Централизованное тестирование: что изменилось в 2012-м?

В Беларуси 13 июня стартовал самый важный этап вступительной кампании – централизованное тестирование. В нем принимают участие более 141 тыс. абитуриентов. Основная задача этого этапа вступительной кампании – дифференцировать абитуриентов по уровню подготовки для конкурсного отбора в вузы. Каковы правила проведения ЦТ в этом году и будут ли они отличаться от прошлогодних? С какими заданиями столкнутся абитуриенты на ЦТ? Как действует переводная шкала и для чего она нужна? Что будет с теми абитуриентами, которые получат за тест ниже семи баллов? Ответы директора Республиканского института контроля знаний Министерства образования Беларуси Николая Феськова на эти и другие вопросы можно получить на сайтах БЕЛТА и Минобразования.
Почему введен барьер в семь баллов? Не мало ли это для абитуриента, рассчитывающего быть студентом?
– С целью исключения возможности участия в конкурсе абитуриентов, имеющих низкий уровень подготовки, установлено нижнее значение тестового балла, начиная с которого отметка при поступлении в вуз будет признаваться удовлетворительной – 7 баллов.
У абитуриентов, имеющих в сертификатах ЦТ 1-6 баллов, документы в вузы приниматься не будут. Традиционно на централизованном тестировании 10-12% абитуриентов набирают меньше семи баллов. Кстати, Министерство образования ввело непроходные (неудовлетворительные) баллы за каждое испытание централизованного тестирования. Но это действует только при поступлении в вузы. Мы планируем, что такие абитуриенты смогут поступать в учреждения среднего специального или профессионально-технического образования.
Многие считают, что тестирование формирует «неговорящих» выпускников. Каково ваше мнение?
– Очень часто народ отождествляет ЦТ и ЕГЭ, а это в корне неправильное суждение. ЕГЭ – это форма итоговой аттестации, результаты которой используются при поступлении в вуз. Такой подход ближе к заявительному принципу западноевропейской системы образования – в вуз зачисляют без экзаменов на основании баллов в школьном аттестате. В системе ЦТ обычные выпускные экзамены в школе не принимаются во внимание. ЦТ – это форма вступительного испытания, которая позволяет составить рейтинг абитуриентов. Задача централизованного тестирования – определить одного выпускника школы относительно другого и предоставить этот рейтинг приемным комиссиям. В этом году в Беларуси 141 тыс. абитуриентов. Выслушать всех на устных экзаменах просто невозможно. Наиболее объективной формой проверки знания в таком случае является ЦТ.
Планирует ли РИКЗ выдавать абитуриентам вместе с сертификатом ЦТ задания по тестированию, чтобы человек реально мог видеть, на какие вопросы он ответил правильно, а на какие нет?
– В соответствии с договором РИКЗа и ответственными организаторами тестовые задания являются нашей собственностью, в калькуляцию стоимости этой услуги задание не входит, чтобы дарить его абитуриенту. Никакой необходимости нет. Все задания взяты из сборников, учебников. Репетиционное тестирование – это не средство подготовки обучения, это средство диагностики.
Почему при поступлении на заочное сокращенное обучение после колледжа нужно сдавать ЦТ по школьным предметам, а не экзамен или ЦТ по специальности, полученной в колледже?
– Для того, чтобы определить уровень знаний выпускника колледжа, нельзя создавать ему особые условия для поступления. Он должен быть на равных условиях со всеми участниками ЦТ – выпускниками ПТУ, общеобразовательных школ. Иначе мы не сможем ранжировать всех объективно.
Почему РИКЗ в день проведения централизованного тестирования по тому или иному предмету не отдает задания ЦТ членам Госкомиссии по контролю за ходом вступительных испытаний или в Министерство образования? Ведь в таких случаях РИКЗ застраховывает себя от высказываний, что институт после централизованного тестирования занимается исправлением ошибок.
– Для начала отмечу, что все абитуриенты обязаны сдать после тестирования бланки ответов и заданий. Хочу подчеркнуть, что тестовые задания – это не бумага для черновых записей. Для черновых записей абитуриентам предоставляется то количество бумаги, которое необходимо. Все эти листы возвращаются в институт, где хранятся до 31 декабря. Это делается для того, чтобы можно было использовать их в случае возникновения спорных ситуаций – где-то что-то не пропечаталось и т.д. То есть можно к нам обратиться, мы поднимем, поможем. Представьте, что же будет, если мы все эти бумаги – тысяч 95 – отправим в министерство.
После 31 декабря все это уничтожается – и невостребованные сертификаты, и бланки ответов, у нас остается только электронный вариант – имеется банк данных с 2002 года.
Слышала, что апелляцию на результаты ЦТ подать нельзя. Так, может, после сдачи ЦТ стоит на сайте РИКЗ выложить правильные ответы на тесты, чтобы каждый мог точно знать, где он ошибся, и не сомневаться в правильности оценки? А то на запрос результата высвечиваются только + и -, а точных правильных ответов нет.
