Дети не должны быть свидетелями насилия

Очень часто в семьях, в которых происходят конфликты или наблюдается домашнее насилие, родители не задумываются о том, что чувствует ребенок, который все это видит или слышит, находясь… в соседней комнате.

Если в семье кто-то из родителей проявляет насилие, то ребенок с большой долей вероятности усвоит такую же модель поведения. Если мальчик отождествляет себя с отцом, который бил мать, а девочка – с матерью, которая страдала от насилия, то в будущей супружеской жизни этих детей значительно возрастает риск повторения подобной схемы отношений, а также передачи такой модели детям.  Возникает замкнутый круг: насилие порождает насилие.

Чувства детей – свидетелей насилия.

-вина и ответственность за то, что происходит в семье;

– страх от того, что они сами, как их близкие, могут пострадать от насилия;

-злость, отчаяние, страх перед разводом родителей и грядущей неизвестностью;

– стыд от того, что подобное, по их мнению, происходит только в их семье;

– подавленность и беспомощность, невозможность изменить ситуацию в семье;

– обособленность и одиночество;

– отсутствие чувства защищенности.

Поведение детей – свидетелей насилия:

– отказ ходить в детский сад или школу из опасения, что кто-нибудь может узнать о насилии в семье;

– чрезмерная агрессивность или, наоборот, излишняя пассивность;

– постоянное привлечение к себе внимания;

– причинение боли другим детям или животным;

– стараются меньше бывать дома.

Если в семье постоянно происходят ссоры, родители заняты выяснением отношений, то ребенок остается один на один со своими чувствами, мыслями и переживаниями. Часто ему не с кем поговорить о том, что его беспокоит и тревожит, что он любит и о чем мечтает.  А ведь семья для ребенка – это то место, где его любят и ценят. А родители самые близкие и родные люди, которые выслушают и поддержат ребенка в самых разных ситуациях.

Чему учатся дети, которых наказывают физически?

  1. Ребенок получает урок насилия.

У него формируется убеждение, что насилие – это единственный и лучший способ достижения желаемого результата, а значит, когда он станет взрослым и у него будут дети, он тоже должен будет их бить. Если же кто-то из детей, страдавший от родительских побоев говорит, что в его семье такого никогда не будет, то, как правило, вырастая, он все равно использует аналогичные методы для решения конфликтов и достижения целей.

Говоря о телесных наказаниях, стоит отметить, что к ним относятся и традиционно считающиеся допустимыми подзатыльники, шлепки, одергивания, удары, пощечины, тычки и толчки. С 1979 по 2010 год 29 стран запретили телесные наказания детей.

  1. У ребенка рушится жизненно важная уверенность в том, что он любим.

Родители говорят ребенку, что любят его. В то же время, родители причиняют ему боль, и ребенок начинает сомневаться в этой любви, думает, что произошла какая-то ошибка, так как его осознание отвергает мысль о том, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Ребенок переживает наказание как предательство любви и доверия. Многочисленные исследования показывают: у детей, которые подвергаются физическим наказаниям, возникает много проблем, связанных с депрессией, агрессией, насилием.

  1. Ребенок получает урок лжи, если под видом решения педагогических задач родители просто вымещают на нем свой гнев.

Многие родители признают, что бьют своего ребенка в состоянии крайнего раздражения, не зная, как иначе воздействовать на него, потому что их самих в детстве воспитывали именно так. Иногда родители ищут себе оправдание и утверждают, что такое наказание – единственный способ изменить поведение ребенка. На самом деле, родитель, который физически наказывает ребенка, расписывается в своем бессилии – он просто не знает других методов воспитания ли предпочитает такой «простой и эффективный» способ, требующий душевных сил и терпения.

  1. Наказанный ребенок испытывает гнев и желание отомстить, которое остается вытесненным или подавленным и проявляется намного позже.

Наказание может на короткий срок обеспечить соблюдение ребенком дисциплины либо, наоборот, вызвать его бунт. Насильственные методы воспитания способны привить ребенку страх перед родителями или бездумное послушание, или породить ненависть к родителям. Маленький ребенок оказывается в ловушке: с одной стороны, он любит своих родителей, а, с другой, порой чувствуя ненависть к ним, он начинает думать, что происходит нечто неправильное, ведь он не должен испытывать такие чувства по отношению к близким людям. Гнев против родителя  обращается против самого ребенка, вызывая у него ненависть к себе и нередко приводит к саморазрушающему поведению. Маленький ребенок причиняет себе боль, бьет себя, щиплет, кусает, по собственной воле стоит в углу и т.д., а в подростковом возрасте он может начать употреблять алкоголь или наркотики.

Подростки, к которым применяют физическое наказание, чувствуя ненависть к родителям, как правило, стараются выплеснуть ее на кого-то другого. Однако встречаются случаи, когда объектом ненависти становятся отец или мать (желание применить к родителям физическую силу возникает и у детей, и у подростков). Поскольку у детей нет реальной возможности противостоять своим родителям, они вынуждены подчиняться, но это подчинение – только внешнее, внутри же бурлит сильное сопротивление.  У ребенка, испытавшего боль и унижение, возникает желание сделать что-то назло, но исподтишка.  Он учится врать и скрывать содеянное – до следующего наказания. Свой гнев и агрессию вымещает на более слабых детях или животных.

Вытесненный гнев может проявляться также:

-в драках с одноклассниками;

– в унижении девочек, символизирующих мать;

– в плохом отношении к учителям;

– в выборе видеоигр или телепередач, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева – дети идентифицируют себя м их героями.

Большинство специалистов в области современной детской психологии категорически против любых наказаний в семье. Если ребенок вас регулярно не слушается, нужно постараться понять причину этого. Скорее всего, либо между вами нет эмоционального контакта, либо ваши требования слишком высоки для ребенка.

Жанна КАЛЕНКОВИЧ,
психолог ГУ «Каменецкий ТЦСОН»