“Агропродукт”: развитие на перспективу

В этом году ООО «Агропродукт» отметило свое совершеннолетие. Впрочем, правильнее будет сказать по-другому: предприятие вступило в новый этап своего развития. Это для человека 18 лет – начало взрослой жизни, в которой только ты отвечаешь за свои  поступки.

Но создателю, учредителю, идейному вдохновителю «Агропродукта» и его бессменному руководителю Олегу Теслюку доказывать серьезность своих намерений и планов пришлось с первых же дней. И он это доказал. Сегодня «Агропродукт» – предприятие с современным оборудованием, крупнейший в нашем районе экспортер, обеспечивающий почти треть поступлений в доходную часть бюджета района. И даже когда мировые рынки штормит, как это происходит в нынешнем году, «Агропродукт» крепко держится на плаву.
И продолжает развиваться с учетом перспективы.

На подъезде к ООО «Агропродукт» в длинную колонну выстроились большегрузные машины – ждут своей очереди на выгрузку. «Продолжаем закупать рапс, – объясняет заместитель директора предприятия Андрей Писарик. – На сегодня (14 нояб­ря) мы приобрели его 240 тысяч тонн. Это уже больше, чем за весь прошлый год. И будем закупать рапс еще два-три месяца, чтобы обеспечить завод стабильной работой до нового урожая».


Уточним: в данном случае речь идет о российском сырье. Уборка белорусского рапса давно закончилась, и все, кто хотел поставить его «Агропродукту», это уже сделали. Рапс в этом году уродился неплохой как в целом по стране, так и на Брестчине, и примерно 65-70% своих потребностей «Агропродукт» покрывает именно за счет отечественного продукта. Однако масштабы переработки на этом предприятии таковы (в среднем в сутки – 850-900 тонн, а когда-то начинали со 100!), что только белорусского рапса ему уже мало. Поэтому его закупают у восточных соседей. Из самых разных регионов: Брянск, Орел, Воронеж, Краснодар, Ставрополье…

Остается пока открытым вопрос с соей, основным поставщиком которой для «Агропродукта» до недавнего времени выступала Украина. В принципе, сою выращивает и Россия, и ее уборка там сейчас только заканчивается. «В потенциале мы ее рассматриваем, но окончательное решение пока по сое не приняли, – признается Андрей Николаевич. – Сейчас экономические обстоятельства складываются в пользу рапса, поэтому работаем с ним».

С трудностями справились

Нынешний год выдался непрос­тым для предприятия. Как, впрочем, и для других экспортеров. Были проблемы и с логистикой, и с банковскими платежами. Но бесспорный талант руководителя, помноженный на чутье бизнесмена, не подвел Олега Теслюка и на этот раз. Сейчас предприятие работает так же стабильно, как и раньше. Да, логистика подорожала, но она четко просматривается. Да, меньше стали продавать своей продукции в прибалтийские страны, но в целом объемы поставок сохранились: страны Евросоюза как закупали у нас рапсовое масло, так и продолжают закупать. Сохранилось и азиатское направление. Да, в Китай отправлять грузы стало сложнее, потому что Литва закрыла для белорусских предприятий свои порты. И руководству «Агропродукта» пришлось потратить немало времени и сил, чтобы решить этот вопрос. Но ведь решили же! Сейчас предприятие работает со своими азиатскими потребителями через порт в Риге.


И даже то, что на мировом рынке цены на растительные масла, шрот и белковое сырье упали (меньше прибыли для производителей), на «Агропродукте» воспринимают это по-философски: сегодня цены упали, завтра, возможно, поднимутся. На то он и рынок. Это не мешает предприятию успешно экспортировать свою продукцию. За пределы страны по-прежнему продается около 80% всего произведенного им растительного масла. Шрот практически весь реализуется в Беларуси: хозяйства охотно берут его на корм буренкам.

Акцент на дальнейшее развитие

Вопреки сложностям, предприятие в этом году продолжало развиваться. Были приобретены пять новых большегрузных автомобилей для перевозки рапса и шрота. Таким образом, парк грузового автотранспорта на «Агропродукте» вырос до 31 единицы. Доукомплектовали линию розлива масла, усилив ее роботом: он заменил физически тяжелый труд людей по упаковке бутылей с маслом в коробки. Купили недостающее оборудование, чтобы иметь возможность работать в две смены. И такая необходимость есть уже сейчас: люди заняты работой. «Мы даже приросли по штату, – говорит Анд­рей Писарик. – В прошлом году на эту дату (14 ноября. – ред.) у нас было 196 человек, сейчас – 211. И это именно рабочие специальности: приемка-выгрузка ва­гонов, розлив масла и так далее».


И самое важное: в этом году «Агропродукт» завершил реализацию инвестиционного проекта, очень важного в плане логистики для дальнейшего развития предприятия. Речь идет о строительстве рампы для перевалки грузов, которые доставляются по железной дороге, с широкой колеи на узкую – европейскую. Рампа представляет собой две колеи, способные вместить сразу 40 вагонов. Перегрузил с состава на одной колее на другую – и можно сразу отправлять груз в Европу. Для грузов, которые нуждаются в защите от атмосферных осадков, предусмотрен навес. И это тоже важно: в перспективе предприятие планирует оказывать услуги по перегрузке других грузов: зерна, пшеницы и т. д. Сейчас вот поступило предложение по гречке от российской фирмы.

Продукт повышенного спроса

Основной объем выпускаемой заводом продукции приходится на нерафинированное масло. Такое в розницу не поступает, и в бутылки его не разливают. В больших объемах его покупают предприятия по выращиванию ры­бы, по производству биодизеля, хлебозаводы и т. д. Рафинированное, дезодорированное масло, которое используется для изготовления детского питания, проходит дополнительную степень очистки. На вкус и цвет не отличишь от привычного нам, но лабораторный анализ разницу покажет. Очень редко его можно увидеть на полках магазинов в меньших по объему бутылках. Для розницы его выпускают в очень небольшом количестве как «Детское» и «Премиум» – чтобы покупатель распробовал и оценил. А вообще из 10 тысяч тонн масла, которое ежемесячно производит «Агропродукт», на рафинированное дезодорированное приходится лишь 2,5 тысячи. Из них в бутыли на внутренний рынок разливается сейчас 100-150 тонн в месяц. Остальное реализуется наливом в авто и ж/д-цистернами. И спрос на него, как видим, по-прежнему очень высок.
Елена ТРИБУЛЕВА.
УНП 200649294