Хозяйка Приозерского. Другой старосты, кроме Раисы Дурович, жители во главе поселка не представляют

Приозерский – самый маленький из поселков, какой только можно найти в нашей стране. В нем всего три жилых дома, образующих один большой двор. Правда, в этих домах 108 квартир, в которых живут 216 человек, а это уже неплохой «размерчик», к примеру, для современной деревни.

Собственно, и живут люди здесь почти как в деревне, хоть у каждого благоустроенная квартира «как в городе»: возделывают огороды и держат хозяйство в виде кур, гусей и уток, а кое-кто – и коз. А если возникают какие-то вопросы и проблемы, то, как и в деревне, в первую очередь обращаются к своему старосте. Старостой здесь семь последних лет Раиса Сергеевна Дурович, и лучшей хозяйки для поселка, признают сами местные жители, им просто не найти.

Более половины здешних обитателей – семьи бывших военнослужащих. В советские времена тут, в лесу, располагался секретный узел связи, обеспечивающий телефонной связью все страны Варшавского договора, а при нем – «закрытая» воинская часть. В 1969 году для военных и их семей были построены два трехэтажных жилых дома, спустя два года – еще один. Раиса переехала из Каменца в Приозерский в 1978-м, когда познакомилась с красавцем-прапорщиком Владимиром Дуровичем и вышла за него замуж. Когда в их семье родился третий ребенок, им дали трехкомнатную квартиру, в которой они с мужем живут и по сей день.

Когда воинскую часть расформировали, некоторые из семей уехали: кого-то перевели на новое место службы, кто-то, отслужив положенное, вернулся на родину. Дуровичи, которым, собственно, и уезжать было некуда, остались, как и многие другие. А в освободившиеся квартиры стали понемногу заселяться работники нового санатория, который начинал строиться на месте бывших казарм. «Когда расформировали часть, был у нас самый молодой поселок. Теперь, увы, самый старый. Процентов 60 жителей – пенсионеры. И вдов очень много», – вздыхает Раиса Сергеевна.

«Раиса, ты можешь!..»

Сама она, бухгалтер по образованию, больше 20 лет проработала в Сбербанке в Каменце. Позже по просьбе командира части оформилась переводом в сис­тему военторга заведующей здешним магазином («Раиса, ты можешь, наведи тут порядок!») и «отбарабанила» в этой должности около 10 лет. Потом еще несколько лет отработала в магазине потребкооперации и последние восемь, уже давно будучи на пенсии, – в санатории «по культурной части». И всегда была неугомонной «общественницей», не знающей покоя и другим не дающей скучать. Возглавляла профкомы, женсоветы, года четыре была председателем клуба «Оптимист», устраивала турслеты, концерты и «голубые огоньки», организовывала поездки в теат­ры и музеи. Всегда на виду, всегда с людьми, всегда готовая помочь. Кого же еще выбрать старостой, как не ее?

Староста Раиса Сергеевна такая же неугомонная. Задумалась, что маленьким детям играть в Приозерском особо негде (а летом, когда к бабушкам-дедушкам съезжаются внуки, детей здесь очень много), и организовала жильцов на строительство детской площадки. Теперь на ней есть горка, качели, песочница и прочие радости для малышни. Добилась, чтобы заасфальтировали разбитый участок дворовой дороги – спасибо сельсовету, выделившему на это деньги. Организовала жильцов на субботники и «наведение красоты». Теперь у каждого подъезда растут декоративные кустарники, туи или многолетники. Сама староста тоже очень любит этим заниматься, высадила вдоль дорожек кустики спиреи, берес­клета и самшита и планирует насадить еще. «Вот только траву косить некому, – переживает Раиса Сергеевна. – Был у нас участок ЖКХ, теперь его ликвидировали. Это такая проблема!»

Даже «шанхай» из сараев, что был рядом с дорогой, удалось этой весной ликвидировать. Собственно, без сараев местным обитателям никак, все держат какое-то хозяйст­во, подспорье к семейному бюджету, но на общем сходе согласились перенести их подальше от дороги – «спрятать», чтобы в глаза не бросались. Так и сделали, управившись до Пасхи. Осталась лишь од­на ветхая постройка. «Хозяева достраивают новый сарай, вот-вот «переселятся», а этот разберут», – обещает староста.

