“Какой ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!”

Вниманию читателей – материал Веры Семчиной, вся трудовая деятельность которой прошла в музыкальных школах Березовского района. Помимо основной работы ее интересовало историческое прошлое не только своей малой родины – Каменетчины, но и немало времени она посвятила изучению истории деревень Березовского района. По ее сценариям проводились вечера «Сердце память хранит», где Вера Владимировна была ведущей.

В 2014 году в Березе прошла презентация ее первой книги «Сердце память хранит», за которую она получила благодарность от директора Института истории Национальной академии наук Беларуси В.В. Даниловича. Сейчас этим материалом пользуются читатели библиотеки Института. Один экземпляр книги Вера Владимировна подарила музею СШ №2 Каменца, которую автор закончила в 1965 году. В связи с приближением Великой даты – 17 сентября – Дня воссоединения Беларуси, разделенной долгие годы на две части – западную и восточную, мы публикуем отрывки из этой книги Веры Семчиной.

«Встречаясь с людьми, я узнавала через рассказы их судьбы и исторические события Березовского края. Мне выпало счастье лично общаться с людьми, свидетелями тех событий. Невозможно рассказать о каждом жителе тех местностей, где мне пришлось побывать. Но судьбы тех, о ком идет речь, тесно переплетаются с судьбами других людей. В истории каждого из них видится участь всего поколения, пережившего жизнь при панской Польше и в Великую Отечественную войну. Мое сердце хранит память о проведенных вечерах, посвященных жителям Березовского района, достойно пережившим эти трагические периоды истории и внесшим большой вклад в освобождение своей Родины».
Вера Семчина

Сердце память хранит

(7 февраля 1987 года.
Из статьи Евгения Васильевича Селени, в то время редактора Березовской районной газеты «Маяк коммунизма»)
«Именно так назывался вечер, посвященный уроженцам и жителям Первомайского сельсовета и подготовленный советом ветеранов войны и труда клуба «Подвиг» г.Белоозерска, исполкомом Первомайского сельского Совета народных депутатов и Первомайской средней школой.


Оговоримся сразу: подготовка вечера потребовала немало труда и времени, в этом деле приняло участие много людей, но наибольший вклад в него внесли педагог Белоозерской музыкальной школы Вера Владимировна Семчина, ветераны войны и труда из Белоозерска Людмила Марковна Шинкаренко, Анатолий Алексеевич Редько (они были ведущими вечера), организатор внеклассной и внешкольной работы Первомайской СШ Людмила Владимировна Климович и военрук этой школы Иван Иосифович Базаревский.
Перекличка поколений – так в двух словах можно назвать все увиденное и услышанное на вечере. Героическая перекличка – смело можно добавить к этому. А еще можно сказать, что эпиг­рафом ко всему, о чем говорилось на этом вечере, могут служить слова писателя-коммунис­та, писателя-борца Николая Ост­ровского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
Рефреном многих выступлений на вечере могут прозвучать слова прославленного советского полководца, генерала армии П.И. Батова: «Память о войне живет не только в бронзовых и каменных монументах, а прежде всего в человеческих сердцах».
Призывом к действию, обращенным ко всем собравшимся, было заклинание Роберта Рождественского, звучащее в его знаменитом «Реквиеме»:
«Люди!
Пока сердца стучатся, –
Помните!
Какой ценой завоевано
Счастье, –
Пожалуйста, Помните!»
Эти слова устроители и организаторы вечера вынесли на пригласительные билеты и на специальные открытки, которые вручались приглашенным на него гостям. А гостей было немало, многим хотелось высказаться, хо­тя сделать это удалось не всем – встреча и так затянулась более чем на три часа. И рассказать о ней подробно, безусловно, мы не сможем – для этого понадобилась бы не одна газетная страница. Но постараемся сказать, может быть, о самом главном.
И вот уже прозвучали слова, открывающие вечер, ведется рассказ об истории д.Блудень (ныне Первомайской), об истории края. Называются имена, а в их числе имя участника встречи 88-летнего Антона Яковлевича Пунько – свидетеля революционных событий и гражданской войны; беженца в годы первой мировой Василия Каллистратовича Говорко, а позже – активного члена Белорусской рабоче-крестьянской громады. Из его уст присутствующие на вечере услышали гимн этой легальной организации, просуществовавшей всего несколько лет в Западной Белоруссии в период режима буржуазной Польши и разогнанной пилсудчиками.
В эти же годы на западнобелорусских землях в мощную си­лу выросла КПЗБ. Ее активными деятелями на Березовщине бы­ли Николай Демьянович Костюкович, Василий Сельвестрович Василевский, Пантелей Севастьянович Лисюк, секретарь Березовского подпольного райкома КПЗБ Василий Герасимович Ясинский и четверо братьев Кравчуков… Никого из названных давно нет среди нас.
Но память о них живет и передается из поколения в поколение. Вот и на нашей встрече тепло и задушевно о своих братьях по борьбе говорил член КПЗБ с 1934 года Иван Данилович Козлович. А больше всего в своих воспоминаниях он возвращался к имени Ясинского.


