Летайте, да знайте меру!

В Америке проводили на пенсию ветерана. А поскольку США – это страна контрастов, то и пенсия для таких старичков там – вечный прикол посреди прерий Дикого Запада. Зато под открытым небом! Вот так взяли под белы руки… вернее, крылья, и отправили в полупустыню, на самое большое лежбище старых самолетов, где их алюминиевые косточки уже не ржавеют.

Знаменитый авиалайнер «Боинг-747» улетел в прошлое. С 1967 года это был самый фотографируемый самолет в мире, он далеко обогнал по количеству фотовспышек – нынешних «лайков» – и «конкорд», и «аэробус». Сколько боевиков и любовных драм Голливуда не смогли обойтись без его «горбатого» силуэта, проткнувшего красный диск солнца! Странно, но этот самый «горб» за кабиной пилотов и сделал «семьсот сорок седьмого» легендой, а также самым желанным самолетом для людей с возможностями – от бизнесменов до террористов. Ибо никто из указанных господ не отказывался провести свой полет с особым шиком, а как раз в «горбу» и  размещался самый настоящий летающий бар! Объемы (и запасы!) которого уже не удастся повторить ни одному, даже самому «накаченному» юнцу от мирового авиапрома. И по двум причинам. Во-первых, сегодня авиакомпании интересуются только прибылями с пассажиропотока, и никто не думает о шике для пассажиров. И, во-вторых, народ нынче банально разучился пить.

В свете этого вывода по-другому звучат и слова классической рок-группы «Назарет», спетые в 1976 году: «Семьсот сорок седьмой» поднимает нас куда выше, чем мы ожидали быть!..» Очевидно, песню эту сочинили аккурат в баре авиалайнера…

Однако прогресс не остановишь, как и неумолимое время. Раньше бы написали: «Усталый мерин уступает борозду железному коню» или «могучий кондор небес дал дорогу…» А кому же дал дорогу «747»?!

Похоже, что каким-то мошкам от авиации!

Всем известен старый анекдот… Когда на Максима Горького порхнувший мимо голубь обронил маленькую, всем известную «бомбочку», знаменитый писатель и автор «Буревестника», прежде чем очистить лацкан, глянул задумчиво в небо и изрек характерным окающим голосом: «Да-а, хорошО, что корОвы не летают!» Не зря говорят: талантливый человек талантлив во всем. Вот и Горький, сам того не подозревая, прозорливо угадал проблему, с которой пришлось столкнуться лишь нам, его далеким потомкам.

А точнее, – проблему малой авиации. Нет, пока небеса чертили инверсионным дымчатым следом только пассажирские самолеты регулярных авиалиний, проблемы как таковой мы, простые земляне, не ощущали. Ну, гудит там в небесах серебристый лайнер, несет радостных отпускников в жаркие страны или каких-нибудь бизнесменов на срочное женевское совещание, что ж с того? Ни мы ему, ни он нам не помеха. Так сказать, полная идиллия! Вероятность столкнуться даже с огромным «Боингом-747» по дороге на работу была куда меньше, чем с зазевавшимся водителем велосипеда (и дай Бог, чтобы только велосипеда!) Короче, данная вероятность почти равна «нулю»…

Была! А теперь с развитием маломощной, переносящей всего двух-трех пассажиров авиации вероятность столкновения с ней же вполне земного пешехода начинает стремиться от «почти нуля» к «почти бесконечности». Да, прогресс не остановить, причем, во всех его проявлениях. И к возрождению короткокрылой и одномоторной авиации, которую после Второй мировой войны все успели списать в утиль, теперь появились не технические, а социальные причины! Богатых людей в мире, особенно в развитых странах, становится все больше, а техника становится все дешевле и доступней. В соседней с нами России, например, за последние пять лет численность среднего класса утроилась, и каждый из представителей этого «класса» тянется к штурвалу самолета. Ему, видите ли, уже мало двух-трех персональных лимузинов – подавай ему теперь винтокрылое средство передвижения! Да так, чтобы он сам же им управлял, летя на свою вторую виллу дачу, на рыбалку, а то и вовсе «прогуливая» в облаках любимую девушку…

Это что ж такое деется!? А ведь там, в небесах, не поставишь на каждый перекресток по регулировщику! Да и где в небесах этот перекресток нарисовать?

Проблема на наших глазах «становится на крыло». В Штатах, кстати, с нею столкнулись уже давно, в 60-х. Помните знаменитую комедию Стенли Кубрика «Этот безумный, безумный, безумный мир»? Я полагаю, к троекратному повторению слова «безумный» Кубрика подвигнула именно малая авиация. В фильме среди других приключений обыгрываются сразу два умопомрачительных полета частных самолетиков – и оба с риском для зрительского живота, которого от смеха охватывают колики. В первом случае наглядно доказывается, что самолетом может управлять даже самый милый дуралей – вся трудность в том, чтобы научить его посадке! А во втором случае, – что на автомобиле до цели можно добраться быстрее, нежели на самолете, явно не прошедшем «техосмотр». И надо отметить, в обоих случаях самолеты, в конце концов, рухнули чуть ли не на головы зазевавшихся пешеходов… Проблема!

Поймите правильно, я не являюсь противником малой авиации, я просто отмечаю проблему. С тем, чтобы она на нас не надвигалась – ни с боку, ни сверху. А еще я догадываюсь, что вертолетам и самолетам нельзя позволять летать где угодно. И особенно там, где за штурвал берутся не профессионалы, а VIP-персоны…

Добавить комментарий