«Скучаем по Донбассу. Но и здесь нам хорошо». От войны переселенцы спасались в Беларуси

Их внучке Маше шесть лет. Как и пребыванию на территории Беларуси. 1 сентября для семьи Светланы Ивановой стало памятной датой: в этот день в 2014-м пересекли границу нашей страны. Покинув в Украине родную Авдеевку, через которую проходила линия противостояния – они называют ее линией фронта – в боевых действиях, ехали в никуда. Надеялись,что в Беларуси найдут убежище от войны.

Тем летом, когда родилась внучка, над их городом еще не летали снаряды, а только беспилотники с целью разведки. Но ближе к осени Авдеевка, которая в семи километрах от Донецка (из окон многоэтажки был виден аэропорт), оказалась на линии огня. В городе – коксохимическое производство, взрыв на этом заводе мог сравнять город с землей. Боялись за маленькую внучку и решили бежать из своего добротного дома, где до этого жили безбедно. Захватив с собою документы и что-то из одежды, направились сначала в Сумскую область, где живет брат Светланы. Но с ним, оказалось, сложно найти общий язык: он совсем по-другому видел эти события, родст­вен­никам с  востока Украины не раз говорил: «Это вы начали эту войну…» Чтобы не усложнять родственные отношения, решили уезжать. Оттуда и направились в Беларусь…

Приютили незнакомые люди

Теперь Светлана Ивановна рассказывает об этом уже почти спокойно. А ведь ехали действительно в никуда. Их дочка с двухмесячным младенцем уже в поезде начала в интернете искать добрых людей, кто временно приютил бы их у себя. И пока доехали до Бреста, такие люди откликнулись. Семья каменчан – Елены и Александра Мисийчуков – пригласила их к себе. Встретили, поселили в родительском доме, который пустовал, привезли все необходимое им, и даже телевизор. Помогали с поездками в Брест, в миграционный центр…

В райисполкоме, куда приехавшие обратились за помощью в трудоустройстве, помогли выйти на хозяйство, где требовались работники. И через три недели Светлана и Геннадий с дочкой и внучкой переехала в Паниквы. Здесь Светлана начала работать на ферме, где выращивают нетелей, – она возглавляет коллектив фермы.

После того, как был завершен ремонт коттеджа в Новоселках, семья переселилась туда. Муж Светланы тоже занят в хозяйстве.

В 50 лет начинали жизнь снова

– Почему выбрали именно Беларусь, когда пришлось срочно уезжать?

– Мой муж, хоть и не вникает глубоко в политику, но очень любит смотреть новости. И всегда восхищался вашим президентом, его умением держать порядок в стране. Поэтому, наверное, и не стоял вопрос, куда бежать от войны с крохотной внучкой. И, знаете, когда приехали сю­да, не увидели большой разницы между «картинкой» в телевизоре и реальностью. Кто хочет работать, тот найдет возможность заработать.

Сегодня дочка работает в хозяйстве лаборантом. Ма­ша ходит в детский сад. Все хорошо. Но в голосе Светланы чувствуется грусть – на Донбассе, в Ясиноватой, ос­тались сын с невесткой и две внучки 11-и и 16-и лет. Скучает по ним, хотя и общаются по телефону часто. Радует од­но: стрелять там вроде бы перестали.

– Мы не ожидали, что встретим здесь такое искреннее сочувствие, навстречу нам во всем шли и по долгу службы, и по человечности. Тогда ог­ромную помощь оказал нам здесь Красный Крест. Мы уже обжились, подружились с людьми, хорошо зарабатываем, особенно после присоединения «Восхода» к  «Беловежскому». Благодарны вашему краю, что нашли здесь спасение в самое жуткое для нас время.

Так раскололась страна

Первое время Светлана очень скучала по родным местам, говорила о возвращении назад. Но дети сообщали из Ясиноватой – сын и невестка служат в правоохранительных органах ДНР – про  обстрелы, рвущиеся снаряды. Теперь вроде бы спокойнее…

– Нам известно, что от нашего дома в Авдеевке остались лишь стены – его разграбили мародеры. А под арт­обстрелами он выстоял благодаря моему покойному свекру, который был строителем и строил дом так, чтобы служил нескольким поколениям. Бесконечно больно бы­ло прощаться с любимым домом, в нашей прошлой безбедной жизни осталось много хорошего. Муж работал таксистом, я в свое время была начальником поезда – рейсы из Донецка в Москву, Одессу, Севастополь…

Сегодня у детей там уже по три паспорта: украинский, Республики ДНР, российский. Знаю, что очень многие уже не хотят возвращения в Ук­раину. Возможно, мы будем возвращаться назад, но знаю, что в Авдеевку, которая ос­талась на подконтрольной Ки­еву стороне, мы точно не вернемся. Вот так раскололась страна…

Поэтому, когда после выборов в Беларуси начались эти события, мы приняли их очень близко к сердцу, не хотим еще раз пережить тот самый хаос и ужас, от  которого бежали. В выборах мы не участвовали, ибо являемся гражданами Украины, но переживаем не меньше белорусов и верим, что компромисс будет найден, что президент Лукашенко сохранит страну. Если бы наш Янукович шесть лет назад занял такую же жесткую позицию, то и Украина сегодня была бы другой, тысячам людей не пришлось бы в других государствах искать место для своего спасения.

Нам всем надо ценить и беречь то, что имеем. Чтобы приумножать, а не разрушать.

Галина НОВИК.

Фото Виталия ДУЛЕВИЧА.