Учитель Беловежской СШ: “Мир детей – это целый космос”

«Дети – это самое важное и самое интересное, что есть в мире, – говорит учитель истории Беловежской средней школы Людмила Михайловна Гуринович. – Их мир – это целый космос. Они растут, меняются и меняют тебя. Меня изменили тоже. В какой-то момент именно они стали для меня первичным. Я поняла, что не вижу себя вне школы».

Осознание этого пришло не сразу, признается Людмила Михайловна. Она выросла в Каменце в учительской семье, но стать учителем никогда не мечтала. Говорит, всегда любила получать знания сама, а не кому-то их передавать. Читала запоем все: от биографии Чкалова до «Занимательной минералогии» Ферсмана. Обожала книги на историчес­кую тему. «Когда дышишь воздухом, не задумываешься, что он тебе нужен, – объясняет она. – Так и история – это была просто часть мо­ей жизни. Она всегда была рядом. Но я даже не задумывалась, что это именно то, чем мне хотелось бы заниматься». В 17 лет она увлеклась химией и решила, что это ее судьба. Поступила на химфак БГУ. Заканчивала университет в трудные 90-е, когда найти работу на производстве было проб­лема­тич­ным. И вообще с работой было непросто. Поэтому согласилась с предложением пойти вожатой в Беловежскую школу, хотя и понимала, что это не ее. А вот возможность занять вакансию учителя истории показалась куда более прив­лекатель­ной. Через год Людмила Михайловна поступила в Брестский педагогичес­кий университет на исторический факультет и стала работать учителем истории. Позже получила звание магистра исторических наук. А главное, поняла, что ис­тория – это то, что ей дейст­ви­тельно интересно и чем она по-нас­тоящему хочет заниматься.

Этот интерес отнюдь не ограничивается подготовкой к урокам. Когда-то она начала собирать воспоминания людей, живших в 30-40 годы прошлого века, и «заболела» этим периодом. Отчасти это был личный интерес: оба ее деда прошли через войну, бабушка побывала в немецкой оккупации и много о тех страшных годах рассказывала. Для защиты в магистратуре Людмила Михайловна тоже выб­рала близкую ей тему – быт населения во время Великой Отечественной войны». Зная такой ее интерес к этой теме, коллеги из Минска предложили ей стать соавтором методического пособия по Второй мировой войне. Работа над пособием заняла полтора года. Оно включает в себя 14 брошюр, каждая из которых посвящена одной из категории жертв Второй мировой войны (остарбайтеры, узники концлагерей, военнопленные, дети, беженцы и т. д.) и 50 биографических карточек.
«Неправда, что этот период истории скучен детям, – говорит Людмила Михайловна. – Да, историю Древнего мира все мы в свое время изучали взахлеб, и нынешние дети не исключение. Но в последние годы у них заметно вырос интерес и к новейшей истории. Я никогда не заставляю детей углуб­ляться в период 30-40 годов, потому что он достаточно тяжелый морально. Но если у них есть стремление узнать об этом больше, я им помогаю». Сейчас у нее трое таких детей в 8 классе. Они сами выбрали тему: с помощью материалов сайта obd-memorial.ru ведут поисковую работу по солдатам, уроженцам этой местнос­ти (деревень Беловежского сельсовета). И уже отыскали интересные факты, о которых обещают рассказать позже.
Многие ее дети, увлекшись историей, делают на этом поприще заметные ус­пехи. В прошлом году одна из девушек, выпускница школы, получила диплом 3 степени в Москве на международном конкурсе, посвященном Холокосту. Она написала дневник от имени 17-летней минчанки, попавшей в гетто и спасшейся из него. Это была художественная работа, но основанная на реальных исторических фактах. Другая девочка, внучка узницы Освенцима, написала работу на эту тему, и стала призером республиканского конкурса. Но профессию себе обе девушки выбрали другую, не связанную с историей. И это абсолютно нормально, считает Людмила Михайловна.
Учителем в школе она работает с 1992 года. Спрашиваю: дети за это время сильно изменились? «Нет, – мгновенно отвечает она. – Дети все те же. Так же любознательны к новому. Так же искренни. Так же не скрывают, если на уроке им скучно. У подростков те же проб­лемы, что были и у нас в их возрасте. Изменился только антураж, какие-то детали. Но не дети».
И ей ли, проработавшей в школе уже 29 лет, этого не знать?
Елена ТРИБУЛЕВА.