Цветущий сад: как Видомлянская средняя школа благоустраивает агрогородок

Одно из направлений образовательного процесса в школе – создание культуросообразной среды, то есть в которой взаимодействие участников образовательного процесса и социума основывается на взаимопонимании и взаимодополнении, а содержание образования и воспитания наполнено культурными смыслами.

Коллектив школы в этом направлении делает очень много. Мы стараемся, чтобы духом культуры был пронизан весь процесс образования. Это благоприятно сказывается на учащихся, которые, большую часть своего времени находясь в этой атмосфере, невольно заряжаются ее высокими идеями – и это уберегает их от лжи, грубости, пошлости и хамства.

Издавна в народе говорят, что “после хлеба главное слово – школа”. Педагогический коллектив понимает, что школа на селе имеет особый статус. Это не только образовательный, но и социокультурный центр. Наша школа расположена в центре агрогородка, вблизи оживленной трассы “Брест-Каменец-Беловежская пуща”. Сотни людей, в том числе иностранных туристов, проезжают мимо, поэтому коллектив чувствует особую ответственность и считает, что в школе воспитывает абсолютно все. В этой связи огромное значение придаем благоустройству. С ранней весны и до поздней осени школа утопает в цветах. Весной радуют глаз первоцветы, а затем расцветают примулы, крокусы, анютины глазки, тюльпаны, нарциссы, колокольчики, фиалки, ландыши, лилии, бегонии и многое-многое другое.

Школа имеет большую территорию – 3,7 га, требующую ежедневного внимания. Протяженность склона, на котором разбиты цветники, – 173 метра! Но от дождевых потоков в некоторых местах он начал разрушаться, образовывались дождевые вымоины, начала активно развиваться почвенная эррозия. Чтобы сохранить склон от разрушения, мы решили террасировать его камнем. Так у нас появились каменная мостовая со ступенями (центральный вход в школу) и многоярусная клумба, укрепленная камнем.

Со дня строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы мы ухаживаем и за прилегающим к нему склоном, который во время строительных работ тоже был разрушен. С целью выравнивания его использовали достаточно толстый слой щебня и камня, затем нанесли рисунок в виде символической надписи “Мир всем”. Эти слова актуальны во все времена, это посыл всем людям, живущим на планете Земля.

Чтобы пришкольная территория стала настоящей изюминкой агрогородка Видомля, чтобы она радовала глаз жителей и всех проезжающих, безусловно, необходим огромный труд и взрослых, и детей, не прекращающийся даже в зимнее время, но труд, приносящий истинное удовлетворение и наслаждение. Занимаясь благоустройством не первый год, мы отчетливо понимаем, что будущая красота закладывается осенью. Это и сбор здоровых семян, и пикировка рассады «анютиных глазок», и посадка луковичных, и многое другое. Так, осенью 2016 года мы пропикировали более 1800 штук «анютиных глазок» и высадили их в начале апреля. Роскошные кустики этих милых растений, богатая цветовая гамма позволили нам создать необыкновенно очаровательные композиции, подарили настоящую вселенскую нежность к светлому дню Пасхи! Такое количество «анютиных глазок» нами было выращено впервые!

 

Ежегодно собираем огромное количество здоровых семян тагетеса, сальвии, циннии, агератума, петунии, лобелии. До первых морозов пересаживаем из открытого грунта в горшки герани, бегонии, ирезинию, переносим их в учебные кабинеты. Но чтобы клумбы и в осенне-зимний период не были мрачными, мы выкладываем из еловых и сосновых веток оригинальные зимние композиции с использованием шишек, гроздьев калины, разноцветной гальки и щебня.

Работа над цветочными растениями в школе не прекращается ни на один день: это и грамотный полив, и подкормка, и опрыскивание; вовремя удаление заболевших растений, выращивание новых методом черенкования, лечение их и многое другое. Уже начиная с февраля этого года, у нас обильно цвели молодые герани, которые сейчас украшают подоконники фасада школы. Ребята с удовольствием готовят землю, учатся правильно отбирать и хранить семена, сеять, пикировать, высаживать рассаду, ухаживать за ней с применением различных удобрений и химических препаратов.

Неоценимую помощь по уходу за растениями оказывают агрономы ОАО «Видомлянское». Профессиональная помощь их, теоретические и практические рекомендации углубляют знания наших школьников о методах ухода за растениями, убеждают детей, что растения – это живые организмы, и они, как и люди, требуют к себе бережного и уважительного отношения. Научный подход к выращиванию растений, заложенный специалистами агрономической службы акционерного общества «Видомлянское», вызывает интерес у детей, это положительно сказывается на отношении к изучению естественнонаучных дисциплин, прививает уважительное отношение к сельскохозяйственному труду. Ежегодно мы сохраняем более 500 кустов герани, много  бегонии, ирезинии и др.

Несомненно, самым ответственным этапом ежегодно является нанесение рисунка, подбор растений, сочетание цветовой гаммы, соблюдение сроков посадки. Каждая клумба у нас имеет свое название: «Зубр – символ могущества Беларуси», «И камни в цветах говорят», «Ленточка Победы», «Цветочные часы», «Уголок умиротворения и душевной теплоты», «Необыкновенный уголок природы» и др. Исходя из названия подбираем и растения.

