Государственное учреждение образования «Пограничная средняя школа» открыто в 1994 году. Однако оно пришло на смену школе, существовавшей здесь ранее. Историческое прошлое учебного заведения очень богато, ибо обучение детей велось в различные временные отрезки различными педагогами при различных политических обстоятельствах…
Интереснейший труд по истории школы и края принадлежит нашему земляку, уроженцу села Хлевищи Ивану Павловичу Марчуку – автору «Хроники Гольской школы». Являясь очевидцем того времени, он описал особенности обучения в период царской России и польского времени. Многие факты подтверждаются архивными данными, воспоминаниями старожилов, а также информацией интернет-ресурсов. К сожалению, восстановить полную картину прошлого школы нереально, однако некоторые страницы ее истории общеизвестны.
Согласно «Хроники», «Гольская школа берет свое начало со времен царствования императора Александра I… В Западном крае стали основываться школы, среди которых и была «Парафиально-духовная школа» в деревне Песчатка, одна на весь приход…» [1] Действительно, для того времени характерны административная принадлежность территории края к Гродненской губернии Брестского уезда Половецкой волости и принадлежность к Половецкому приходу, в состав которого входили деревни Голя, Песчатка, Суходол, Хлевищи, Терехи, Вулька, Ставища. [2] Подтверждением верности данного факта являются найденные в интернете картографические материалы второй половины 19 века. [3]
Иван Павлович рассказывает: «Учеба была бесплатная, добровольная. Учились ребята в возрасте от 10 до 17 лет. По этой программе обучение проходило до 1864 года, когда польские паны-помещики подняли восстание против России… По этой причине в 1864 году закрыли школу в деревне Песчатка, а через 4 года, в 1868-м, открыли в том же доме новую школу, в которой учение уже велось на русском языке. Школа называлась Половецким народным училищем. Заведующими школой были священники, которые только контролировали школу, а учителями – псаломщики, либо хорошо грамотные граждане, окончившие ту же школу…» [1] Таким образом, это первый факт упоминания о Половецком народном училище.
Согласно автору, «…школьный дом, длиною 10, шириной 6,5 и высотой 2,3 метра, стоял в западной части деревни Песчатка, против Половецкого волостного правления, через улицу, в 200 метрах от трактовой дороги, ведущей с города Высокого до местечка Клещели…» Сегодня на этом месте располагается пограничная застава имени Героя Советского Союза Ивана Барсукова.
«Учеба велась с восхода до захода солнца. В школе применялось телесное наказание: битье линейкой в ладонь левой руки, секли розгами, положивши ученика на скамейку, крутили за уши, трясли за волосы. Выучивание стихотворений и статей наизусть производилось методом сухой зубристики и схоластики. Наглядные методы учения не применялись… Учились и мальчики, и девочки…
Училище считалось одноклассным народным с тремя отделениями: I, II, III – и приготовительным. В приготовительном учились малоуспевающие, плохо посещающие уроки, переростки, которые заканчивали свою учебу, не дойдя до II отделения. Чтобы окончить училище, успевающий ученик должен был учиться 4 учебных года.
Учебный год начинался с 1 октября старого календарного стиля, а заканчивался в конце апреля. В мае учились только те ученики третьего класса, которые приготовлялись к экзаменам. До экзаменов заведующий училищем допускал не более 20 учеников, хорошо подготовленных, так как экзамены были строгие, на которых экзаменационная комиссия смотрела не на количество, а на качество сдающих экзамен.
В Половецком народном училище преподавались следующие предметы: русский язык (правильно говорить, читать и писать), славянский язык (только читать), закон Божий, арифметика до дробей, пение и гимнастика. Уроки географии, природы и истории входили в состав уроков русского языка. Особенно хорошо было организовано обучение гимнастике. Каждый ученик во время урока имел деревянное ружье и выступал в строю как настоящий боец, хорошо знающий строй. Учителем гимнастики при заведующем училищем Мушице был гражданин деревни Голя – Иван Белемук.
Учились ребята в школе целый день, часов 7-8, совместно все отделения в одном общем зале на 140 учеников, в котором одновременно вел уроки один учитель, занимаясь с одним отделением громко, а остальным отделениям давая работу тихую: чистописание, решение письменных арифметических примеров и задач, тихое чтение статеек, переписывание упражнений из грамматики, выучивание наизусть стихотворений.