– Я знал Василия Герасимовича, – сказал Козлович, – как человека большого мужества, иск­лючительной силы воли. Всегда, даже в самые тяжелые для коммунистического подполья времена, он неизменно верил в окончательную победу правого дела. Мне довелось вместе с Ясинским находиться в застенках Пружанской и Седледской тюрем, нас перевозили скованных вместе одними наручниками.
При этом я был свидетелем, что Василий Герасимович никогда не терял присутствие духа, его твердость и чувство личного достоинства передавалось и мне. И сейчас я горд тем, что по праву мо­гу назвать Ясинского своим учителем, горд тем, что Василий Герасимович давал мне рекомендацию для вступления в партию…
Брошенные коммунистами-подпольщиками зерна попали на благодатную почву. Их почти 20-летняя деятельность в годы белопольской оккупации края не пропала даром, а принесла обильные плоды в годы фашистского нашествия. И этого-то не учли немецкие захватчики, надеясь на легкую прогулку по белорусской земле. Не вышло! Уже с первых шагов гитлеровцев по нашим дорогам эта земля взметнулась пламенем борьбы, которая в считанные недели и месяцы приняла общенародный характер. Ярким подтверждением этого явилось участие в вечере людей многих возрастов, профессий, национальностей, объединенных одним священным делом, – борьбой с ненавистным врагом. Они убедительно, интересно, без всякой рисовки рассказывали о том, что и как делали, чтобы нанести наиболее ощутимый урон захватчикам, вспоминали своих павших товарищей, называли имена многих из них и ныне живущих, но не смогших приехать на эту встречу. И хотя они не говорили вслух о том, что постоянной гранью их риска была смерть, это понимали все – и люди старшего поколения, и молодежь, и самая юная поросль наша – нынешние школьники.
Да, жизнь пока от нас требует не только доблестного труда, но и доблестной воинской службы. Так было, есть и будет, пока этого будет требовать обстановка, пока этого потребует Родина. Помня о прошлом, храня его святыни, мы ни на минуту не можем забывать о дне сегодняшнем, мы должны думать, как обеспечить наше спокойное и счастливое будущее.
Вот с такими мыслями уходили мы с вечера «Сердце память хранит…»

Сердце память хранит

(30 ноября 1985 года)
Память! Память! Нет преград те­бе ни во времени, ни в расстояниях. Идут года. Постарели жители деревни Бармуты, но и с годами не стареют их воспоминания о событиях, происходивших на Бармутской земле, до сих пор обжигающих глубокой болью их сердца.
Издавна жители окружающих древень «бармутцев» так и называли – «бунтари», «бунтовщики» за их свободолюбивый дух и нрав.


