Иногда становится обидно, когда видишь, как наши артисты (выходцы из Беларуси), «реализуют» свой творческий потенциал не на своей родной земле, а за ее пределами….
Какой бизнес – такое и шоу
Ярким примером стремительного развития музыкальной индустрии можно считать соседнюю Украину. Буквально за последние два года именно украинские исполнители и музыкальные группы со своими композициями занимали и занимают самые высокие строчки хит-парадов во многих странах СНГ. Некоторые эксперты и критики связывают это с ограничением выступлений российских музыкантов на территории Украины, в связи с чем и возросло количественно-качественное преимущество украинской музыки. Но, помимо этого, нужно вспомнить, что бизнес-сфера в Украине более раскрепощенная, если так можно сказать, нежели у нас. И меценатство либо партнерство в формуле «музыка-бизнес-музыка» находится на очень высоком уровне, поэтому сложно сравнивать то, что происходит у нас на музыкальной сцене, и то, что на украинской либо же российской.
Шоу-бизнес уже давно стал частью мировой экономики, приносящей многомиллиардные доходы. Привлекательность и прибыльность этой отрасли в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием технологий, глобализацией рынков большинства стран, если не всех. Наряду с этим наблюдается значительное увеличение конкуренции в сфере шоу-бизнеса. Правда, опять же, если говорить про наших артистов, то назвать их конкурентами сложно. Со стороны кажется, что все такие добрые и пушистые и готовы поделиться своей площадкой (сценой) с ближним своим. Только вот так ли оно есть на самом деле, или же это обманчивый образ?..
Музыка и артист, как отдельная единица, стали (хотя можно говорить, что они не переставали быть) частью большой управленческой системы, выступают как инструмент воздействия. Поэтому, если кумир миллионов решил надеть кепку, то через несколько часов это сделают миллионы фанатов. Спел про вегетарианство – и завтра те же фанаты отказались от мяса.
«Мове – гучаць!»
В начале уходящего месяца Киев встречал музыкантов со всей Европы на песенном конкурсе «Евровидение». Представить нашу страну выпала честь молодым музыкантам – группе «NaviBand». Задача была не из легких – не только показать, что в Беларуси живут самые талантливые музыканты, но и презентовать белорусский язык на главной поп-сцене европейского континента. «Мова» впервые зазвучала на сцене данного песенного конкурса (за 13 лет участия), и 17-е место в финале может говорить о том, что белорусский язык пришелся по душе. Ведь за все время участия наших музыкантов в конкурсе это лишь пятый раз, когда представитель Беларуси вышел в финал. Некоторые даже говорят о том, что уже в ближайшее время белорусские музыканты начнут записывать песни на родном языке. Хотя и сейчас не так все плохо с теми, кто решил петь на белорусском. Можно даже сказать, что если хорошенько покопаться во всемирной паутине, то можно откопать очень интересных музыкантов. Группы «Хурма» и «Akute», как по мне, отлично справляются с задачей нести «мову» в массы при помощи музыки. На подобные концерты из года в год приходит все больше и больше людей, а это может говорить о том, что белорусскоязычная песня выходит в тренды, и, кто знает, может быть, через несколько лет в музыкальных топах всего мира появится и что-то на белорусском, несмотря на то, что процесс американизации стремительно движется вперед.
Собрать или не собрать?
Этим вопросом вероятнее всего задавался каждый белорусский исполнитель. Самая большая концертная площадка страны покорилась лишь двум исполнителям-белорусам: Максу Коржу (в 2013 году) и группе «Brutto» (в 2017 году). «Минск-Арена» сегодня и в самом деле самая крупная площадка в Беларуси, именно туда организаторы привозят таких мировых знаменитостей, как Шакира, «Rammstein», «Depeche Mode», Лана дель Рей… И это далеко не весь список артистов, которые посетили с концертами наш край. Но то, что лишь два исполнителя замахнулись и смогли одолеть рубеж в 13000 зрителей в зале, как по мне, достойно уважения. Попытки собрать арену были и у Александра Солодухи (он как-то и к нам в Каменец заезжает периодически), но, правда, в его случае было продано чуть больше 5000 билетов, а остальные места заняли работники различных заводов столицы, которым в преддверии праздника (концерт проходил 8 марта) билеты подарило их руководство. На основании первых двух примеров можно говорить, что белорусы готовы слушать и поддерживать своих исполнителей, платить деньги и ходить на концерты. И становится понятно, что артист востребован, если «на него» идет зритель.
Продукт, но зато он наш!
Белорусская музыкальная индустрия не совсем конкурентоспособная, к большому сожалению. Раскручиваясь у себя в стране, наши артисты только и могут, что колесить от Молодечно до Жабинки и давать концерты в ДК. Отсутствие большой сцены, шоу-бизнеса, если хотите, очень ограничивает музыкантов, может, поэтому некоторые предпочитают реализовывать себя за пределами Беларуси. Но в любом случае, после обретения известности «там» земляки будут гордиться ими «тут». Правда?