В большинстве случаев громкий урок был опросом домашнего урока. Часто учитель, если не успевал проверить сам работу учеников, назначал с III отделения лучших ребят для проверки уроков в первом и приготовительном отделениях. Проверить самому было очень трудно, так как ребят каждый год училось 130-140 человек в возрасте от 9 до 16 лет. Тогда часто бывали такие факты опроса учеником уроков: когда ученик третьего класса спрашивал урок мальчика первого либо приготовительного, тогда последний, чтобы на него не докладывали учителю, тут же под скамейкой в бумажке совал кусок своей обеденной порции, в противном случае ученику часто приходилось лизать свою раскрасневшуюся от линейки левую ладонь руки. Поэтому некоторые ученики старшего отделения с охотой шли спрашивать уроки в младших отделениях.
Каникулы в Половецком народном училище были следующие: рождественские (начинались с 24 декабря и оканчивались 8 января), каникулы Масленицы (в Масленую неделю с четверга по воскресенье), весенние (с Вербного воскресенья – 14 дней), летние (с 1 мая до 1 октября по старому стилю).
В марте 1910 года школьный дом сгорел от неосторожности сторожа, который готовил в самоваре воду на чай… Это было при заведующем Шахолевиче. После этого пожара поднялась борьба между деревнями Песчатка и Голя, где строить новое здание школы… В старом здании бывшей школы помещались канцелярия и квартира урядника, а также арестантское отделение, в котором замыкали провинившихся за пьянство и буйство граждан… Песчатка отпускала место для строительства новой школы в восточной стороне деревни, в урочище Выгон, где был сыпучий песок, а Голя давала гектар площади, очень плодородной… С 1910 по 1912 годы школа строилась в Голе…
Первым заведующим Половецким народным училищем был учитель Мигицкий, который учил с 1867 по 1881 год… Среди людей он пользовался большой популярностью. Народ общими силами поставил на его могиле приличный железный памятник…
Вторым заведующим был Михаил Мушиц из деревни Глинищ Верховичской волости, который учил ребят с 1881 по 1908 год, до своей смерти. При нем учился я сам. Был то учитель очень серьезный, за малейшее преступление строго наказывал …С 1906 года ему назначили помощника, учителя Бондаренко, который учил два года». [1]

В районной газете «Навіны Камянеччыны» от 9 июня 2005 года помещена статья Владимира Ефимовича «Наш славуты зямляк». В ней рассказывается о работе учителем в Половецком народном училище Макара Ивановича Игнатовского, отца Всеволода Игнатовского – первого президента Академии наук Беларуси. [3] Этот факт подтверждается интернет-ресурсом [4], но не находит подтверждения в «Хронике школы».
Следующий интересный момент связан с событиями строительства нового здания школы в деревне Голя. «После смерти Мушица, с 1908 года, стал заведующим школой учитель Шахалевич, учивший 2 года. При нем сгорело здание школы. С 1910 по 1912 год обучение проходило в частном доме Игнатия Пушкаревича. Учил учитель Курига. А с 1911-го – Семенюк, при котором заканчивалось строительство нового школьного здания в деревне Голя…» [1] Данная информация подтверждается. С этого момента история школы тесно связана с населенным пунктом Голя, будущей Пограничной. «В 1912 году школа вступила в строй. Это было двухклассное Половецкое народное училище, а заслуга в том, что именно здесь было построено новое здание, принадлежит ее жителям – Ивану Белемуку, занимавшему на тот момент должность старшины волости, а в прошлом учителя гимнастики Половецкого народного училища деревни Песчатка, и Якову Бегебе – волостному уряднику, т. е. коменданту полиции. Также сыграл факт наличия «ничейной» земли, предоставленной деревней Голля». [1]
В статистическом издании за 1913 год (Адресъ-Календарь и справочная книжка Гродненской губерніи) есть подтверждение слов И.П. Марчука.
