Село Индычи расположено в двух километрах от Пелищ. Сегодня здесь проживает всего 26 человек. Маленькая деревушка, в к оторой жилые дома с пустующими усадьбами делятся примерно поровну. Одна деревенская улица длиной около трёхсот метров.
Из достопримечательностей – православный Храм Свято-Рождества Богородицы. Но деревня имеет богатую историю. В конце XIX века Индычи – центр Житинской волости. А с 1921 по 1928 годы – центр гмины Житинь в Брестском повете. При Храме дети получали образование в церковно-приходской школе (стояло отдельное здание, разобрано в годы Первой мировой войны), работала ветряная мельница, шинок, который располагался в очень удобном месте – недалеко от церкви. А в годы Великой Отечественной войны в Индычах случилась история, сюжет которой вполне мог бы стать основой для сценария художественного фильма.
О том, как простой крестьянский парень Гаврила – младший из трёх братьев Онищуков из Индыч, в 20-х годах прошлого века оказался в Минске, нам выяснить не удалось. Но, тем не менее, это так. Сельский хлопец был явно незаурядной личностью, потому как выучился на журналиста в БГУ. Во время учёбы он женился, взяв в жёны девушку из еврейской семьи, которую звали Либэ. После окончания ВУЗа семья уехала в Гомель. Там у них в 1931 году родился первенец – сын Гарик. А через некоторое время в семье случилось пополнение – ещё один сыночек, которого назвали Вилен (очень популярное в те времена имя).
Если немцы дознаются – будет беда
В 1939 году тысячи представителей белорусской интеллигенции были направлены в освобождённые районы Западной Белоруссии для налаживания новой жизни. В их числе оказался и Гаврила Онищук. Его определили журналистом в редакцию только что образованной газеты «Заря». В начале 1940 года семья переехала в город Брест.
Михаил Фёдорович Лось, старожил деревни Индычи
Началась обыденная жизнь. Молодой семье выделили жильё. Гаврила работал в газете. Либэ, тоже имея диплом журналиста, воспитывала детей. К тому времени их было уже трое – родилась дочь Соня. Всё шло своим чередом. Но 22 июня 1944 года началась война.
Случилось так, что в субботу 21 июня в гостях у семьи был брат Гаврилы – Антон. Он приехал на лошади из Индыч в Брест за покупками и заночевал у родственников. С первыми залпами войны Гаврила Онищук отправился в редакцию газеты. В этот момент семья разлучилась на долгих 4 года.
Работников газеты сумели эвакуировать, и Либэ с детьми осталась одна. Антон принял мудрое крестьянское решение: «Собирай детей и едем к нам – в Индычи». Погрузив на телегу нехитрый скарб, родственники отправились в дорогу. Так в деревне Индычи в самом начале войны появилась еврейская семья. Либэ с детьми приняла на постой старая одинокая бабка Матрёна (по-деревенски – Матруна).
А вокруг шла война. Немцы повсюду устанавливали «новый порядок», в котором не было места людям с еврейской кровью. Через несколько недель некоторые жители деревни зароптали: «Что будет с нами, если немцы узнают о еврейской семье?».
И вот однажды вечером в хатке Матруны собрались на сход индычские мужики. Слово держал уважаемый всеми сельчанин Фёдор Лось, которого немцы к тому же назначили старостой деревни: «Хлопцы! Если немцы дознаются, что у нас живут евреи – будет беда! Но и выдать Либэ с детьми на погибель мы тоже не имеем права – она жена нашего Гаврилы. Что будем делать?»
И мужики постановили следующее: оставить семью в Индычах. Но всей деревне держать язык за зубами. Либэ и её дети внешне мало походили на евреев. Поэтому было решено Либэ впредь называть Любой, Гарика – Гришкой, а Вилена – Володькой. «А бабам и детям своим накажите – молчок. Если кто проболтается или специально донесёт, то помните – времена сейчас лихие. Корова может с паши не прийти, или сарай ночью загорится…» – подытожил собрание Фёдор Лось.