А когда всех этих забот и хлопот ей покажется мало, она собирает «команду» и ку­да-нибудь везет: в поход, музей и т. д. Прошлым летом, к примеру, организовала старших детей на велопробег. Вначале опробовали маршрут, что стартует из Видомли (разработан в рамках одного из трансграничных проектов). А через несколько дней по старой дороге съездили в Лески. Очень всем эта поездка понравилась.

Если надо — полезет на крышу рулоны раскладывать

Жители поселка привыкли обращаться к ней со всеми своими проблемами. Просят привезти лекарство, помочь с документами, с организацией похорон… Никому не откажет. Вот заболела и ушла на самоизоляцию одинокая женщина, сотрудница санатория. Кто привезет ей продукты, вынесет мусор и т. д.? Староста, конечно. Была контактом первого уровня, но, к счастью, все обошлось, не заразилась.

Нынче у старосты поселка хлопот еще прибавилось: в двух из трех жилых домов начался капитальный ремонт. Жильцы ждали его много лет, писали письма во все инстанции, и вот в начале года пришла хорошая новость: капремонт будет. «Не знаю, кого за это благодарить, благодаря кому это случилось, но от всех нас спасибо ему огромное», – повторяет Раиса Сергеевна. Капремонт – это переделка вечно протекавших плоских крыш, замена водосточных систем и изоляции труб теплоснабжения, ремонт балконов с приведением их к единому стилю и установка новых дверей в подъездах. А пока идут работы, все вопросы – к старосте. Надо получить доступ ко всем подвалам – Раиса Сергеевна, помогите. Нужно на балкон попасть, а хозяйки дома нет – Раиса Сергеевна, найдите, пожалуйста, чтобы через полчаса тут была. Требуется в субботу на крыше рулоны изоляционного материала разложить – староста вместе с прорабом лезет на крышу, потому что больше некому, и раскладывает эти рулоны.

И жильцы не отстают. По­ка мы с Раисой Сергеевной разговариваем на улице, к нам то и дело подходят люди. Вот женщина со своей проблемой: над ее квартирой делают сливы, там дырка, и дождевая вода капает ей прямо на подоконник, прямо по мозгам бьет. Следом возмущенный мужчина: чего это бригада, которая вчера работала на их доме, переместилась на другой? «Я тут как начальник стройки», – смеется староста.

А тут еще одновременно и газовики начали менять трубы в квартирах. Ездят аж из Березы. Пока доберутся, как минимум два часа рабочего времени насмарку. «Так они месяц будут трубы менять, а мы без газа жить», – подумала староста и… договорилась с хозяйкой пустующей квартиры, чтобы та пустила газовиков «на постой». Теперь они уже в 7.45 на работе.

А зачем вам все это на­до, осторожно спраши­ваю я.  Все эти хлопоты, беготня, переживания? «А не знаю, – отвечает. – Такая вот ненормальная. Не могу сидеть без дела, не могу видеть непорядок. Когда только начинала работать старостой и организовала людей на первый субботник, были и такие, что кричали: почему мы должны убирать, есть службы, они должны! На самом деле никто никому ничего не должен. И если мы хотим жить в красивом и благоустроенном мес­те, надо встать и самому это сделать. Так и со всем остальным. Ну не могу я на диване лежать, у меня бока от этого болят!»

Даже став «законной» пенсионеркой, она еще 11 лет продолжала трудиться. Только пос­ледний год решила было пожить спокойной «пенсионерской» жизнью, но это точно не про нее. Да и не похожа она на пенсионерку. Только посмотрите на нее: стройненькая, подтянутая, всегда с хорошей укладкой и макияжем, всегда готова куда-то бежать, что-то делать и кому-то помогать.

Настоящая хозяйка поселка.

Елена ТРИБУЛЕВА.