«Первым заведующим была учительница Тарасюк, проработавшая до августа 1915 года (момента оккупации населенного пункта в годы Первой мировой войны). Вторым учителем был Владимир Лукашевич, который был мобилизован в армию в 1914 году». [1]
Суровые испытания военных лет затронули наш край: начинается массовая эвакуация населения вглубь России, устанавливается оккупационный режим. Старожилы рассказывали о том, что деревня обезлюдела, обрабатываемые участки земли поросли «хмызняком» – лозой. В здании школы находилась немецкая комендатура. [4]
Политическая обстановка меняется к концу войны, когда по возвращении жителей деревни школа начинает работать вновь. Учителем, согласно сведениям «Хроники», был «гражданин деревни Суходол Василий Дубяга. Учеба началась с 20 ноября 1918 года и продлилась до марта 1919-го. Детей было мало. Обучение велось на «местном» наречии». [1] Можно предположить, что это связано с нехваткой образованных людей.
События советско-польской войны привели к подписанию Рижского договора, согласно которому Западная Беларусь вошла в состав польского государства. Населенный пункт по новому административно-территориальному делению стал принадлежать Полесскому воеводству Брест-Литовского повета гмины Половцы (а с 1928 года – гмины Верховичи) польского государства. Среди реформ, проводимых в отношении «окраинных земель», была и школьная. Все школы переводились на польский язык обучения. Не являлась исключением и школа в деревне Голя.
Среди учителей этого периода односельчане помнят заведующего Козика и его жену, которые обучали грамоте, преподавали арифметику, чтение. По словам односельчан – свидетелей той эпохи – польские учителя «были дуже грамотные». [4] Проработали до 1935 года.
С 1936 года в школе преподавала семья Вильнеров – «пан Вильнер и пани Вильнерова». В это время учеников было до 180 человек. Школа была 4-классной, но многие дети, чтобы ее закончить, обучались 6-7 лет. [4] В субботу священник местной Свято-Михайловской церкви вел богословие.
1 сентября 1939 года начинается Вторая мировая война. Однако в ходе этих трагических событий наш край был воссоединен с Восточной Белоруссией и вошел в состав СССР. Школа становится народной. В это время преподают Иван Павлович и Анна Ильинична Марчуки. [4]
Преподавание идет на местном языке. А с открытием в деревне медпункта в школе проводились занятия по медицинской подготовке, которые проводила Вера Павловна Корженко. [5] (В годы Великой Отечественной войны зверски замучена фашистами и расстреляна вблизи Огородников за связь и помощь партизанам.)
Иван Павлович после Половецкого народного училища учился в Бельском городском училище. Окончив это заведение, получил право преподавания в школе. В годы Первой мировой войны находился в царской армии в чине младшего офицера. В годы польской оккупации был призван в ряды польской армии, а впоследствии учительствовал в разных местах Западной Белоруссии. Годы Великой Отечественной наложили на его судьбу ужасный отпечаток (находился в лагере в Бельске, из которого сильно больным вернулся домой). Учительствовал с 1944-го. В 1950-м умер.
Анна Ильинична проработала до 1953 года, после чего, имея 30 лет педагогического стажа, вышла на пенсию. [4]
Великая Отечественная война принесла множество бед. Наш край был оккупирован врагом. Школа не действовала – в ее здании размещалась немецкая конюшня. Пострадали сад, само здание…
Гольская школа
9 сентября 1944 года в ходе советско-польской договоренности Польше была передана Белостоцкая область и 2 района Брестской. Граница разделила населенный пункт надвое. Так появились Старая и Новая Голя. Вторая до 1948 года оказалась в Польше. Школа действовала как польская, а детишки Новой Голи обучались в Суходоле.

После вхождения в состав БССР и СССР школа вновь приняла детей. Учащихся – более 180 человек и обучение проходило в две смены. Первым директором послевоенной советской школы был бывший военный – Павел Степанович Пурик, посвятивший 15 лет своей трудовой жизни нашему населенному пункту (с 1948 по 1963 гг.).

До 1949 года школа действовала как начальная, а с 1950-го как семилетняя Гольская школа Волковичского сельского Совета Высоковского района. Школу посещали дети из населенных пунктов Новоя и Старая Голя, Песчатка. В один и тот же класс ходили дети разных возрастов. Однако в 1952 году школа выпустила своих первых питомцев, окончивших 7 классов. Среди выпускников – Петр Петрович Чиквин – бригадир строительной бригады города Высокое, который строил здание современной Пограничной школы.
