Парк высоких технологий помог Высоковской школе оборудовать STEM-центр

У каждого поколения свои представления о том, какую профессию выбрать. Было время, когда чуть ли не все дети мечтали стать космонавтами. Теперь в тренде «айтишники». И дети из Высокого наверняка смогут связать свою жизнь с высокими технологиями и добиться в этом деле успеха, если захотят. Ведь у них есть Александр Николаевич Лешкевич – не просто учитель, на уроках которого не заскучаешь, а педагог, под которого Парк высоких технологий оборудовал в Высоковской школе STEM-центр. Единственный в районе и один из немногих в области. А это, согласитесь, что-то да значит.

С математикой на «ты» Александр Лешкевич с детства. И профессию выбрал соответствующую – поступил на математический факультет БрГУ, где еще и страстно увлекся информатикой. Получив диплом, пришел работать в Волчинскую школу учителем математики и физики. Часов по информатике ему не досталось, и он, чтобы не заскучать, стал продвигать тему информационных технологий на факультативах и внеурочных занятиях. Дети заинтересовались, начали участвовать в разных конкурсах и научно-практических конференциях – и… побеждать. «Когда мы только начинали ездить на конкурсы, на нас смотрели круглыми глазами: мол, как вы вообще сюда попали? – улыбаясь, рассказывает Александр Николаевич. – Среди участников – сплошь гимназии да лицеи, а тут приехала какая-то сельская школа, где 70 человек занимаются…» Но молодые дарования из этой школы заявили о себе громко и уверенно: две ученицы Александра Лешкевича заняли 3-е место в республиканской научно-практической конференции и были отмечены премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных школьников и студентов.

Тогда же он впервые попробовал «пробиться» со своими учениками на конкурс BelSEF. Это о-о-очень крутой международный конкурс с акцентом на инженерных разработках, который до недавнего времени проводила компания Intel. Региональные этапы проходили по всему миру, в Беларуси его организовывал ПВТ. Когда у нас конкурс закрылся, ученики Лешкевича стали участвовать в аналогичном форуме в Санкт-Петербурге – Балтийском научно-инженерном конкурсе. Пожалуй, самом серьезном на всем постсоветском пространстве. Чтобы попасть на него, надо пройти жесточайший отбор. А наши дети не просто проходили этот отбор, но и становились финалистами, лауреатами и победителями. Одна из учениц Александра Николаевича, Татьяна Климахович, даже завоевала диплом Йельского университета (США) с предложением продолжить в нем учебу…

Ведет то, что нравится

В 2017 году Александр Николаевич перешел работать в Высоковскую школу. Ведет два обожаемых им предмета – информатику и математику. С детьми, которым эти предметы действительно интересны и кто готов выйти за рамки школьной программы, занимается факультативно или индивидуально. На информатике помимо привычного Паскаля изучают более «продвинутые» С++ и «Питон». И результаты этой работы весьма эффектны. К примеру, нынешние 10-классники Мария Кондратюк и Дмитрий Сацута неоднократно были отмечены дипломами учительского, молодежного и научного жюри в секциях «Математика» и «Информатика» Балтийского научно-инженерного конкурса. В нынешнем году эти же две «звездочки» завевали диплом 1 степени в секции «Информатика» в областном конкурсе работ исследовательского характера. И таких наград и дипломов, привезенных учениками Александра Николаевича с самых престижных конкурсов и форумов, не счесть…

«Под конкретного учителя»

В декабре 2018-го Высоковская школа приняла участие в конкурсе «Хочу в STEM-класс», который уже несколько лет организует Парк высоких технологий. STEM – это своего рода интегрирование нескольких предметов в одном занятии. К примеру, естественных наук с инженерией, технологией и математикой. Очень перспективное направление. Мечта для школ, где намерены вырастить будущих гуру в IT-сфере. Высоковская школа вышла во второй тур (это по республике-то!), получила огромный опыт, но в число победителей не попала. «Конечно, мы расстроились, – рассказывает заместитель директора школы по учебной работе Светлана Истратова. – Наши дети загорелись идеей заняться робототехникой, начали изучать Scratch (детский язык программирования – ред.), но у нас были всего два комплекта для робототехники. Это очень мало. Они безумно дорогие, более 1000 рублей один. Мы писали во многие «айтишные» фирмы с просьбой помочь, стучали во все двери. И вдруг в декабре прошлого года – телефонный звонок».

Позвонил сам Александр Мартинкевич, заместитель директора Парка высоких технологий. Оказывается, ПВТ ведет своего рода базу данных тех, кто участвует в проводимых им конкурсах, следит за их успехами, и учитель из Высоковской школы у них давно на примете. Мартинкевич и сделал школе предложение, о котором можно было только мечтать: ПВТ готов выступить спонсором STEM-центра. Долго говорил с директором школы Валентиной Леонидовной Потребенко. Потом еще дольше – с Лешкевичем. Расспрашивал, в каком направлении он работает, какого возраста дети у него занимаются, какие у самого учителя планы на будущее? Дело в том, что ПВТ создает такие классы и центры под конкретного педагога. Если он уйдет, класс просто перестанет функционировать…

ПВТ поставил школе еще одно условие: STEM-центр не должен походить ни на один другой кабинет. «Это было безумный декабрь, – смеется Светлана Сергеевна. – Мы каждый день отсылали в ПВТ фотографии, как в кабинете идет ремонт. Они контролировали каждый наш шаг! Мы искали и заказывали специальную мебель». Наконец поступило и само оборудование: непривычной трапециевидной формы столы-трансформеры, современные ноутбуки и те самые комплекты для робототехники, причем на разные возрасты детей. В январе этого года из ПВТ поступила отмашка: можно работать, приступайте. Так, тихо и незаметно для широких масс, в Высоковской школе начал работать уникальный STEM-центр, на базе которого идут стимулирующие и факультативные занятия по программированию и робототехнике.

Глаза у детей горят

Мне повезло попасть как раз на одно из таких занятий с детьми из 4 классов. «Они ко мне со 2 класса приходят, мы с ними Scratch учили. Робототехника для них как бонус», – рассказывает Александр Николевич. С помощью полученных комплектов дети собирают роботов по принципу Lego, а потом программируют их на выполнение разных функций. Они с гордостью демонстрируют мне свои работы: роботов-футболистов, с которыми можно устраивать настоящие футбольные баталии, робота-муху, который ползает и жужжит, робота-собаку… Глаза у детей при этом горят, и видно, что дело это им безумно нравится…

В этом кабинете работает и жена Александра Лешкевича Елена Владимировна. Вообще-то она учитель белорусского языка и литературы, и учитель классный: работы ее учеников также не один раз были отмечены на олимпиадах и научно-практических конференциях. Но помимо этого Елена Владимировна выучила Scratch и ведет по нему занятия в STEM-центре для самых маленьких. Готовит кадры для Александра Николаевича, шутят в школе.

У них трое детей, старшие уже ходят в школу, и Всеволод увлеченно создает и программирует роботов. И вообще, говорят педагоги школы, подает очень большие надежды.  В программировании в чем фишка – в нем нет возрастных ограничений. Тут главное, считает Александр Николаевич, желание ребенка и «правильное» мышление. Если все это есть, учитель может быть только помощником.

Скромничает, конечно…

👤Елена ТРИБУЛЕВА.

Фото автора.