Поговорили с директором районного социально-педагогического центра в Пелище о детях, реабилитации родителей и важной работе центра

Все помнят детскую песенку маленького мамонтенка, долго искавшего свою маму. К сожалению, с годами она не становится менее актуальной. А все потому, что некоторые мамы продолжают «теряться» по собственной вине, от чего их поиски тянутся годами. Коллектив районного социально-педагогического центра в Пелище на протяжении многих лет помогает детям, нуждающимся в государственной защите, искать и находить своих мам. О воспитанниках, их реабилитации и возвращении в родные семьи – в нашем интервью с директором центра Ольгой ГОМЗЮК.

– Ольга Михайловна, сколько лет вы работаете в учреждении?
– Уже 7. Еще со школьного возраста хотела связать будущую профессию с детьми. Так и получилось: с 1992 года работаю в образовании: сначала детский сад, затем школа, после – социально-педагогический центр.
– Что самое сложное в вашей работе?
– Видеть слезы в глазах ребенка. Непросто принимать это, зная, что виновники – родители, которые должны быть оплотом любви, внимания и заботы для своих детей.
– Сколько сотрудников сейчас в центре?
– Социально-педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию воспитанников отделения детского социального приюта осуществляют 20 работников: заместитель директора, социальные педагоги, педагоги-психологи, методист, медсестра, воспитатели, завхоз, помощники воспитателей, повара, рабочий по стирке и кастелянша.
– Как организовано обучение детей? Их досуг?
– Воспитанники дошкольного возраста в первую половину дня занимаются в яслях-саду, школьники – Пелищенской СШ. Питание – 5-разовое. Дети обеспечиваются бесплатными сезонными одеждой и обувью, предметами личной гигиены.
Воспитательная работа планируется и проводится по возрастным группам по блокам: «Я и природа», «Я и моя семья», «С верой в душе», «Я и мое здоровье», «Я и общество», «Я и мое Я», «Я и моя безопасность». Для воспитанников функционирует два объединения по интересам: «Этикет и культура общения» и «Творческая мастерская».
Социальный педагог и педагог-психолог совместно с воспитателями детского социального приюта проводят различные воспитательные мероприятия, способствующие успешной адаптации детей к новым условиям проживания, повышению эффективности реабилитации детей в детском социальном приюте, развитию их творческих способностей, а также мероприятия, посвященные Дню защиты детей, Дню Победы, Дню семьи, празднованию Рождества и Пасхи. Традицией стало проведение новогодних благотворительных акций «Наши дети» и «Елка желаний», праздников, посвященных Дню матери, Дню знаний, Дню учителя, 8 Марта.
В учреждении регулярно проводятся заседания медико-психолого-педагогических консилиумов, на которых рассматриваются итоги адаптации, ход и итоги реабилитации воспитанников.
Приоритетные задачи педагогического коллектива – укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, коррекция вредных привычек.
– Сколько детей находится сегодня в центре?
– На данный момент реабилитацию проходят семеро, которые признаны нуждающимися в государственной защите. В центре их окружают люди, которые помогают ребятам в повседневных заботах, подают личный пример, во всем стараются быть опорой.
– Сколько воспитанников проживали здесь за все годы существования центра?
– За 12 лет здесь прошли реабилитацию 404 ребенка. Вернулись в родные семьи 238, 21 ушел в опекунские семьи, 65 детей приняли на воспитание приемные семьи. Это и есть основное достижение сотрудников учреждения – большинство детей возвращаются к себе домой, к маме и папе. Но, к сожалению, не все дети вернулись к своему домашнему очагу. Родители некоторых из них не смогли изменить свой образ жизни.
– Это дети только из нашего района?
– Воспитанники социально-педагогического центра – только с Каменетчины. В учреждение принимаются в установленном порядке несовершеннолетние от трех до восемнадцати лет: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; находящиеся в социально опасном положении; признанные нуждающимися в государственной защите; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, ушедшие из детских интернатных учреждений (за исключением несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений); не имеющие постоянного места жительства или оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.