 

Не без гордости хочу подчеркнуть, что озеленение Видомли началось именно со школы при активной помощи ОАО «Видомлянское», Видомлянского сельисполкома. Ежегодно ранней весной проводится совместное заседание представителей администрации хозяйства, профкома, сельисполкома, школы, всех учреждений социальной сферы по вопросу благоустройства, на котором обсуждаются планы озеленения, рассматриваются вопросы финансовой помощи.

Идея использования в ландшафтном дизайне натурального камня увлекла школьников, тем более, что наша земля богата на камень. Учащаяся 10 класса Яна Заец под руководством учителя географии Ирины Нащинец провела исследовательскую работу о значении валунов в жизни белорусов. В итоге была разработана экологическая тропа «Вторая жизнь валунов», которая затронула некоторые улицы агрогородка. Одной из остановок данной тропы явилась и наша школа, так как камень – один из наиболее используемых материалов в ландшафтном дизайне пришкольной территории. Яной бы­ла написана исследовательская работа  «… зане бысць земля каменна», которую ученица представила на районном конкурсе исследовательских работ учащихся «С наукой в будущее» и заняла первое место, на областном этапе конкурса работа была отмечена благодарственным письмом. Ученица увлеклась исследованием родного края, заразилась идеей глубже познать окрестности Видомли, вместе с одноклассницей Екатериной Недвецкой исследовали местные месторождения глины в урочище Глинки. Материал исследования лег в основу новой работы «Перспективы использования местных месторождений глины» и был отмечен дипломом первой степени на районном конкурсе исследовательских работ.

На наш взгляд, ничто так не воздействует на личность ребенка, как пример его родителей. С их поддержкой удалось наладить экскурсионную деятельность, имеющую как развивающую, так и профориентационную значимость. Ребята посетили молочнотоварные фермы «Баранки», «Лашевичи», «Яменка», где установлено современное доильное оборудование, все фермы компьютеризированы, машинно-тракторный парк хозяйства, где трудится большинство родителей наших школьников. Проводимая профориентационная работа с учащимися, особенно со старшеклассниками, направленная на их социализацию, еще раз убеждает ребят в актуальности народной мудрости: «где родился, там и пригодился». Школа, организуя встречи со специалистами сельскохозяйственного производства, представителями сельскохозяйственных ВУЗов, ССУЗов, помогает ребятам определиться с  выбором будущей профессии. Наши выпускники чаще всего выбирают сельскохозяйственные, технические и педагогические профили. «Самое главное, – рассуждают выпускники, – это достойная зарплата, а в перспективе и бесплатное жилье при добросовестном отношении к работе». И это действительно так. Поэтому машинно-тракторный парк хозяйства, животноводческая отрасль полностью обеспечены кадрами. Хозяйство не принимает работников со стороны, костяк и специалистов, и рядовых тружеников составляют наши выпускники. И школа по праву этим гордится!

Сложились целые трудовые династии, которые действительно своим самоотверженным трудом прославляют хозяйство, укрепляют его мощь, трудятся на благо Беларуси. Это семьи Лицуков, Иванюков, Хвесиков, Шолоников, Лицкевичей и многие другие.

По словам директора ОАО «Видомлянское» Михаила Страпко, «своим, доморощенным, проверенным, не боимся давать дорогостоящую энергонасыщенную технику. Нашей молодежи мы доверяем самые сложные участки работы, окунаем их в гущу сложнейших проблем с тем, чтобы они не только успешно решали их, но и закаляли волю и характер. При этом даем им возможность получить приличную зарплату, в первоочередном порядке обеспечиваем жильем».

Школа только тогда будет иметь успех, когда ее поддерживают родители. В деле благоустройства у нас получилось именно так. Родители благодарны, что дети стали понимать красоту, что они дома с удовольствием ухаживают за комнатными растениями, разбивают возле своих домов клумбы, одним словом, заняты полезным делом.

Приятно, что наш труд оценен по достоинству. Школа награждена в 2016 году: дипломом отдела образования, спорта и туризма как лучшее учреждение образования за многолетнюю целенаправленную работу по благоустройству и озеленению, дипломом 1 степени управления образования Брестского облисполкома как победитель областного смотра-конкурса “Прекрасней станет Брестчина моя”, благодарственным письмом  Каменецкого районного исполнительного комитета в номинации “Лучшие по благоустройству и санитарному состоянию предприятия, учреждения и организация в 2016 году”.

На протяжении последних  лет не сломано ни одного деревца, ни кустарника, ни цветка, ребята вдвойне бережно относятся к тому, что создано их руками. Культура жителей агрогородка стала выше, каждый старается, чтобы в его собственном дворе было уютно и красиво, нашлись энтузиасты этого дела и в многоэтажных домах. Жители агрогородка поняли, что экологическая культура – неотъемлемая часть культуры человека. Такая работа дала прекрасные результаты. Наш агрогородок Видомля – цветущий сад! Коллектив школы считает, что мы смогли увлечь детей настоящим делом, приносящим реальную пользу. Неоспоримо, что главное предназначение человека – созидать. Глубоко убеждена, что именно в стенах школы ребенок должен учиться серьезному созиданию. А это невозможно без труда!

Тамара СТРАПКО, директор Видомлянской средней школы.

Добавить комментарий