В это время в школе работали учителя Павел Степанович Пурик (директор), Мария Спиридоновна Процко (завуч), Елена Александровна Манчак, Варвара Ивановна Иценкова, Григорий Тимофеевич Процко, Надежда Андреевна Чернуха (Жукович), Валентина Ивановна Кужелева, Анна Ильинична Марчук и многие другие.

В 1962 году был расформирован Высоковский район, а Гольская семилетняя школа вошла в подчинение Каменецкого районо и с 14.04.1962г. стала Гольской семилетней школой Каменецкого района (Приказ №126 по школе от 26.05.1962 г.).
С 1 сентября 1962 г. на основании решения исполкома Каменецкого районного Совета депутатов Гольская семилетняя школа стала Гольской восьмилетней школой Ряснянского сельского Совета. А в связи с переименованием деревни Голя в Пограничную, изменилось и название школы. В 1964-м (август) – Пограничная восьмилетняя школа.
В 1989 году произошло изменение нумерации классов (согласно постановлению Министерства образования БССР) и перевод учащихся из 3-х классов в 5-е, 4-х – в 6-е, 5-х – в 7-е, 6-х – в 8-е, 7-х – в 9-е.

С 31 августа 1992 года школа становится базовой. За это время директорами были: Василий Дмитриевич Шелоник (1963-1967, 1969-1990 гг.), Владимир Павлович Шостик (1967-1969 гг.), Василий Дмитриевич Шелоник (1969-1990 гг.)

Школе отдало годы упорного труда не одно поколение учителей, «сея разумное, доброе, вечное». Результат этого труда и в том, что в ее стены вернулись бывшие выпускники: Любовь Ивановна Сарвилина (выпускница 1966-го) – пенсионер, Людмила Васильевна Дубяга (выпускница 1988-го), Владимир Владимирович Вавринюк (выпускник 1997-го).
За период с 1952 по 1994 г. школу окончили более 540 человек. С отличием окончила школу Елена Белемук (выпускница 1989-го) и Александр Хомич (выпускник 1990-го).
Пограничная школа
В период с 1991 по 1993 год в деревне Пограничная строится новое здание школы, которое введено в эксплуатацию 10 января 1994 года. Школа становится средней. Упорный и кропотливый труд педколлектива создал здесь уютную и доброжелательную обстановку. Начинается новая страница в истории.

Многие годы посвятили школе педагоги Мирослава Феликсовна Хомич, Лидия Андреевна Скращук, Людмила Евгеньевна Вавринюк, Любовь Ивановна Сарвилина, Владимир Васильевич Вавринюк, Галина Григорьевна Илейко, Тамара Иосифовна Доцник. Сейчас они на заслуженном отдыхе, а их дело продолжила молодежь.
В 1996 году школу покинули первые выпускники-одиннадцатиклассники: Валентина Белемук, Лариса Гордеюк, Людмила Осейчук. Особое место занимает шестой выпуск (2001), в составе которого – два медалиста: Татьяна Илейко – золотая, и Юлия Шубич – серебряная. Татьяна – педагог, закончив Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, работает на Пружанщине.

С 2007 по 2021 год во главе школы была Жанна Ивановна Авдей.
В школе произошли кардинальные перемены. Возмужало новое поколение педагогов, которые прилагают все силы для того, чтобы приумножить славные дела школы. Это Зоя Петровна Рощенко, Людмила Васильевна Дубяга, Алла Федоровна Иванюк, Владимир Владимирович Вавринюк, Алла Михайловна Николаевич, Ольга Ивановна Вавринюк и многие другие.

Пережила школа и капитальный ремонт.
За годы существования школы как средней, она принимала и принимает активное участие в общественной жизни населенного пункта. Достигнуты определенные результаты на районном, областном уровне, о чем свидетельствуют грамоты, дипломы и другие награды.
Вспоминая прошлое…
Петр Степанович КОЛТОК, 1929 г. р., выпускник Гольской школы, житель Песчатки (запись 2005 г.)