– Какие основные причины того, что дети оказываются в социально-педагогическом центре?
– К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужны личное счастье пап и мам, гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основные, базовые потребности ребенка. Однако далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и не создают им достойный уровень жизни.
Основные причины, по которым дети попадают к нам, – это алкоголизм родителей и уклонение их от выполнения прямых обязанностей, антисанитария, безработица, финансовые проблемы.
– Как учреждение помогает реабилитации родителей для возвращения детей в семьи?
– Главная цель в работе с семьями несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, – восстановить воспитательный потенциал семьи, мотивировать родителей на изменение образа жизни и осознание ценности своих детей, что в комплексе будет способствовать возвращению ребенка на воспитание в родную семью, так как ее ни одно государственное либо негосударственное учреждение никогда не сможет заменить. Для достижения главной цели – реабилитации семьи и возвращения детей на воспитание родителям – в нашем учреждении сложилась определенная система работы.
Наряду с социальной и медицинской реабилитацией детей проводится работа по возвращению родителей к нормальному образу жизни, ликвидации причин семейного неблагополучия. С кризисными семьями заключается соглашение о сотрудничестве между родителями и социально-педагогическим центром, где прописываются все факторы неблагополучия в семье, которые родители должны устранить для того, чтобы дети вернулись в семью: косметический ремонт в квартире; обращение к врачу-наркологу для лечения, кодировки или просто консультации с предоставлением соответствующих подтверждающих документов; посещение консультаций специалистов в центре; регулярное посещение своих детей в приюте; совместное участие в мероприятиях центра и др.
Ежемесячно специалисты социально-педагогического центра посещают все семьи воспитанников с целью контроля выполнения родителями принятого соглашения и межведом­ственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, которые включают в себя конкретные мероприятия по исправлению кризисной ситуации в семье. Во время посещения с родителями проводятся беседы о вреде алкоголя, необходимости лечения от алкоголизма, об их ответственности за воспитание детей.
Специалисты консультируют родителей, взаимодействуют с другими ведомствами и организациями с целью своевременного оказания помощи семье.
На многих родителей пребывание детей в приюте оказывает отрезвляющее действие.
Результат работы специалистов социально-педагогического центра с родителями зависит от того, насколько сами родители заинтересованы в возвращении своих детей в семьи. Именно поэтому в своей деятельности мы стараемся задействовать все возможные способы воздействия на родителей: непосредственный разговор, практическую работу по поиску способов выхода из сложившейся ситуации, разработку и предоставление родителям и детям буклетов, брошюр по рассматриваемой проблеме. Задача администрации и специалистов центра – расположить к себе родителей, вызвать их на откровенность, разбудить желание поделиться своими сомнениями, мыслями, а главное – убедить их в том, что даже, несмотря на случившееся в их семье, им хотят помочь.
Работа с неблагополучной семьей не всегда приносит положительные результаты, но нас радует, что в результате проведенной совместной планомерной и кропотливой работы в некоторых семьях воцаряются покой и взаимопонимание.
– Что бы вы хотели сказать матерям, чьи дети вынуждены проходить реабилитацию в социально-педагогическом центре?
– Часто мы встречаемся с нелегкими ситуациями, поэтому нелишним будет пожелать не опускать рук и верить, что все получится. Мне хочется, чтобы всякий дом никогда не покидали семейное тепло, ощущение безопасности, понимание и желание заботиться друг о друге. Для каждого ребенка неоспорима важность и уникальность опыта воспитания в родной семье, потому что только она может сформировать представления о социальных ролях, развить чувство ответственности и заботы, создать основу будущих счастливых семей.
– Говорят, чужих детей не бывает…
– Это так. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, имеет право на счастье. Хочется ответить строчками стихотворения Кристины Алборовой “Чужой ребенок может стать родным…”.

Анастасия ЯНКИНА.
Фото Николая ШУМА.

Добавить комментарий