Секрет рыбной котлеты искала журналист «НК» в школьной столовой

Дома ребенок отказывается есть рыбные котлеты и тушеную капусту, в то время как от этих блюд в школьной столовой его за уши не оттянешь. Знакомая ситуация? Какой же такой секретный ингредиент есть у поваров наших учреждений образования, интересовалась корреспондент “НК”.

Ребенок может выбирать

Об организации питания в школьной столовой нам рассказали в СШ №2 г.Каменец.
Учащимся пятых-восьмых классов предлагаются на выбор два завтрака, один из которых более питательный. В зависимости от своих предпочтений ребенок имеет право выбрать. Для учащихся 9-11 классов также предлагаются на выбор два завтрака или комплексный обед. Для деток первых-вторых классов организовано трехразовое питание – это завтрак, обед и полд­ник. Повара готовят по меню, которое разрабатывается вперед на две недели, то есть так, чтобы блюда не повторялись несколько дней подряд.

Где подвох?

Плиты на кухне – самые обычные, электрические. Посуда для приготовления еды – тоже. Поэтому и здесь нет никакого секрета. Правда, скоро в школу должен поступить пароконвектомат. Этот «представитель» кухонного оборудования сочетает в себе и печь, и пароварку. Приготовленные в нем блюда содержат в себе меньше растительного масла (для жарки) и обладают более высокими диетическими свойствами.


Тогда, возможно, подумала я, особый вкус все тем же рыбным котлетам придают ка­кие-то особые приправы – такие, что даже самый привередливый ребенок ест их с удовольствием.
Елена Пас­тухова, зав. школьной столовой, поделилась рецептом рыбной котлеты: на одну ее порцию идет 40 граммов филе хека (реже – минтая), 9 граммов батона, соль и панировочные сухари, в которых обваливается котлетка. В рыбный фарш, который, к слову, перекручивается на мясорубке два ра­за, можно добавить предварительно обжаренный и тоже перекрученный лук – это придаст дополнительный оттенок вкуса. И все! Никаких специй. В школе вообще запрещены все приправы, кроме соли и лаврового листа. Ни тебе уксуса, ни горчицы, ни перчика… Наверное, потому и вкусно, что просто!
А как же булочки, соки и любимый не только детьми, но и взрослыми фастфуд? Поколение, родившееся в 50-60-х годах прошлого столетия, вспоминает, что булочки в школьных буфетах во времена СССР стоили копейки, и дети с удовольствием ели их на переменках. Знакомая, бывшая ребенком в те времена, до сих пор с грустью нарекает на те булочки, видя в них причину своей нынешней полноты. Думаю, в этом есть доля истины…

Еда должна быть полезной

Сейчас в средней школе №2 нет буфета – это не запрещено, но, как поясняет ее руководство, если в стенах учреждения образования появится торговая точка, реализующая сладкие соки, сдобу и печенье, то количество питающихся в столовой детей резко сок­ратится. А это не есть хорошо. Кроме того, учителя заметили: как только в школе стали готовить полноценные завтраки и горячие обеды, улучшилось состояние здоровья подрастающего поколения.

Педиатры нашей районной больницы не раз отмечали школу за организацию правильного питания для детей – благодаря этому значительно снизилось количество их с заболеваниями ЖКТ. Школа не так давно отказалась от любимых старшеклассниками хот-до­гов, которые готовились здесь же и некоторое время предлагались в качестве варианта завтрака. Ведь много лучше, если ребенок, который успел проголодаться за несколько уроков, съест те же ленивые голубцы, кашу или горячий суп.

А как у них?

В школе по понятным причинам запрещен и другой фастфуд. Кстати, прежде чем готовить материал, я поинтересовалась, чем питаются детки в школьных столовых разных стран. И была удивлена, что в США школьникам предлагается такой вот комплекс: чизбургер (круглая пшеничная булочка с мясной котлетой и расплавленным в мик­роволновке сыром), tater tots (обжаренные в огромном количестве масла шарики из картофеля и плавленого сыра), молочный шоколад, шоколадные пудинги и кетчуп. Может быть, потому США – в числе стран-лидеров, где не только взрослые, но и дети страдают избыточным весом и ожирением?

Итак…

У нас же давно поняли, что сбалансированное питание положительно отражается не только на физическом, но и интеллектуальном развитии. Елена Михайловна совместно с инженером-технологом тщательно отслеживает, чтобы были выполнены все нормы по качеству питания; продукты, из которых готовится еда, были разнообразными, и дети (особенно те, что находятся в стенах школы восемь и более часов), получали необходимое количество белков, жиров и углеводов.
В этом, наверное, и кроется сек­рет вкусных блюд, которые так нравятся школьникам.
Анна СОВПЕЛЬ.
Фото автора.