– Учиться я начал при Польше. В 1936 году пошел в 1 класс. Школа тогда была 4-классной и ходили в нее дети, помимо Голи и Песчатки, с разных деревень. Были из Ставищ, Хлевищ, Бобровников… Учил нас тогда один учитель – пан Вильнер, но дисциплина у него была железная. И это при том, что детей было где-то до 180, все разного возраста. Учеба проходила в 2 больших классах. У одних шел урок письма, у других – арифметики, третьих учитель опрашивал устно. Обучение шло на польском языке. Помимо арифметики, письма и чтения были уроки богословия. Они проходили по субботам. В первом классе учили счету до 20, во втором – до 50, в третьем – до 10000. Часто помогали учителю опрашивать нас старшие, что были в 3 или 4 классе. Многие старались выслужиться, поэтому опрашивали с пристрастием. Плохой ответ – наказание. По рукам получали здорово.
В 1939 году заканчивал советскую школу. Учили нас тогда Иван Павлович и Анна Ильинична Марчуки. Иван Павлович в народе пользовался большим уважением. Очень грамотный. Его даже иногда называли паном. Хотя они и были польскими учителями, но именно им доверили учить… В 1940-м в школе проходили занятия по медицинской подготовке. Вела их молоденькая фельдшер Вера Корженко. Учила оказывать первую медицинскую помощь. За полученные знания я благодарен учителям.
Лариса Ивановна НИЧИПОРУК, 1921 г. р., жительница Пограничной, дочь Ивана Павловича и Анны Ильиничны Марчук, учителей Гольской школы (2004 г.):
– Мои мама и папа были очень грамотными людьми. Отец выходил из Хлевищ из крестьянской семьи, но благодаря родителям смог получить образование. Обучался в Половецком народном училище, по окончании которого продолжил обучение в Бельске в учительской семинарии. Не раз он рассказывал мне о том, какая дисциплина была, когда он обучался. За любую провинность наказывали. Чаще всего это были удары линейкой по ладоням… Мама окончила женскую гимназию в Бресте, после чего и начала учительствовать в Бордевке, у себя на Родине. Там они и познакомились. В польские времена учительствовали в Березе, Пружанах, Верховичах… В Голе оказались после установления советской власти, в 1940 году. Оба работали в школе. Отец был назначен директором.
В годы Великой Отечественной войны папу забрали немцы. Долго ничего о нем не знали. Потом оказалось, что он был в лагере в Белостоке. Не знаю как, но маме удалось его каким-то образом выкупить. Страшно больного она привезла его домой. Весь седой, в ссадинах и ранах предстал он перед нами… Мама выходила его, но здоровье было уже сильно подорвано.
После освобождения от немцев, родители вновь работали в школе. Она была польской, но учили на русском языке.
После вхождения в Союз, мой отец проработал недолго. В 1950 год его не стало…
Мама работала до 1953 года, после чего вышла на пенсию.
Надежда Андреевна ЖУКОВИЧ, учитель-пенсионер школы (2005 г.):
– В школу в деревню Голя я прибыла работать в 1952 году. На тот момент она была уже семилеткой, и при мне был первый ее выпуск. Время послевоенное, работать было очень тяжело, но и интересно. Директором школы был Павел Степанович Пурик, бывший военный. Это был очень строгий учитель как к себе, так и к окружающим. На то время в школе был довольно большой коллектив. Это Мария Спиридоновна Процко – завуч, Елена Александровна Манчак, Варвара Ивановна Иценкова, Валентина Васильевна Кужелева, Анна Ильинична Марчук и др.
Анна Ильинична, насколько мне было известно, как и ее покойный муж, учительствовала с польских времен и человеком была довольно своеобразным. Однако проработала недолго, до 1953 года, после чего вышла на пенсию. Остальные же учителя все были молодые, полные сил. Первые послевоенные классы были очень большими. В них были ребята самих разных возрастов, так как за годы войны никто не обучался.
В 1964 году школу возглавил новый директор – Василий Дмитриевич Шелоник. С ним и связана моя последующая трудовая деятельность. Всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы. Будучи на пенсии работала еще в школьной библиотеке. Сейчас уже многие годы нахожусь на заслуженном отдыхе.
