Как учитель, как женщина, как мама

Если мой ребенок захочет заниматься музыкой, и если выбранным инструментом станут цимбалы, я с легкой душой вверю его в руки учителя музыки по классу цимбал Каменецкой детской школы искусств Натальи Невдах. И дело даже не в ответственности, которой педагогу не занимать. Наталья по-настоящему любит свою работу, идет в ногу со временем, постоянно учится и развивается сама и, что мне особенно нравится, – учит видеть красоту музыки и вместе с тем – всего окружающего мира. Для себя также отметила такое редкое в наше время человеческое качество, присущее этой женщине, – вежливость.

О себе каменчанка Наталья говорит просто: «где родился, там и пригодился». Когда-то в детстве она попала на концерт в музыкальную школу, где познакомилась с игрой на цимбалах. У девочки появилась мечта. Сло¬жно было уговорить родителей именно на этот в то время редкий инструмент. В третьем классе начальной школы мама привела Наталью записать в «музыкалку» в класс «фортепиано». Но помня о желании дочери, попросила педагога сыграть на цимбалах. Видя, как загорелись глаза ребенка, мама отступила и согласилась на этот инструмент. И тем не менее:

– Мама думала, что это всего лишь увлечение, ненадолго. Но в течении моей музыкальной учебы никогда не возникала мысль оставить цимбалы. Никто не думал, что я выберу для себя такую профессию. А я уже не могла представить свою жизнь как-то иначе. Поэтому уверенно шла по намеченному пути и поступила в Брестский музыкальный колледж имени Григория Ширмы. Во мне, наверное, какие-то задатки были заложены на генном уровне. Дед-самоучка играл на гармошке, отец, тоже самоучка, – на трубе и на ударных. И папа был очень горд, что я связала свою жизнь с музыкой, а для меня его поддержка дорогого стоила и всегда была надежным маяком.

Во время студенчества Наталья встретила будущего супруга. Ехала в гости к подруге, и в поезде к девушкам подсели молодые люди – милиционеры из Пинска, которые получали форму в Бресте. Обменялись телефонами, стали созваниваться. Позже Владимира отправили на курсы в Гомель, там он познакомился с коллегой из Бреста, подружились, и парень стал приезжать к другу в гости, но чаще сбегал на свидания к любимой.

– Когда мы поженились, он согласился переехать в Каменец, – вспоминает Наталья. – Ему как-то не сложно было поменять место жительства. Я же наоборот – вросла корнями.

А, может, молодой человек таким образом показывал своей даме сердца, что ради нее готов на все?

После окончания колледжа девушку направили в Каменюкскую музыкальную школу. И Наталья говорит, как ей повезло, что на протяжении всех лет ее окружают творческие люди, от которых постоянно получает поддержку. Вот и тогда, 20 лет назад, Николай Громик (в те времена – заведующий отделом культуры райисполкома) помог школе с приобретением цимбал. В Каменюки привезли аж 7 музыкальных инструментов, и такая поддержка вдохновила молодого педагога, укрепила веру в себя и свою работу. Через 2 года директор Каменецкой детской школы искусств Николай Кравчинский пригласил Наталью заменить учителя на время декретного отпуска, после чего, благодаря созданным администрацией благоприятным условиям, она и осталась здесь. На сегодня за плечами учителя – 20 лет стажа.

Учитель музыки по классу цимбал – не единственная должность, которую исполняет Наталья Невдах. Кроме этого, она – заведующая филиалом детской школы искусств в Пелище, и председатель профсоюзной первичной организации школы искусств. Нагрузка, конечно, колоссальная. С набором нет проблем, дети идут. У Натальи музыке обучаются 18 детей.

– Чем полезны занятия в музыкальной школе?
– Я всегда говорю родителям: сейчас дети очень привязаны к телефонам и компьютеру. Если ребенка не отдавать на дополнительные занятия музыкой, в кружки, спортивные секции, интернет поглощает их полнос¬тью, отрывая от реального мира. Те дети, которые занимаются музыкой, – приучаются к труду, развиваются и учатся, получая реальные знания и навыки. Разве плохо, когда ребенок занят 45 минут, находится под попечительством учителя? Мамы и папы не должны переживать и думать: чем занято их чадо, не увлекается ли он вредными привычками или дурными компаниями? В музыкальной школе мы не просто учим ребенка музыке, но и раскрываем перед ним красоту мира, развиваем детское воображение и учим думать, понимать. Все это полезно не только тем, кто связывает свою профессиональную жизнь с музыкой, но и остальным.

