С любовью в сердце шьет своих кукол мастерица из Щербово

«В куклы не наигралась!» – мог бы сказать о ней какой-нибудь серьезный и преисполненный важности гражданин. Может, и не наигралась, согласилась бы Наталья. В детстве другие увлечения были. Но в 2014 году она с мужем и дочерью вынуждена была уехать из украинского Донецка, где уже начинало разгораться пламя войны, и на новом месте открыла для себя новый интерес – к созданию авторских кукол.

Вообще-то Наталья Шаховая – и сама человек серьезный. В Донецке 18 лет проработала бухгалтером и главным бухгалтером и только когда переехала с семьей в наш район, решила, что профессию нужно бы сменить. Почему подались именно в наши края? Да потому что отсюда, из деревни Верховичи, был родом ее дедушка. Когда-то уехал на Украину, встретил там девушку, женился на ней и остался в тех краях. Но всю жизнь мечтал вернуться на родину. А уехать пришлось его внучке. Купили в Щербово дом, завели хозяйство. Сейчас Наталья Александровна – начальник расчетно-справочного центра предприятия ЖКХ. И, по совместительству, автор около 40 кукол. Милых и трогательно смешных.

Любопытно, что ребенком она совершенно не умела и не любила шить. При том, что ее бабушка была мастерицей, каких поискать: сама придумывала модели, сама конструировала одежду и строчки прокладывала так профессионально, что от фабричных не отличишь. Она и выручала внучку, когда той на уроке по домоводству требовалось предъявить собственноручно сшитый фартук. Но здесь, в Беларуси, Наталье впервые захотелось сшить куклу своими руками. В качестве материала для первой использовала то, что нашлось в доме. Лицо – из лоскутка светлой трикотажной ткани, в кудрявые волосы трансформировался распущенный на нитки старый шерстяной свитер, из старой одежки были сшиты джинсовые штанишки и кофточка. «Какая прелесть!» – сказала Натальина дочь и забрала куклу себе. Следующие куклы – тоже. Девушка как раз закончила школу и поступила в вуз, и мамины куклы поехали вместе с ней в студенческое общежитие. Теперь у нее уже своя семья, в которой растет маленькая дочка, но с теми самыми куклами она не расстается. Говорит, очень у них энергетика хорошая. Что и понятно – мамины руками сделаны.

Наталья пробовала делать кукол из разных материалов и в разных техниках. В том числе и из ваты с крахмалом: им придают форму лепкой, а потом раскрашивают. В 30-е годы прошлого века так делали игрушки для новогодних елей. На мой взгляд, очень милые фигурки получаются, ностальгию вызывают. Но больше всего ей нравятся шить именно тряпичных кукол. Они у Натальи двух видов. Одни – подчеркнуто-примитивные, с глазами-точками и одежкой, которая не снимается. Другие – с нарисованными лицами, ручками-ножками, которые сгибаются, где положено, и принимают любое положение, и в одежке, которую можно снимать и надевать. Причем и в том, и в другом случае все немного «чересчур»: большие ноги, большая пуговица на штанах, глаза – или точками, или огромные, на пол-лица. «Не люблю кукол с лицами реальных людей», – признается Наталья. Ей кажется, что в них есть что-то пугающее. У ее тряпичных персонажей лица утрированно-кукольные – и при этом странным делом напоминают людей, по образу которых они сделаны. Как-то она сшила «портретную» куклу для своей подруги. Вот она на фото – в красном костюме и с йорком под мышкой. «Так это же я! – восхитилась подруга. – Я прямо чувствую себя в ней!»

Куклы, которые делает Наталья, небольшого роста – максимум 18-20 см, и все «тактильные». Их приятно держать в руках, они поднимают настроение и вызывают улыбку. Наталья признается: никогда не берется за работу над ними, если устала или чем-то расстроена. Такое у нее правило: шить своих «девочек» только с любовью и добром в сердце. И те, у кого ее куклы в итоге оказываются, это чувствуют. «Наталья Александровна, второй час сижу, смотрю на эту куклу и не могу оторваться, – позвонила ей как-то бывшая коллега. – Она так на меня похожа!» Что удивляться: именно для нее в подарок эта кукла и шилась…

Иногда Наталью просят сделать куклу «на заказ», иногда, если время позволяет, а в голове уже сложился образ, начинает шить «для себя» – но и в том, и в другом случае очень тщательно продумывает детали. Рассказывает, как делала куклу для другой своей подруги, которая держит хозяйство. Очень хотелось дать ее кукле в руки курочку. Своих в то время Наталья с мужем еще не держали, поэтому с разрешения соседки собирала пух и перышки у нее во дворе. Зато курочка получилась – как настоящая. Подружка была ну очень довольна. А вот эту девочку в джинсах и с игрушечным зайцем шила вроде «для себя», а в итоге та сейчас живет у ветеринарного доктора, которая лечит их собаку. Доктор как увидела эту куклу, так в нее и влюбилась. «Мы с ней похожи», – говорит.

Наталья не рекламирует широко свои работы и не участвует с ними в выставках мастеров. Стесняется. Говорит, что ее куклы еще очень далеки от совершенства, а чтобы заниматься ими вплотную, абсолютно нет времени. На мой взгляд, уж очень она самокритична. На самом деле ее куклы очень милы и позитивны. Потому что действительно сделаны с добром и любовью в сердце.

Елена ТРИБУЛЕВА