Из учащихся – выпускников того времени, что добились определенных результатов в жизни, карьере и живут в нашей деревне, хочется назвать прежде всего Валентину Ивановну Дубягу (в девичестве Рощенко) и Любовь Ивановну Сарвилину (Якубик). Они, являясь депутатами местной и районной власти, отстаивают наши интересы. Да и вообще своим трудом и упорством добились многого в жизни и, прежде всего, уважения со стороны местных жителей. А в целом хочу сказать, что на своих выпускников я не в обиде. И неважно, где они устроились в жизни, главное, что людьми стали…
Василий Дмитриевич ШЕЛОНИК, учитель-пенсионер, бывший директор школы (2005 г.):
– Родился я в деревне Рудовец Брестского района. Там и закончил 3 класса польской школы. После вхождения Западной Белоруссии оканчивал 4 класс уже советской школы. Началась война и учеба была прервана…
В 1945 году пошел в 6 класс Остромечевской средней школы. По окончании 7 классов поступил в Брестское педучилище и с 1949 года стал работать учителем математики в Пелищенской школе. После службы в армии поступил заочно в Брестский пединститут. В 1954-1957 годах работал учителем в школе бывшего Высоковского района, в деревне Сушки. В сентябре 1958-го назначен на должность директора Суходольской семилетней школы, где работал до 1963-го. Все последующие годы связаны с Пограничной. Лишь с 1967 по 1969 год не был связан со своей профессиональной деятельностью – возглавлял колхоз имени Ленина, все же остальное время, до выхода на пенсию в 1990 году, проработал в должности директора Пограничной школы.
Труд учителя очень ответственный. Через наши руки прошло множество детей. И наша главная задача, чтобы они стали настоящими людьми, заняли достойное место в обществе. Что касается выпускников нашей школы, то, наверное, назову прежде всего тех, кто вернулся в родную школу при мне. Это Любовь Ивановна Сарвилина, в девичестве Якубик, и Зоя Александровна Белемук, сейчас Жданова. Многие работают в сельском хозяйстве, промышленности, занимают высокие должности. Всю жизнь работает главным экономистом в нашем хозяйстве Валентина Ивановна Дубяга… Они пользуются уважением в среде односельчан. Наверное, в этом есть и наша заслуга.
Среди учительского состава моего времени, назову Надежду Андреевну Жукович, которая отдала нашей школе всю свою трудовую жизнь. Верными помощниками и соратниками были Мария Тимофеевна Салюк, Маргарита Николаевна Беловец, Мирослава Феликсовна Хомич, Лидия Андреевна Скращук, Лариса Кузьминична Шелоник…
Приятно, что не забывают бывшие выпускники. Жизнь прожита интересная. Есть что вспомнить…
Лидия Андреевна СКРАЩУК, учитель-пенсионер школы (2005 г.):
– С Пограничной школой судьба свела меня в 1974 году, когда по сложившимся обстоятельствам я вернулась к родителям с места своей прежней работы.
Сама я родилась в деревне Суходол, там же оканчивала семилетку. С 1958 по 1961 годы продолжала обучение в Волковичской СШ, по окончании которой и поступила в Брестский педагогический институт на факультет химии-биологии. С 1966 по 1974 годы работаю воспитателем и веду химию в Дывинской школе-интернате Кобринского района.
Прибыв в Пограничную школу, первый год работала старшей пионервожатой, в дальнейшем – завучем и учителем. Так вся оставшаяся трудовая жизнь была связана со школой в Пограничной. Вышла на пенсию в 2003 году.
В наше время было какое-то особое рвение к учебе. Мы брали настойчивостью, усидчивостью, трудолюбием. Ведь условия, при которых мы учились, были намного хуже нынешних. Отсутствовало электричество, не хватало самого необходимого, да и все свободное время было загружено работай по хозяйству. В нынешнее время дети находятся в лучших условиях, но рвения к учебе почему-то нету…
Из коллектива назову своих директоров – Василия Дмитриевича Шелоника, при котором я пришла на работу, и Владимира Васильевича Вавринюка, с которым я работала до выхода на пенсию. Искреннее им спасибо…
Василий Николаевич ХОМИЧ, бывший ученик Гольской школы (2005 г.):
– В школу пошел я в 1949 году, после того как была перенесена граница и наша территория вошла в состав советской Белоруссии. Жутко тяжелое было время. После войны в школу пошло множество переростков, классы были очень большие. Нам, детям, ходить было не в чем. Помню, пошила мне мать из чего-то отцовского штанишки, рубашечку да сумку перекидную через плечо. Вот и вся амуниция. Обуви вообще не было, все ходили босиком и лишь с поздними морозами облачались кто во что. Многие по этой причине не посещали школу до весны. Ведь родители наши работали в колхозе за трудодни и не знали, что такое деньги.