– Какую работу выполняете, будучи председателем профсоюзной «первички»?
– Там много обязанностей. Но, наверное, для меня первостепенной задачей стала забота о людях. Этому меня научила председатель районной проф¬союзной организации работников культуры, информации, спорта и туризма Надежда Постникова. Именно с ее легкой руки и поддержки я согласилась на эту должность и научилась с ней справляться. Бывает разное, это работа. Но атмосфера, которую мы создаем общими усилиями, способствует сплочению коллектива. Например, в мероприятиях, которые мы готовим к праздникам, участие принимают не только дети, но и взрослые, коллеги. В программу всегда входит вся жизнь нашей школы, рабочие будни. И даже когда готовим поздравления нашим сотрудникам, стараемся подойти творчески, найти особенность, изюминку, чтобы виновнику торжества запомнилось. Вот и недавно поздравляли коллегу и создали для нее «шоколадный коллаж». В прошлом году придумали флешмоб с кубиками. Во время танца из кубиков сложили большой портрет именинницы, потом сложили моменты ее жизни из фотографий, пожелания…

Очень инициативно работает Пелищенский филиал, в котором обучаются 45 учащихся. За полгода с ребятами мы провели 12 тематических концертов. Благо, хорошая взаимосвязь с администрацией средней школы в Пелище, – поддерживают нас во всем. Сейчас мы сотрудничаем также с Центром досуга и отдыха, библиотекой. Про нас узнала воскресная школа, с которой теперь проводим благотворительные концерты (рождественский и пасхальный) «От сердца к сердцу» по сбору средств для детских приютов.

За активную работу в прошлом году наша «первичка» завоевала 1 место в области, и в республике тоже – 1 место.

– Часто привозят ваши ученики награды с конкурсов?
– Мы принимаем постоянное участие в разных конкурсах, фестивалях… Я ищу в каждом ребенке индивидуальность, у каждого есть какие-то способности, которые просто нужно помочь раскрыть. Я в них верю. И всегда наши дети оправдывают ожидания, возвращаясь с грамотами и благодарностями, дипломами.

К слову, у Натальи Невдах за каждый год работы – по грамоте: от райисполкома, областного управления, районного Совета депутатов…И все же лучшим показателем собственных профессиональных достижений для Натальи служат ученики, которые связывают себя с музыкой профессионально, делают ее важной частью своей жизни. А таких немало. Вот и бывшая ученица недавно вернулась в школу, уже преподавать игру на цимбалах.

Работа без сомнения занимает огромную часть жизни педагога, но главное место в ее сердце занимает семья. У Натальи две замечательные красавицы-дочери Алина и Юлия, 17 и 15 лет соответственно. Обе закончили музыкальную школу: старшая по классу «фортепьяно», младшая – «цимбалы». И за время нашей беседы героиня то и дело повторяла: «Непросто жить с человеком, душа которого постоянно тянется к творчеству».

– Как относятся члены семьи к вашей работе, которая отнимает много времени и сил?
– Мне очень повезло с семьей. Конечно, со мной сложно. Из-за моей активности. Мне постоянно хочется узнавать новое, что-то делать, придать своему творчеству какую-то форму. Мужу было сложно привыкнуть к профсоюзу. Но он принимает меня такой, какая я есть. И если нужна помощь – никогда не отказывает. Однажды, чтобы поддержать дочку на конкурсе, мы вместе целый месяц по вечерам делали реквизит для выступления.

Моим девочкам, естественно, нужны мамино внимание, участие, советы и поддержка. Я стараюсь изо всех сил быть примером для них. Хочу, чтобы они росли активными, умными и самостоятельными. Это поможет им в жизни. Максимально, все, что я могла, дала своим детям, как учитель, как женщина и как мама.

Знаете, моя мама когда-то сказала мне – «подруги со временем меняются: в школе, в институте, потом коллеги, соседи. А сестра – одна на всю жизнь. Никто так, как она, не поймет и не поддержит». И у меня большая любовь и привязанность к моей сестре. Мы – одно целое, так воспитала нас мама. И такие же отношения сложились и у моих дочерей…

nevdax

Думаю, к подобному воспитанию детей должны стремиться все родители. И снова убеждаюсь, что такому педагогу не страшно доверить своего ребенка.

Анастасия ЯНКИНА.

Добавить комментарий