Керосиновая лампа от немецкого офицера
И жизнь пошла своим чередом. Люба, переезжая из Бреста, захватила с собой швейную машинку. И теперь она обшивала жителей Индыч. В качестве оплаты за работу брала продукты, что позволяло кормить свою семью. Старшие дети помогали Матруне по дому. В соседних Пелищах стоял небольшой немецкий гарнизон, но в Индычи оккупанты наведывались редко, решая все вопросы через старосту. А Фёдор докладывал, что у них всё спокойно, партизан и евреев в деревне нет.
Прошёл год. Однажды летним вечером в дом к Любе наведался священник местного Храма отец Дмитрий (в миру Дмитрий Бай). Он предложил окрестить Любу и её детей в православную веру. Женщина наотрез отказалась от такого предложения в отношении себя, но детей в Храм отправила. Так Гарик, Вилли и Соня в один день стали православными христианами.
Как-то раз у ворот Матруниной хатки остановился мотоцикл. В дом вошёл немецкий офицер. Люба как раз сидела в полумраке у окна и что-то строчила на машинке. Гость осмотрел небогатое убранство маленького домика с земляным полом и обратился к хозяйке: «Я служу в комендатуре в Каменце. Знаю, что Вы образованная женщина, знаете немецкий язык. Нам нужен переводчик, и я предлагаю вам работу». Люба, имея гордый и независимый характер, отказалась от предложения работать на врага.
Офицер уехал, а в сердце закралась тревога – может быть ещё что-то знает про семью этот офицер? Какие последствия влечёт за собой его визит и отказ работать на немцев? Но офицер оказался порядочным человеком. Через несколько дней он вернулся и… подарил Любе керосиновую лампу.
Так семья и продолжала жить в Индычах. 22 июля 1944 года деревня была освобождена от немцев. А через год в село приехал Гаврила – муж Либэ. Встреча получилась очень трогательной: слезам радости и словам благодарности односельчанам не было конца. Оказалось, что всю войну он прослужил военным корреспондентом в армейской газете. Имел офицерское звание и боевые награды. Через некоторое время семья уехала в Минск, где Гавриле предложили работу в редакции республиканской газеты.
Из деревни уезжал только на службу
Прошли годы. Дети из этой семьи выросли и стали достойными людьми. Вилен, закончив ВУЗ, получил образование дипломата и долго работал в Австрии. Гарик стал высококвалифицированным токарем. В 2003 году они, уже совершенно пожилые люди, приезжали в Индычи. Прошлись по деревенской улице, заглянули в давно не жилую хатку, где провели четыре года своего детства, встретились с очевидцами тех событий. К этому времени все члены семьи Онищуков ушли в мир иной. В Минске похоронены Гавриил с женой. Его братья Антон и Константин покоятся на кладбище в Индычах. Осталась только память.
Эту историю нам поведал свидетель тех событий Михаил Фёдорович Лось, старожил деревни Индычи. Упомянутый в истории Фёдор Лось – это его отец.
В этом году ветерану Великой Отечественной войны исполняется 97 лет. И все годы он прожил в Индычах, отлучившись из родной деревни только на один год для воинской службы. Несмотря на почтенный возраст, Михаил Фёдорович сохранил здравый ум и светлую память, которая поможет нам, представителям младшего поколения, приоткрыть ещё не одну страничку истории нашей деревни.
Василий ОРОБЕЙКО,
руководитель краеведческого кружка Пелищенской средней школы.
Это может быть интересно:
-
Каменчанин Сергей Сидорук реализовал свою мечу и теперь работает в «Белавиа»
-
Военная академия Республики Беларусь ждет вас в в своих рядах!
-
Брестская пограничная группа объявила творческий конкурс на лучший рисунок имиджевого образа
-
Мошенники продолжают обманывать доверчивых граждан
-
В Беларуси продолжается подготовка к поступлению в Институт пограничной службы.