Первой моей учительницей была Варвара Ивановна Иценкова, но уже во втором классе меня учила Нина Федоровна Афонина. Учеба не всегда давалась легко. Ведь помимо нее мы обязаны были помогать родителям по хозяйству. Так уже с 5 до 10 лет я пас коров, к 12 управлялся с лошадью: окучивал, бороновал, а с 15 выполнял все работы на ровне со взрослыми. Но как бы то ни было все мы закончили семилетку. Это было в 1956 году.
Из учительского персонала больше всего запомнились Павел Степанович Пурик, Валентина Васильевна Кужелева, Елена Александровна Манчак да Надежда Андреевна Жукович. Павел Степанович – своей военной выправкой, требовательностью. Очень часто рассказывал нам о войне. Сам он, видно, немало хлебнул горя, но наставником и человеком был очень хорошим. Надежда Андреевна совсем молоденькой к нам пришла, и к ней мы тянулись…
Мирослава Феликсовна ХОМИЧ, учитель-пенсионер (2005 г.):
– Я не местная, сюда попала по распределению после окончания Оршанского педагогического училища в 1963 году. И то сначала должна была работать в Суходольской начальной школе, но так получилось, что оказалась в Голе. Здесь вышла замуж и проработала в школе до выхода на пенсию.
В коллективе была самой молодой, но, несмотря на это, моя трудовая деятельность началась с обучения 1 и 3 классов. Тогда, в начальной школе, нас было всего двое – я и Мария Тимофеевна Салюк. В 1967 году поступила в институт на заочное в Минск и по окончании, с 1972-го, уже работала учителем белорусского языка и литературы.
В первые трудовые годы выполняла функции вожатой, занималась организацией самодеятельности. Даже по итогам конкурса самодеятельности среди школ района мы заняли 2 место. Наверное, в этом и моя заслуга. Конечно, иногда было очень трудно, но шли по жизни с поднятой головой. Весело было. Да и большую роль сыграло то, что коллектив был дружный и сплоченный.
Педагогов через школу прошло много, но вот с кем долго пришлось работать, так это с Шелоником Василием Дмитриевичем и Ларисой Кузьминичной, которые пришли в Пограничную школу в то же время, что и я; Надеждой Андреевной Жукович, Марией Тимофеевной Салюк, Маргаритой Николаевной Беловец, Еленой Александровной Манчак. Чуть позже пришла Лидия Андреевна Скращук. И значительно позже, когда я проработала уже не один десяток лет, в школе у нас всегда царила доброжелательная обстановка…
Вячеслав ВАВРИНЮК,
учитель истории Пограничной СШ.
Использованные материалы:
- Хроника Гольской школы.
- Karty.by. http://www.karty.by/tag/
- Radzima.net. Мясцовасці на архіўных мапах і Google Maps. Палавецкая воласць. Адміністрацыйная прыналежнасць. https://www.radzima.net/be/volost/polovetskaya.html
- Фонотека встреч с местными жителями – работниками Пограничной СШ, ветеранами-пенсионерами школы, бывшими учащимися школы разных лет.
- История населенного пункта деревни Пограничная.
Это может быть интересно:
-
Молодость, талант, энергия. Как в Каменце отметили День молодежи и студенчества
-
График плановых отключений электроэнергии в Каменецком районе
-
Будет громко и весело! Пружаны готовятся принимать рок-фестиваль «СОЛНЦЕСТОЯНИЕ»
-
МЕСЯЦ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОЙСКОЙ КАМЕНЕЦКОГО РАЙОНА
-
На Каменетчине прошел сплав на байдарках «Ритм движения» в рамках недели молодежи и студенчества