Казнить нельзя!

«Казнить нельзя помиловать» – смысл этой крылатой фразы заключается в отсутствии запятой, что дает повод говорить о взаимоисключающих возможностях, и не только по случаю казни или ее отмены. Приписывалась эта фраза различным русским царям, начиная с Петра I, читаем в интернетовской Википедии, которая не исключает и западные источники. Версия такова: кто-то из правителей в своем письменном распоряжении не поставил знак препинания в нужном месте, а один из чиновников в процессе исполнения резолюции дописал запятую после слова «нельзя» и тем самым спас человека от казни. 

Сейчас, когда продолжается работа над изменениями в Конституцию Республики Беларусь, полагаю, весьма важно определиться в Основном Законе и в отношении к смертной казни. Конечно, помиловать за тяжкие преступления нельзя, но ведь есть наказание не менее жесткое – пожизненное заключение.
По мнению не только многих юристов, но и самих осужденных пожизненное заключение – это страдание до конца жизни. Чем же тогда это наказание лучше? Тем, что не иск­лючается возможность впос­ледствии его замены на более мягкое, если откроются соответствующие обстоятельства. И заключенный хоть под старость (может, и раньше) вый­дет на свободу. Еще одно важное преимущество для всего общества в отказе от смертной казни – исключение возможной судебной ошибки, шанс выявления которой всегда есть. Пусть эти ошибки случаются довольно редко, но от них никто не застрахован.
Напомню громкое в советское время «витебское дело», когда после расстрела приговоренного к «вышке» был выявлен настоящий серийный убийца и оказалось, что казнили невиновного, который случайно находился на месте преступления и не смог доказать следствию свою непричастность к убийствам. Также были ошибочно осуждены к разным срокам и другие жертвы Фемиды, позже реабилитированные. Тогда лишились погонов крупные чины правоохранительной системы, но кому от этого стало легче?
Однако приверженцы смертной казни находят еще один якобы аргумент – а зачем нам, законопослушным гражданам, платить за пожизненное содержание убийц? Нет мерзавца – нет проблем… В ответ – такое мое мнение: во-первых, в Беларуси уже много лет смертная казнь применяется довольно редко, так что после ее отмены число пожизненно зак­люченных увеличится незначительно; во-вторых, для них, как и для всех осужденных, полагаю, несложно организовать хоть частичный заработок на свое содержание в ви­де несложного труда (сборка деталей, пилорама и пр.). Научились же трудоустраивать даже людей с ограниченными возможностями. Можно ведь самим «зэкам» и в теплицах овощи выращивать… И еще: осведомленные в этих делах лица отмечают, что отмена смертной казни позволит снизить безумную ставку по внешним долгам (подробности – в социальных сетях).
Применение смертной казни противоречит правам человека, общечеловеческой и религиозной морали. Эта мера не применяется в большинст­ве стран мира. Так, в России с августа 1996 года де факто не применялась смертная казнь, а с 1999 года действует мораторий на ее применение. Беларусь – единственная страна в Европе и СНГ, где еще эта мера наказания в силе. А ведь Беларусь (тогда – БССР) стояла у истоков создания ООН! Но если наша страна с Россией объединилась в Союзное государство, почему нет единства в правовом вопросе о жизни и смерти? Или белорусский народ такой кровожадный и мстительный?
Да, по итогам референдума 24 ноября 1996-го на воп­рос «Поддерживаете ли вы отмену смертной казни в Рес­публике Беларусь?» ответили «нет» 80,44% опрошенных, и лишь 17,93% высказались «да». Честно говоря, меня эти цифры удивляют. Может, следовало бы вопрос поставить иначе: считаете ли вы, что в Рес­публике Беларусь необходимо поддержать призыв ООН, правозащитников, христианской церкви и применять законодательно вместо смертной казни пожизненное зак­лючение? Не исключаю, что кто-то поставил свой знак в графе «нет», полагая, что это означает «нет смертной казни». Ну, а тех, кто сознательно голосует за эту средневековую меру наказания, хотел бы спросить: а вас совесть не будет мучить, если поймете, что и вы своим голосованием способствовали возможной в будущем казни жертв судебных ошибок, пусть это происходит и в редких случаях? И еще: ст.24 ныне действующей Конституции нашей страны гласит: «Каждый имеет право на жизнь». И чуть ниже записано, что смертная казнь до ее отмены как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда допускается. Разве это не противоречие?
Кстати, 22 июля с. г. в программе «Актуальный микрофон» первого канала белорусского радио на мой вопрос по поводу возможности отмены смертной казни член Конституционной комиссии, политолог Александр Шпаковский ответил, что пока такое изменение в проект обновленного Основного закона не внесено, сослался на упомянутый мною выше всенародный референдум и добавил, что, мол, и сейчас мнение населения по этому поводу существенно не изменилось. Откуда такие сведения? Разве проводили новый всенародный референдум? Объясняли людям, что значит для Беларуси, ущемленной нелепыми санкциями, оставаться на европейском пространстве в правовом отношении как бы самой жесткой страной? Что мешает хоть сейчас де юре показать нашим западным оппонентам белорусскую гуманность, уважение к праву человека на жизнь? Ни в коем случае не отступая ни на йоту в борьбе за сохранение своего суверенитета, против оголтелого давления на нашу страну со стороны Запада под «лямант» щедро прикормленных беглых манкуртов.

