Этот фильм идет сейчас во всех кинотеатрах страны. Премьеру исторической драмы «На другом берегу» от киностудии «Беларусьфильм» приурочили ко Дню народного единства, и это логично. Собственно, к этой дате фильм и создавался.
Он посвящен одному из наиболее сложных и трагических периодов нашей истории, когда половина Белоруссии оказалась под Польшей. Критики подчеркивают: киноленту не нужно воспринимать как документальную и проводить параллели между «киношными» персонажами и реальными людьми, жившими в то время. Это скорее попытка эмоционально воссоздать атмосферу приграничья в Западной Белоруссии середины 1920-х годов. И, конечно, фильм идеологически выверен. Настоятельно рекомендован к просмотру молодому поколению. Чтобы оно четко понимало, что было бы со всеми нами, если бы остались «под панами».
Действие фильма разворачивается в середине 1920-х годов на севере страны. Похоже, что в Столбцовском районе. Рядом, прямо по небольшой лесной реке, проходит граница. На одном берегу – советская власть. Там строят светлое будущее, и для детей под школу перестраивают бывшую панскую усадьбу. На другом берегу – власть польская. Вернее, здесь, по фильму, всем заправляет польская пограничная стража. С конфликта между ней и православным местным населением и начинается фильм. Крестьянам объявляют: их церковь будет закрыта, потому что есть планы разместить в ней склад. Те, естественно, против. Мужчины и женщины встают стеной на пути стражей, взявшись за руки. Пограничники теснят несогласных лошадьми и пускают в ход плетки. Когда людей разгоняют, с земли пытается подняться женщина с разбитой в кровь головой. Это Анна Смолич, мама главного персонажа фильма Павла. Этой же ночью она умирает от полученных ран. Ее убийца – начальник польской пограничной заставы Вацлав Шуманский. Его сын Юрак и Павел Смолич – друзья. Такая вот драматическая завязка.
В фильме несколько сюжетных линий, которые то расходятся, то переплетаются между собой. В центре их – братья Смоличи. Младший, Павел, далек от политики. «Родина там, где мне хорошо», – говорит он. До смерти матери у него и правда все хорошо. Есть работа, есть девушка, которая его любит и к которой он время от времени заглядывает. В отличие от него Антон, старший брат, – пламенный борец, член компартии Западной Белоруссии и руководитель партизанского отряда, который ведет вооруженную борьбу с поляками. Братья почти не общаются между собой, но когда один из них попадает в беду, другой готов для его спасения рисковать жизнью.
Другая линия – романтическая. На улице города Павел случайно встречает Лесю Рубцову. Сотрудница советской контрразведки перешла по заданию партии границу, чтобы ликвидировать предателя, который должен выступить свидетелем на суде против членов КПЗБ. Вместе со Смоличем-старшим они проникают в здание суда и убивают предателя, но и сама Леся получает ранение. Пытаясь уйти от погони, она натыкается на Павла Смолича и под угрозой пистолета заставляет его довести до границы. Тот подчиняется, а по дороге начинает заглядываться на отважную Лесю. Согласна, немного притянуто за уши, но чего в кино не бывает. Пройдя через суровые испытания, молодые люди понимают, что любят друг друга и становятся соратниками по борьбе.
Еще одна линия начинается как романтическая, а заканчивается трагедией. Тот самый Юрак Шуманский ухаживает за полячкой Радой. Красивая, высокомерная – типичная паненка. Чтобы заработать денег «на золото» и добиться ее благосклонности, Юрак даже становится контрабандистом. С кольцом в кармане он отправляется к избраннице, следит за ней до какого-то хутора – и застает Раду в постели со своим отцом. Молодой человек хватает со стены ружье и убивает обоих. Его, в свою очередь, там же убивают по приказу коварного следователя из Варшавы Леслава Квятковского. План таков: выдать за убийцу польской семьи партизана и диверсанта Антона Смолича, попавшего в руки полиции. План срабатывает: западные газеты взахлеб пишут о белорусе-террористе и о том, что Советский Союз не выполняет соглашения Рижского договора. Отделу контрразведки в Минске поступает приказ сверху прекратить всякую деятельность на территории Западной Белоруссии, но Павел считает своим долгом спасти брата, и Леся, конечно же, вызывается идти с ним. Дальше все в духе «Неуловимых мстителей»: под видом польского пограничника и арестованной диверсантки пробраться в тюрьму, устроить там стрельбу, освободить всех заключенных и умчаться на грузовике, отстреливаясь от погони. Подросткам наверняка понравится.
Но и именно этот выбранный режиссером жанр экшена, судя по отзывам в интернете, и не дает поставить фильму самую высокую оценку. То, что происходило на территории Западной Белоруссии в 1921-1939 годах, вспоминается людьми старшего поколения (и некоторые из них еще живы) по-разному, но, скорее, как драма, а никак не приключение. И фильм-драма был бы, наверное, уместнее. Без этих вот захватывающих погонь и пальбы из пистолетов.
Хотя, возможно, молодежь считает по-другому.
Елена ТРИБУЛЕВА
Фото из открытых источников
Хотите читать актуальные новости Каменца и Каменецкого района первыми?Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/navinykam
Это может быть интересно:
-
«Эрудиты» из Пелищ заняли 3 место в интеллектуально-развлекательной игре от БРСМ
-
Афиша мероприятий в Каменецком районе 1-5 февраля (+кинотеатр)
-
Военная академия Республики Беларусь ждет вас в в своих рядах!
-
ВНИМАНИЕ! ОТКРЫТ ПРИЕМ ЗАЯВОК НА IV РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ «НАШИ ОТРАЖЕНИЯ»
-
Брестская пограничная группа объявила творческий конкурс на лучший рисунок имиджевого образа