В те далекие годы, когда на их земле господствовала панская Польша, когда жители деревень были унижены социальным и национальным неравноправием в условиях жесточайшего террора, здесь в деревне Бармуты уже в 20-х годах XX ст. начала действовать подпольная организация коммунистической партии Западной Белоруссии. Она боролась за освобождение от национального неравноправия и скорейшее воссоединение с Советской Белоруссией. Руководил работой подпольной организации в д.Бармуты Скорина Василий Фомич, который в 1942 году был расстрелян немцами в городе Коб­рине. Активными ее членами бы­ли жители деревни: Шилинец Степан Яковлевич, Скорина Давыд Фомич, Андрушкевич Василий Владимирович и др.
В декабре 1930 года в деревне Бармуты была организована еще и подпольная комсомольская организация, которая активно помогала своим старшим товарищам по борьбе. Ее комсомольским секретарем был приз­нанный любимец и вожак молодежи Мартын Вечорко. Не было в деревне места, где могла бы собираться молодежь на вечеринки. И комсомольцы решили пост­роить себе клуб. По ночам пилили в панском лесу деревья, на плечах выносили их из лесу, везли на подводах и ложили стены. Клуб стал центром массовой агитационной работы с молодежью. Здесь ставили спектакли, проникнутые бунтарским духом, главные роли в которых исполняли жители деревни: Дербис Александр Васильевич, Скорина Давыд Фомич, Андрушкевич Василий Владимирович, Андрушкевич Мария Константиновна. (Главная артистка этого клуба присутствовала на вечере). Хотя спектакли шли на польском языке, они были проникнуты свободолюбивым духом. Не по душе польским властям был этот клуб. Неоднократно полиция разгоняла молодежь, когда она собиралась в клубе под видом вечеринок, чтобы решать свои дела. Позже клуб полицаи закрыли, забили окна и двери. Но подпольная организация продолжала действовать: регулярно слушались передачи из Советского Союза, распространялись лис­товки, подпольная литература. Ко всем праздникам на самых высоких деревьях и столбах появлялись красные флаги.


На вечер из Кобрина приехал Иван Григорьевич Витковский, который поведал всем присутствующим о том, как в доме его родителей на хуторе около деревни Жичин постоянно собирались подпольщики. Он вспоминал, как 14-летним мальчиком к празднику 1 Мая вывесил красный флаг на польском «пастэрунке». А еще он вспомнил слова песни «Звезда Сибири» и стихо­творение на белорусском языке, который был запрещен польскими властями. Комсомольцы читали его на своих вечеринках.
И польская дефензива (политическая полиция) решила расправиться с вожаком всех смут Мартыном Вечорко. 1 мая 1932 года комсомольский секретарь Мартын Вечорко в страшных пытках и муках дефензивы скончался, но не выдал ни одного имени своих соратников по борьбе. И чтобы скрыть следы преступления, палачи инсценировали самоубийство. Труп Мартына был повешен в урочище «Вилы» на дереве.
Весть о смерти комсомольского вожака молниеносно разлетелась по всей округе. Его похороны вылились в манифестацию протеста против гнета Панской Польши, солидарности тем идеалам, за которые Мартын Вечорко отдал свою жизнь. Собралась молодежь не только из Березовского, но Кобринского и Пружанского районов. Полиция разгоняла людей, била нагайками, дубинками, но молодежь продолжала идти за телом своего вожака и петь революционные песни. Полицией была сорвана Красная звезда, вышитая на материале, которым была обшита крышка гроба. На могиле Мартына был выставлен полицейский пост, но каждое утро снова и снова чья-то невидимая рука вывешивала красный флаг, тем самым салютуя тем идеалам, за которые боролся Мартын Вечорко. После похорон Мартына полиция провела массовые аресты, многие юноши были зверски избиты.
Счастливым и незабываемым событием для жителей д.Бармуты были сентябрьские дни 1939 года. Сбылась заветная мечта угнетенного народа Западной Белоруссии.
Народы Советского Союза подали им братскую руку помощи. Трудно описать восторг порабощенного народа, когда он осознал свою долгожданную свободу. По магистрали Минск-Брест двигались советские танки. Все жители д.Бармуты встречали своих освободителей, засыпали их цветами, жали им руки, целовали друг друга. А когда из Картуз-Березовской тюрьмы шли освобожденные Советской Армией политические заключенные, изможденные, еле волочащие ноги, жители деревни несли им все, что могли: кто кувшин молока, кто вареную картошку, кто хлеб. Отдавали все, что было в доме съедобное.
Казалось, радости не будет конца. И стали жители деревни активными строителями новой жизни, мечтали о будущем…
Всего лишь около двух лет жители деревни пожили свободной, счастливой жизнью.
1941 год. На бармутской земле уже новые хозяева – фашистские захватчики.
В донесениях фашистов своему командованию д.Бармуты называлась «Красной деревней».
В жизни каждого человека бывают такие минуты, которые навсегда остаются в памяти, и как бы далеко не отодвигало время их назад, они не меркнут в воспоминаниях. Ни один житель д.Бармуты никогда не забудет тот страшный день 2 июня 1942 года, когда по списку, составленному предателем из их деревни, 16 активистов были расстреляны немцами. Трое из них были женщинами, одна из которых была сельской учительницей. Никто из них перед смертью не стал на колени, не попросил о пощаде. Тем самым подтвердив верность своей Родине, тому святому делу, за которое ровно 10 лет назад отдал свою жизнь их земляк Мартын Вечорко. Звериное лицо фашизма оставило и на этом клочке белорусской земли свой неизгладимый и незабываемый кровавый след.
Как память о героическом прошлом стоят посреди деревни два скромных памятника-обелис­ка, напоминающих людям о том, сколько вынесла, выстрадала д.Бармуты. Эти памятники были поставлены в 1956 году на денежные средства, собранные жителями деревни. Один из них – Мартыну Вечорко, а второй – 16 расстрелянным активистам. Жители деревни благодарны Владимиру Самосюку – печнику из деревни Подосье, который как мог по тем временам из песка, глины и цемента сделал эти скромные на первый взгляд, но очень дорогие каждому жителю деревни обелиски. Ежегодно в День Победы идут земляки к ним, чтобы пок­лониться светлой памяти своих отцов, матерей, сестер и братьев.