Жизнь – святыня и Божий дар

Канули в Лету те времена, описанные в Ветхом Завете, когда считалась справедливой мораль «око за око, зуб за зуб». Значит, и смерть за смерть. Пришествие Христа принесло на Землю понятия пощады, прощения, милосердия. Это вовсе не означает, что получится подставлять левую щеку, если ударили по правой, – ведь все мы грешники, и только безгрешный Христос мог пойти на страшные муки и смерть ради спасения всего человечества. Но важно стремиться к избавлению от греха мести на пользу всем людям (это касается и неверующих, так как месть аморальна и в конечном итоге ведет к гибели всего человечества). К властям с просьбой отменить смертную казнь обращались белорусские иерархи как православной, так и католической церквей. Полагаю, с ними солидарны и главы других конфессий. Памятны слова Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета: «Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа». За отмену смертной казни в СССР выс­тупал академик, лауреат Нобелевской премии мира А.Д. Сахаров, который считал узаконенное лишение человека жизни «жестоким и безнравственным институтом, подрывающим нравственные и правовые устои общества».
10 октября отмечается Всемирный день против смертной казни, учрежденный в 2003-м. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призывал: «Пожалуйста, остановите казни. Смертным приговорам не место в XXI веке». По словам генсека, «смертные приговоры не помогают жертвам преступлений и не предотвращают преступлений, а суд, пусть даже самый справедливый, не застрахован от ошибок». В свое время называл смертную казнь «жестокой и бесчеловечной практикой» бывший генсек ООН Пан Ги Мун. В самом деле, смертная казнь приводит к дегуманизации общества, порождая жес­токость у людей, а палачи, государство становятся легальными убийцами.
Итак, простите за видимую пространность изложения, но я старался не приводить ничего лишнего – только главные, на мой взгляд, аргументы и факты против применения смертной казни. Кстати, для ее неприменения достаточно лишь введения моратория (хотя бы по примеру России). А в конечном итоге прошу из Конституции Респуб­лики Беларусь исключить запись о возможности применения такой меры наказания, как смертная казнь. И тогда от этого страшного пережитка прошлого будет избавлена вся Европа.

P.S. До 1 сентября с. г. пос­ледний вариант проекта обновленной Конституции передан на рассмотрение Президенту нашей страны. Отдельно выделены три самые спорные положения и новации, в том числе и по смертной казни, где мнения членов Конституционной комиссии разошлись. Предлагается 3 варианта: оставить запись, как она есть, то есть возможность применения смертной казни за самые тяжкие прес­тупления; ее применение лишь в случаях преступлений террористической направленности, повлекших жертвы; отмена смертной казни и соответственно исключение записи в Основном Законе о возможности ее применения. Так что, как говорится, лед тронулся, господа присяжные… Ведь окончательный, выверенный юристами, вариант проекта Конституции предполагается вынести на всенародное обсуждение. В итоге окончательное решение за белорусским народом, который, верится, примет правильное решение.
А каково ваше мнение, уважаемые читатели? Сог­ласны ли вы с автором этой публикации? Если нет, почему? Напишите нам! Приведите свои аргументы…
Георгий ПАРАФЕНЮК,
Каменец.
Рисунок Анны ПАТЕЙЧУК.