Сегодня белорусскому художнику Михаилу Савицкому исполнилось бы 100 лет

Михаилу Савицкому, белорусскому художнику-живописцу и педагогу, Герою Беларуси, Заслуженному деятелю искусств Белорусской ССР, Народному художнику Белорусской ССР, Народному художнику СССР, 18 февраля исполнилось бы 100 лет. Он появился на свет в деревне Звенячи на Витебщине, и юность его совпала с годами войны…

Выставка “Михаил Савицкий. Наследие” открылась 17 февраля в Художественной галерее Михаила Савицкого. Представлена обновленная постоянная экспозиция и масштабный выставочный проект учеников и последователей Савицкого. Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения народного художника Беларуси.

По окончании средней школы в 1940 году Михаил был призван в Красную Армию. В ноябре 1941-го в составе десанта высадился в Севастополе, где на протяжении всех 250 дней принимал учас­тие в обороне города. Во время героической обороны Севастополя дважды был представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу».
В 1942 году Савицкого взяли в плен. Дважды он пытался бежать, но неудачно. После этого двадцатилетнего юношу этапом отправили в Румынию, а затем в Германию, где он сначала работал электросварщиком в рабочем лагере при вагонной фаб­рике в Дюссельдорфе. Пленными была создана группа сопротивления, в которую входил и Савицкий. «Диверсанты» делали некачественную сварку, портили станки, «теряли» инструменты, даже устроили взрыв в электроцехе. После провала группы ее участники пытались бежать во Францию. В городе Тильден беглецы добровольно явились в полицию и попросили направление на работу. Их направили на небольшой завод кондитерских печей, который теперь изготавливал корпусы для мин. Там участники группы продолжили выводить из строя станки, но на этот раз немцы поймали их и отправили в Бухенвальд. Чуть позже Михаил Савицкий попал на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора, а ближе к окончанию вой­ны узник под номером 32815 был еще раз переэтапирован в концлагерь Дахау.

Партизанская мадонна (Минская)

Понимая, что скоро война будет окончена, в начале апреля 1945-го Савицкий с друзьями попытался совершить побег. Беглецов поймали, поместили в штрафной тифозный барак, приговорив к голоду на 20 суток. Скорее всего, никто оттуда точно не вышел бы живым, но 29 апреля 1945 года концлагерь Дахау был освобожден.
После возвращения на родину Савицкий попал в распоряжение советских войск и был признан негодным к службе. Но, подлечившись и набрав силы и вес, Михаил обратился с просьбой оставить его в армии и продолжил служить до 1947 года.

Художественное образование Михаил Савицкий получил после демобилизации, окончил Минское художественное училище и Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Жил и работал в Минске, полностью посвятив себя творчеству. Ушел из жизни 8 ноября 2010 года на 89-м году. Похоронен на Восточном кладбище Минска. Вклад его в культуру неоценим.

“Хлебы

Творческое наследие Михаила Савицкого составляет около 200 работ. Его произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении «Центральный дом художника», Государственной Третьяковской галерее.
7 сентября 2012 года в Минске в здании (площадь Свободы, 15), возведенном в XVIII веке, была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого.
Для творчества Михаила Савицкого было характерно публицистическое и эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных ему тем. Многие его полотна посвящены памяти погибших во времена Великой Отечественной войны и воспевают патриотизм советских людей («Партизанская мадонна», «Партизанская мадонна (Минская)», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.).

01.01.1990 Репродукция картины народного художника СССР (1978) и Белорусской ССР (1972), лауреата Государственной премии СССР (1973) Михаила Андреевича Савицкого “Реквием” из цикла “Черная быль”.

Вместе с отдельными картинами Михаил Савицкий создал художественные циклы «Беларусь партизанская» (1960-1980-е годы), «Цифры на сердце» (1974-1987 гг., в основу цикла положены воспоминания и впечатления о жестокости в немецких концлагерях), «Черная быль» (1988-1989, цикл посвящен последствиям аварии на Чернобыльской АЭС), «Заповеди блаженства» (1990-е годы), «XX век» (1990-2000-е годы).
В творчестве мастера присутствует также и тема крестьянского труда. В «мирных» полотнах, таких, как «Урожай», «В поле (Пора сева озимых)» он показывает отношение человека к земле, зерну и хлебу.
Известен Савицкий и благодаря портретам. Среди них: «Женский портрет», «Янка Купала», «Пушкин и Гончаров», «Достоевский» и др. В 2000-2002 годах художником создана серия порт­ретов президентов Национальной академии наук Беларуси.

 

“Партизанская мадонна”