Вот такие места со скромными обелисками желательно посещать нашей молодежи и рассказывать ей о судьбах тех, кто отдал свои молодые жизни за независимость и свободу нашей Беларуси. Мне думается – не главное – стоимость памятника, а значимость пос­тупка, совершенного человеком, которому он предназначен.

И еще. Хочется поблагодарить редакцию «Навін Камянеччыны» за статьи Галины Новик и Веры Философ, в которых они рассказывают о нелегкой жизни наших предков в период с 1921 по 1939 годы, а также о подпольном национально-освободительном движении наших земляков. Но больше всего меня тронула небольшая статья «Хлопец з вёскі Лескі» о нашем земляке – секретаре первого состава подпольного Каменецкого райкома Коммунистической Партии Западной Беларуси, отдавшего свою жизнь на борьбу за объединение западной Беларуси с БССР. И с первых дней немецкой оккупации Захар Николаевич Гришковский вместе с партизанами вел подпольную антифашистскую работу, сражаясь своими методами с захватчиками. 1 мая 1942 года по доносу предателя, Захара Гришковского и еще нескольких подпольщиков после зверских издевательств фашисты расстреляли. Конечно, мы, наша молодежь и школьники просто обязаны знать биографию Захара Гришковского. На примере таких людей, как наш земляк, надо воспитывать пат­риотизм у молодежи.
А герои нашего времени – паралимпийцы Алексей Талай, Игорь Бокий и другие, превозмогают свои возможности на международных соревнованиях, чтобы весь мир слышал гимн и видел развевающийся флаг нашей Беларуси!
Мы должны знать их и гордиться ими! На их примере надо воспитывать патриотизм у молодых белорусов. И как подтверждение этому, слова нашего Президента Александра Лукашенко: «Патриотов могут воспитывать только патриоты».

Мои родители также познали всю «прелесть» жизни при панской Польше, оставшись неграмотными – не умеющими читать и писать. А сколько людей и да­же родственников, и их последующих поколений стали чужими на всю жизнь, борясь тогда за каждую пядь земли, сталкивая вилами на межах друг друга (из рассказов моей мамы).
Вера СЕМЧИНА.

Послесловие

Хотелось бы узнать судьбу старшего сына Захара Гришковского, единственного из их семьи, ос­тавшегося в живых. Потому что 4 мая 1943 года среди погибших в д.Лески были жена Захара Софья и младший 10-летний сын Коля. А старший сын Степан в это время находился на принудительных работах в Германии. Известно, что после освобождения узников Красной Армией, он вернулся на Каменетчину.
Пожалуйста, откликнитесь родные, знакомые Захара и Степана Гришковских. Хочется уз­нать подробнее их биографии и судьбы.