБУЛЕВА.