Заречаны
Деревня Заречаны раньше всегда носила название Церковники. В ней, расположенной близ торгового пути из Каменца в местечко Немиров, что на противоположном берегу Буга, была не только старинная церковь, но и богатая корчма. На правом берегу ручья была одноименная деревня чуть поменьше.

Но уже на карте 1841 г. церковь стоит на правом берегу, а деревни на левом нет. На сегодняшний день это место, скорее всего, находится под озером. Построенная в 1790-х годах церковь сгорела весной 1920 года, когда люди, вернувшиеся из беженства, из России, вновь начали обживать деревню. Кто-то ранней весной поджег бурьян, и огонь перекинулся на церковь. Старожилы рассказывают, что было интересное предзнаменование этой трагедии. Все три дня на пасхальной службе в 1920 году люди слышали в храме жалобный церковный звон. Но никто не придавал этому значения. Все стало понятно после пожара. Церковь больше не восстанавливали, и только в 60-70-е годы местные мальчишки обнаружили на ее месте глубокие подвалы, в которых находили оставшиеся там церковные ценности. Но в то время на сохранность их никто не обращал внимание.
Кощеники

Большая деревня Кощеники была севернее Шестаково. Она разделялась ручьем на две части. Сейчас в этом месте поле, которое уже много лет пашется, и здесь находили монеты начиная от времен Древнего Рима и заканчивая временами Речи Посполитой и Российской империи. Рассказывают о кладе серебряных монет, найденном на месте этой деревни. Судя по этим монетам, в более низкой части деревни активно развивалась жизнь в Средневековье, а повыше, в восточной, – в более позднее время, когда наши земли были в составе Российской империи. Также обнаружены монеты Древнего Рима.

Недалеко от деревни Миневичи были когда-то два фольварка – Марцелин и Сероцин.

Любопытно, но повсеместно встречающихся средневековых боратинок на полях, где они стояли, не находили, а встречались лишь единичные находки монет времен С.А. Понятовского и Российской империи. Это, наверняка, означает, что возникли и исчезли эти фольварки в более позднее время.

На территории современного Каменецкого района исчезли многие средневековые деревни. Возможно, события 1654-1667 гг., Северной войны 1700-1721 гг. могли привести к этому. Очень немного людей пережили те ужасные события. Ниже можно почитать описание Каменца после Тринадцатилетней войны.
Кругель
Деревня Кругель, стоящая на древнем торговом пути, по рассказам старожилов, сильно пострадала в 1700-е годы, во время Северной войны. Ранее она находилась рядом с церковью. Существует легенда о кладе на месте корчмы в этой деревне. Он был закопан как раз во время этой войны.

В актах Виленской археографической комиссии есть описание жизни кругельских крестьян в конце 1500-х годов.

На сегодняшний день деревня Кругель сместилась северо-западнее, за дорогу. От церкви осталась одна каменная ограда.

А еще на карте 1841 года обозначен господский двор – Бучемля. А рядом с ним – церковь и корчма. Сейчас на этом месте – пахотное поле.

По дороге из Кругеля в Каменец, недалеко от Липны, находился господский двор Бабичи, а рядом с ним – церковь и мельница. Местные жители рассказывают о том, что недалеко от церкви был целебный источник. Но он высох (целебная сила воды пропала) после того, как местный помещик искупал в нем собаку. Здесь на поле находили преимущественно средневековые монеты.

Деревня Демянчицы на левом берегу Лесной, по рассказам местных жителей, также смещена. В Средневековье она находилась юго-восточнее современной деревни, в низине, ближе к воде. Переместились и Олешковичи, в древности они были восточнее современных. Шаличи сместились чуть дальше от ручья, на берегу которого находилась более ранняя деревня. Расположена она восточнее Тростяницы. Прекратил свое существование фольварк Ковалево недалеко от Хотиново, на берегу реки Тростянка. Сейчас это поле, которое заросло диким кустарником.
Жители Николаева (бывший фольварк Ельня) при строительстве забора возле церкви находили римские динарии, в той же деревне, напротив современного кладбища, на берегу реки Кривуля, – не только их, но и арабские дирхемы. Обжитый и богатый, судя по рассказам о найденных монетах, был также фольварк Пуковки на берегу той же речки Кривуля.
Иногда находили римские денарии и на поле, где ранее была деревня Углы.

Сюлки также раньше располагались чуть восточнее современной деревни. А место, где находился фольварк Капустичи, застроено сегодня фермой. Оно упоминается еще в 1500-х годах вместе с Войской и фольварком Гришицы.


Смещались на другие места не только деревни, но и храмы. Церковь в Огородниках, что недалеко от Любашек, сейчас стоит возле дороги. Ранее она находилась немного западнее.

Ушли в небытие имена, фамилии, люди, события далеких времен. О средневековой жизни мы можем узнать по немногим оставшимся документам…
Корчма
В жизни практически каждой деревни значимое место занимала корчма. Если населенный пункт был большой и многолюдный, то в нем могло быть и две корчмы, и три. Чаще всего они стояли на перекрестках дорог. Обычно здание, отведенное под корчму, делилось на две части. Слева, как правило, проживал арендатор с семьей, там же можно было выпить кварту сивухи, а справа располагалось гостевое помещение, где предоставляли ночлег.
Корчма была тем местом, где люди не только отдыхали. Здесь оглашались королевские указы, замышлялись и обдумывались восстания и бунты. Сюда стекались вести со всей округи. Приносили и рассказывали их пилигримы, старцы, слепые лирники, которые специально выкалывали своим детям глаза, чтобы обеспечить им кусок хлеба.
Держали или арендовали корчмы евреи-корчмари. В те времена они представляли особую прослойку в обществе. С одной стороны – их самих нещадно эксплуатировала шляхта, а с другой – они с такой же нещадностью обдирали крестьян, являясь посредниками между теми и другими. Через арендатора пан принудительно сбывал крестьянам своей деревни продукцию собственного бровара. Крестьянин имел право пить только в своей корчме в своей деревне. Того, кто пил в другом месте, могли наказать розгами или посадить в ледяную полынью. Причем на год устанавливалась та мера водки, которую необходимо было выпить. А не сможешь, все равно заплатишь ее стоимость, согласно неписаному закону.

Являясь, по сути, социальным злом для жителей деревни, корчма все равно пользовалась у них популярностью. По воскресеньям там собирались крестьяне, пили и танцевали под звуки скрипки. А если у кого-то не хватало денег, то можно было принести за полцены и одежду, и зерно, и другое добро. В некоторых деревнях благодаря таким историям люди и помнят о корчмах. Например, в Величках старожилы рассказывают, что местные мужики не только несли в корчму вещи, но могли и привезти в качестве залога, например, молодого теленка.
Корчма являлась также объектом номер один для лихих людей того времени. Поскольку большее накопление звонкой монеты, чем хозяин корчмы, вряд ли кто имел в деревне. Лакомым кусочком была корчма также для завоевателей.
Благодаря активной общественной жизни в те времена, в земле, на тех местах, где стояли средневековые корчмы на протяжении нескольких столетий, – множество потерянных монет всех времен и королей. И поскольку корчмы старались строить на удобных местах возле воды, на плодородной земле, то эти участки часто заняты и сейчас.
Но очень многие из них из года в год пашут, как и поля, где ранее находились старинные деревни. Монеты, потерянные на их улицах или во дворах, на протяжении столетий подвергаются различным воздействиям при обработке полей. Часто находят гнутые, разорванные, обломанные или поцарапанные, испорченные химическими удобрениями монеты.
* * *
Поиск и коллекционирование монет сегодня – самое распространенное хобби в мире, интересное занятие, позволяющее отвлечься от трудовых будней, отдохнуть душой и телом. Многие годами собирают коллекции монет. В продаже есть специальные альбомы для них с прозрачными листами. Монету в ячейке можно рассмотреть с двух сторон, просто перевернув страницу. Кому-то кто-то подарил первую монетку, кто-то просто нашел ее в огороде или на улице. Появляется желание добавить еще одну, потом еще. И если азарт захватывает человека, то скоро он превращается в коллекционера, который не просто собирает монеты, но и изучает их, а также – историю своей местности, народа, события, которые здесь происходили.
Человек увлечен и своим интересом расширяет не только свой кругозор, но и кругозор близких людей, коллег, знакомых.
Кто не знает своего прошлого, тот не имеет будущего. Так гласит древняя мудрость. Решая повседневные задачи, мы не должны забывать о том, как жили наши предки. Нельзя прерывать связь поколений. И тогда взгляд на сегодняшний мир становится более мудрым и взвешенным.
Александр КОШЕЛЮК, г.Высокое.