«Представить школьника без телефона нереально…»

Порассуждала с учителем русского языка и литературы Верховичской средней школы Ниной Дробович о современных методах обучения и мотивации учащихся, а также «проблеме вселенского масштаба» – зависимости несовершеннолетних от гаджетов и соцсетей.

Скажу откровенно, Нина Михайловна располагает к себе сразу, но в то же время вызывает чувство трепета (видимо, мои школьные воспоминания еще не совсем канули в небытие). Мягкий негромкий голос, грамотная речь и джемпер нежно-розового цвета в сочетании со строгостью в лице и сдержанной улыбкой рождают противоречивые ощущения… Пожалуй, таким и должен быть учитель: вызывать и доверие, и уважение.

Стаж работы педагога – 27 лет. Нина Михайловна пришла в учреждение образования в 1990 го­ду, сразу после окончания Брестского педагогического института (нынешний БрГУ им. А.С. Пушкина).

– Какой у вас график и заканчивается ли ваша работа в стенах школы? – спросила я, намекая на ночное бдение над школьными тетрадями.

– Помимо того, что в кабинете приходится максимально плодотворно использовать свое свободное время, еще домой часть работы забираешь. Вы лучше спросите у моего мужа, во сколько педагог встает, во сколько ложится и сколько времени посвящает дома школе (улыбается).

– И, несмотря на это, вы все равно продолжаете трудиться учителем…

– Когда видишь огонь, энтузиазм в глазах детей, понимаешь: твой труд того стоит.

– Вы ведете уроки в шестых – одиннадцатых классах… Какие они, ваши нынешние дети? И, анализируя время, которое посвятили школе, сделайте вывод относительно менталитета разных поколений.

– Конечно, сейчас дети другие. Огромное влияние на мировоззрение подрастающего поколения, несомненно, оказывают модные «игрушки» – смартфоны, планшеты и, конечно, социальные сети, Интернет. Наверное, такое время пришло… Представить современного школьника без телефона нереально. И мы, взрослые, тоже пользуемся достижениями современной науки, но, – зная меру. А вот на детей, на мой взгляд, такое «общение» в «параллельном» мире негативно влияет.

Во-первых, учащимся стало проще найти нужную информацию. Если в мое студенчество в библиотеке можно было взять от силы три книги, чтобы выудить оттуда хоть немного для курсовой работы, то сейчас «его величество Интернет» позволяет пользоваться изданиями, которые мы даже не мечтали держать в руках. Этот фактор буквально «разленил» наших детей: школьники перед тем, как приступить к сочинению, сначала всю «паутину» перероют и только потом (если ничего не подобрали) поменяют мышку на авторучку… Не играют на уроках, конечно, однако возникает другое искушение – списать… Мы за этим очень строго следим и стараемся пресекать на корню.

Во-вторых, телефоны мешают общению. Поражает до глубины души, когда подростки, находясь в полушаге друг от друга, умудряются зацикливаться на сенсорных экранах. Да, пусть они даже читают или переписываются, но ведь построение нормальной – вербальной и невербальной коммуникации – общением в сети не заменишь. Страдает не только умственное и эмоциональное развитие, но и речь, и психика в целом.

В-третьих, заметно угасла тяга к получению новых знаний. Но и сейчас, в столь сложное время, в каждом классе все равно найдутся дети, которые стремятся учиться. Вот ради таких и живешь, и трудишься.

Колоссальная разница даже между шестыми и одиннадцатыми классами. Разница не возрастов – поколений! В старших профильных классах дети высокомотивированные, с ними проще. Младшие в меньшей степени осознают, что учиться важно, и поэтому здесь работать приходится больше. И, конечно, стараемся донести мысль, что знания важны, но главное – всегда оставаться человеком. Об этом мы чаще всего и беседуем…

– Наверное, больше на уроках литературы?

– Естественно. Классические произведения нам повествуют не только о различных событиях, но и прививают общечеловеческие ценности. Когда ты ставишь себя на место литературного героя, переживаешь ситуацию, в которой он оказался, делаешь выводы, – на этой базе и формируются нравственные качества.

– Не так давно на страницах районки было опубликовано предложение централизованно установить во всех школах металлические ящики. Для каждого учащегося свой – под ключ, для хранения личных вещей и смартфона, в первую очередь. Как вы смотрите на такое ново­введение?

– Только за!

– Трудно ли подстраиваться к детям, ведь они все такие разные? И существуют ли специальные методы отвлечения их от виртуальной реальности?

– Самое главное в работе педагога – это любить детей и видеть в них личность. А еще очень важна мотивация на успех. Когда ребенок видит результат своего труда, – это, пусть и маленькая, но победа для него. И такой человечек будет стремиться развиваться и достигать большего. Таким путем и стараемся расти, прививать любовь к предмету…

– А как вы относитесь к вечному противопоставлению старшего и молодого поколений? Мол, «какая нынче молодежь пошла!»

– Однажды предложила учащимся порассуждать над высказываниями философов о молодежи, не называя авторов цитат. Кто-то согласился, другие – наоборот. В общем, разгорелась дискуссия. Но каково было удивление ребят, когда они узнали, что крылатые выражения принадлежат величайшим умам античности. Выяснилось, что и тысячелетия назад «старики» ничего хорошего не ждали от молодых людей, и сейчас – весьма заблуждаются относительно нашей молодежи.

Каждое поколение несет что-то свое. Откуда все новшества, научные открытия? Не только из накопленного опыта прошлых поколений, но и желания современников высказать свое мнение. Поэтому я не согласна, что наши дети хуже нас. Просто они – другие, и мудрый педагог, как, в принципе, и родитель, должен это знать и понимать.

– Спасибо за познавательную беседу.

P.S. Забыла уточнить: еще в начале разговора с Ниной Михайловной я задала вопрос, было ли решение работать в школе осознанным выбором или же случайным стечением обстоятельств. На что услышала: «Даже если бы я не поступила на педагогическую специальность с первого раза, то пробовала бы и второй, и третий, и четвертый». И, подводя итог, замечу, действительно, учитель – это призвание!

Анна СОВПЕЛЬ.
Фото Николая ШУМА.

Добавить комментарий