– Я начну со второй части вопроса. К сожалению, его автор не обратил внимание на то, что второе предложение давно реализовано. Как только заканчивается последнее тестирование, до окончания срока приема документов в вуз в печати публикуются все 10 вариантов по 14 предметам с ключами, с методикой расчета и с коэффициентами. У абитуриента есть возможность проверить свой вариант, ответы на вопросы, тем более что у него есть сертификат. Что касается первой части вопроса, то, например, абитуриент считает, что из предложенных вариантов нет правильного ответа. Он может сказать, что в таком-то задании нет правильного ответа или, по его мнению, вопрос составлен некорректно. Все присутствующие организаторы в аудитории обязаны внести это в протокол. Это и есть апелляция. Когда мы получаем бланки ответов, мы в первую очередь внимательно просматриваем протоколы.
Насколько быстро будут обрабатываться в этом году результаты ЦТ, можно ли предполагать, что результаты можно будет узнать раньше?
– Результаты централизованного тестирования в Беларуси обрабатываются очень быстро. Ни в одной стране за такое короткое время (не более 10-12 дней) они не проверяются. Более того, сама проверка занимает секунды, если бы не последующая верификация. Беда в том, что даже суперсовременный сканер не может просканировать текст на бумаге так, как человеческий глаз. Ошибки в области регистрационных данных – фамилиях, паспортных данных – проверяют люди. Кстати, ошибки, допущенные в этой области, не влияют на результаты ЦТ. Они просто усложняют работу в области проверки и приводят к тому, что все нельзя сделать с помощью компьютера.
Что изменилось во вступительных тестах с момента их первого проведения и до сегодняшних дней?
– Если в целом брать историю проведения ЦТ в Беларуси, то изменилось очень многое. Это касается прежде всего технологии и программного обеспечения – то, чего не видят абитуриенты, родители, учителя. Содержание тестов также претерпевает определенные изменения. Так, количество заданий практически постоянно меняется, над этим очень большая работа проводится. Мы изучаем опыт других стран. Примечательно, что с Китаем, например, по части технологии проведения и содержания тестов Беларусь ближе, чем с Россией, где проводится ЕГЭ. Хотя ЕГЭ выполняет несколько иные функции, он одновременно является и итоговой аттестацией и вступительным испытанием.
По количеству заданий белорусские тесты практически ничем не отличаются от тех, что разрабатывают в других странах. Оптимально выбрано от 30 по физике и математике и по отдельным гуманитарным предметам до 60 заданий. По продолжительности от 90 до 180 минут. Поступали предложения увеличить время для прохождения тестов. Это неоправданно. Мы всячески пытались доказать, что 3 часа – предельный отрезок времени. Это подтверждает опыт других стран, где длина ЦТ составляет 2,5 – максимум 3 часа. Больше не нужно, потому что за пределами этого времени тестирование теряет всякий смысл. В отличие от контрольной работы – а многие родители и абитуриенты отождествляют ЦТ с контрольной – здесь ставится совершенно другая задача. Она состоит в том, чтобы количество заданий и продолжительность теста позволили дифференцировать всех участников теста по тому или иному предмету – кто набрал максимальный бал и кто – минимальный.
Минимальный, кстати, не значит, нулевой. Такого сертификата вообще нет. В этом году сертификаты будут получать абитуриенты, набравшие 1-6 баллов. Подавать документы в вузы они не смогут, но у них будет возможность поступить в средние специальные учебные заведения.
Повторюсь, в этом году изменений в продолжительности тестирования и количестве заданий нет, но их содержание меняется постоянно. Это позволяет охватывать те разделы и темы, которые не были охвачены в предыдущие годы. Это и преимущество большое. В экзаменационном билете, например, может быть 3-5 вопросов по нескольким разделам. ЦТ со своими 30-60 вопросами вмещает практически весь учебный материал.
Почему тесты так сильно отличаются от заданий (контрольных) в школе? Побывал на всех РТ, так что знаю это не по чужому опыту, а по своему.
– На ЦТ нет заданий, выходящих за рамки школьной программы и программы вступительных испытаний. Отличие от контрольных работ только в подаче заданий. Это нужно для того, чтобы использовать компьютерные программы для обработки этих материалов. А в содержании я отличий не вижу.
Расскажите подробно про сельский балл. Правда ли, что учащимся сельских образовательных учреждений добавляется 5 баллов и т.д.?
– Ничего не добавляют. Все баллы только те, которые заработал абитуриент. Вы, видимо, перепутали льготы для сельских абитуриентов при поступлении (раздельный конкурс) и централизованное тестирование. При проведении ЦТ – все равны и баллы получают только в зависимости от знаний. А вот во время вступительной кампании, точнее процессе зачисления, ситуация немного другая. В нынешнем году еще действуют старые правила приема, в которых есть пункт о проведении раздельного конкурса для абитуриентов из городской и сельской местности. Это было сделано тогда, когда разница между знаниями абитуриентов была существенная.
Теперь же факультетам, которые принимают по раздельному конкурсу, приходится в конечном итоге прибегать к общему конкурсу, потому что разницы между сельчанами и горожанами практически нет. Думаю, что при вступлении в действие новых правил, проект которых будет представлен к осени, там этих льгот уже не будет.

Добавить комментарий