Гончар из Каменюк: “Просили глиняных зверей с… отломанным ухом или хвостом”

Красиво, практично и недорого – девиз современной хозяйки, выбирающей утварь для кухни и украшения в дом. Но что же тогда толкает людей покупать кувшины или чаши из глины, созданные кустарным способом?
Об этом и не только – в беседе с местным гончаром Вадимом Шидловским.

Лет 15 назад будущий мастер работал контролером в Каменецкой башне. Параллельно на своем авто поставлял на одну из фирм в Польше белорусскую лозу. Из нее, выращенной в нашей болотис­той местности, получаются более качественные изделия, нежели из зарубежной. В той польской фирме трудилось порядка 20-ти ремесленников, работала она по типу мануфактуры – у нас, к слову, такой формы собственности нет. А потом и сам увлекся творчеством и открыл ремесленничество. По душе приш­лась глина, которую сейчас уже не покупает, а добывает в бывшем мелиоративном канале возле Грушевки.

Учеба и работа

Учился работать с глиной Вадим сначала по книгам – на абонементе в библиотеке Каменца заказывал спецлитературу даже из Минска. Встречался с другими ремесленниками Беларуси, посещал выс­тавки, мастер-классы, пробовал различные составы и техники изготовления. Сейчас в основном работает с жидкой глиной и с шамотом.
За накопленные «от лозы» деньги построил мастерскую, где делает, сушит, обжигает и лазурирует (или расписывает вручную) свои сувениры. Реализует их в трех сувенирных лавках Бреста и в НП «Беловежская пуща» – вместе с Вадимом там торгуют еще пять ремесленников. Помогает в мастерской Вадиму супруга Лена, которая сейчас находится в декретном отпуске, и старшая девятилетняя Саша. Девочка заливает в специальные заготовки гипс, сама их склеивает, раскрашивает, а после вместе с папой закреп­ляет лаком и… ездит с ним на торговлю в Каменюки. Сашины гипсовые котики и зайчики также пользуются у туристов спросом.

Ассортимент

Свой первый прилавок Вадим сразу разделил на две части. На одной половине была глиняная посуда – кувшины, бокалы и чашки; на другой – сувенирная продукция из того же материала. И то, и другое хорошо сбывалось, ведь границы между странами были открыты, поток туристов шел колоссальный.
Сейчас пришлось переквалифицироваться на более дешевые магнитики и статуэтки – они имеют невысокую детализацию, изготавливаются быстро при помощи формочек и жидкой глины и неплохо раскупаются белорусскими туристами. Тематика, в ос­новном, лесная – зубры, волки, зайцы, барсуки… А также тематическая к праздникам: ко дню Святого Валентина и 8 Марта – ангелочки и сердечки, к Новому году – быки, например.

Заказы

До ковида у Вадима было много заказов на посуду и скульп­туры – особенно от иност­ран­ных гостей, приезжавших на Каменетчину. Так, один россиянин увидел на прилавке мастера небольшую статуэтку медведя. Поспросил сделать такого же, только сантиметров 50 в высоту, и подвезти ее на границу с Российской Федерацией. На «мишку» у ремесленника ушло несколько недель – Вадим время от времени посылал заказчику фотографии. И в день доставки вдруг услышал, что медведь россиянину не нравится и везти его никуда не нужно. Потом, правда, заказчик передумал. Но на этом приключения медведя не закончились. Во время транспортировки (в коробке с пенопластом и другим мягким материалом, которым был обложен керамический медведь) у зверя отломалась часть лапы. Скрывать эту «травму» от россиянина Вадим не стал – предлагал приклеить на место. Но тот… решил оставить, как есть. Медведя забрал, деньги за заказ выплатил и радостно сообщил мастеру, что такого зверя – с отломанной лапкой – ни у кого, кроме него, не будет. Оказалось, что помимо дел на собственной фирме бизнесмена еще очень сильно увлекала охота и все, что с ней связано: в его доме было много чучел и оригинальных статуэток.
После этого случая Вадиму посыпались заказы от знакомых того россиянина. Просили глиняных зверей с… отломанным ухом или хвостом, например.
Продавать у Вадима получается, а это редкость. «На жизнь хватает», – говорит он. При этом большинство сувениров он изготавливает в теплую по­ру года, так как глина любит естественную сушку. А торгует уже в зимний период. В день работает примерно 7 или 8 часов и строго в респираторе, потому что в мастерской много пыли – особенно на стадии шлифовки изделия. Раньше проводил с глиной больше времени – по 18-20 часов, но тогда был стимул – строительство собственного дома.

Работа и… рэкет

Как-то на «Музыкальные вечера» в Мирском замке пригласили много ремесленников со своими изделиями, и Вадима тоже. Он поставил палатку, разложил товар, и тут к нему подошли два «хлопчика» – местные ремесленники. Сказали, что бесплатно здесь торговать нельзя – мол, или плати, или уходи в другое, менее «козырное» место. Милиция, подошедшая с вопросом, есть ли какие-то проблемы, получила от Вадима ответ, что никаких проблем нет. В итоге мастер никому ничего не платил – ребята просто познакомились с Вадиком, посидели в ближайшем кафе вечерком и разошлись по-при­я­тельски.
К слову, на любой выставке есть такие «козырные» места. В центре неё арендная плата всегда ниже, чем при входе, ведь большинство посетителей делают покупки на обратном пути, уже у дверей.

Сапожник без сапог

В доме моего собеседника всего несколько кружек из керамики и два магнитика на холодильнике. Действительно – сапожник без сапог. Зато в сезон почти все 20 кв. м. помещения для сушки изделий ус­тавлены фигурками. Запах сырой глины в мастерской стал уже привычным. Но какая красота на прилавке…

Анна СОВПЕЛЬ.