На минувшей неделе состоялось отчетное собрание уполномоченных пайщиков районного потребительского общества, на котором подведены итоги работы потребкооперации за 2014 год, дана оценка, определены задачи, над которыми предстоит работать в дальнейшем.
С отчетом о проделанной работе за прошедший период перед собравшимися выступил председатель правления районного потребительского общества Василий Михалюк. В своём выступлении Василий Николаевич не скрывал того, что районной отрасли торговли пришлось претерпеть в 2014 году большие трудности, связанные, прежде всего, с кризисными явлениями в экономике, что повлекло повышение цен на энергоносители: это и мощное давление крупных торговых сетевых структур, и сравнительно низкая покупательская способность обслуживаемого сельского населения и другое, что, безусловно, сказалось на выполнении прогнозных показателей. К сожалению, как заметил он, удалось немногое. Желаемые результаты не были достигнуты по важнейшим направлениям деятельности. Из 9 утвержденных на 2014 год прогнозных параметров роста выполнен только один – целевой показатель по энергосбережению – минус 6,1%, при задании минус 4%. По выполнению прогнозных показателей – 14 место из 16-и среди районов области. Положительная динамика обеспечена по закупкам сельхозпродукции и сырья у населения – 101,8%, при прогнозе 109% (11-е место среди райпо области) и по экспорту – 131,4%, при прогнозе 286,5% (4-е место). Остальные прогнозные показатели, мягко говоря, провалены. Розничный товарооборот торговли составил 95,1%, при прогнозе 105% (11-е место среди райпо области), объем производства промышленной продукции – 98,8%, при прогнозе 105% (13-е место), платные услуги населению – 97,1%, при прогнозе 105,5% (13-е место), рентабельность продаж – 0,13%, при прогнозе 1,5%, рентабельность по чистой прибыли – 0,03%, при прогнозе 0,5%, по валовой добавленной стоимости – 94,3%, при прогнозе 105,5 %. По розничному товарообороту общественного питания темп роста составил 80% (9-е место среди райпо области). По итогам прошлого года райпо все же удалось обеспечить опережающий рост производительности труда над ростом заработной платы в размере 1,3 процентного пункта (темп роста производительности труда в действующих ценах составил 114,3%, темп роста номинальной среднемесячной заработной платы – 112,9%).
Все пункты программы развития отрасли торговли на 2014 год выполнены: в райцентре открыты два специализированных магазина: «Строймир» и «Техника», восстановлена работа двух ранее закрытых: «Продукты МСО» и в д.Долбнево, произведен текущий ремонт 15 объектов при задании 10, приобретено 11 единиц холодильного оборудования (задание – 7), торгового оборудования на 122 млн. руб., два магазина переведены на самообслуживание, дополнительно оборудованы 2 автомагазина и организовано обслуживание населения в малых деревнях 3 раза в неделю, установлены 8 платежных терминалов. C должной ответственностью отнеслась торговая служба к внедрению и использованию новых современных подходов, методов организации торговых процессов, которые разрабатываются, рекомендуются правлением Белкоопсоюза и облпотребсоюза. Имеются в виду акционная торговля, выкладка определенных групп товаров на паллеты и развалы, соблюдение схем товародвижения с учетом возможностей ведомственного оптово-логистического центра, открыты такие торговые объекты, как «Мясная лавка», магазин формата дешевых цен (стоковых товаров), значительно расширился ассортимент товаров для детей в магазине «Универмаг» и т. д. Немало сделано торговой службой по внедрению элементов мерчандайзинга. Но есть серьезные причины, которые не позволили достигнуть желаемого. И главная – это крайне низкая платежеспособность организации, несвоевременные расчеты за поставленные товары… При этом какие бы новшества ни внедрялись, достичь успеха достаточно непросто.
За отчетный период проведено 596 ярмарок, выездов по сельским населенным пунктам, на рынки городов и областного центра. В системе работают 8 автомагазинов, которые обслуживают 185 малонаселенных пунктов. Для увеличения объема розничного товарооборота непродовольственных товаров в течение отчетного периода проводились акции по продаже со сниженными торговыми надбавками. Функционируют 9 фирменных секций по непродовольственной группе товаров. Поставлена задача: до 1 мая возобновить работу магазина «Каменчанка»; с 1 апреля приступить к модернизации магазина «Южный», с целью увеличения торговых площадей на 50 кв. м; до 1 июля установить торговые павильоны в микрорайоне Юго-запад и по ул.Тополиная; на летний период возобновить работу ранее закрытых магазинов в Минковичах и Чернаках.
Довольно критично Василий Михалюк оценил работу общественного питания. Сами по себе объекты общепита, особенно в Каменце, могут и должны давать гораздо большую отдачу. Для этого необходимо: в целях увеличения посещаемости ресторанов обеспечить постоянное наличие фирменных блюд и напитков, предлагать посетителям постоянно фирменный безалкогольный напиток бесплатно; еженедельно в ресторанах и кафе «Тет-а-тет» проводить дни национальных кухонь. Он считает, что кардинальным образом ситуацию в общепите изменит эффективная работа кондитерского цеха, реконструкция которого была завершена к концу 2014 года. На это затрачены немалые деньги – 789 млн. рублей. Как вывод: чтобы выполнить поставленную задачу, нужно обеспечить широкий ассортимент, должное качество, привлекательную цену и красивую упаковку плюс активный поиск покупателей.
Касаясь заготовительной отрасли, докладчик заметил, что одной из причин неудач в отчетном году является недостаточное количество приемо-заготовительных пунктов. По статистике – 6 (Высокое, Каменец – на базе квасильно-засолочного цеха, Пелище, Дмитровичи, Верховичи, Волчин). В соответствии с программой развития этой отрасли, до конца марта должны открыть приемно-заготовительные пункты в Рясне и Беловежском, а также приемно-заготовительный пункт по сбору вторичных материалов на рынке в Каменце. Итого их будет – 9. Должно стать правилом периодически выезжать в микрорайоны, в крупные населенные пункты, предварительно давать объявления и на месте рассчитываться за сданное сырье.
Основу промышленности составляет хлебопечение, где кооператоры сработали хуже, чем в 2013 году, уменьшив выпуск хлебобулочных изделий на 58,6 тонны, кондитерских – на 5,1. Объемы производства падают, об этом говорят цифры января и февраля текущего года. Фактическое производство хлебобулочных изделий января прошлого года – 107,9 тонны, этого – 96,6. Аналогично в феврале прошлого года – 96,7 тонны, в нынешнем – 90 тонн. Как выйти из такой ситуации? Перед руководством филиала «Кооппром» ставятся задачи: постоянно обеспечивать надлежащее качество продукции, искать новые рынки сбыта и т. д.
В настоящее время в райпо численность работающих составляет 670 человек: 70 руководителей и специалистов и 600 рабочих кадров более чем 30 профессий. Обеспечено выполнение заявки на подготовку кадров в учебных заведениях Белкоопсоюза. В 2014 году на обучение за счет средств райпо направлены 12 человек, обучающихся по договорам с райпо на сегодняшний день 28. В торгово-экономическом университете потребительской кооперации учится 21 студент, в колледжах Белкоопсоюза – 5 учащихся, в Могилевском университете продовольствия – 2. В прошлом году на работу в систему потребительской кооперации района распределено 13 молодых специалистов, направлено и трудоустроено 8 выпускников государственных учебных заведений уровня профессионально-технической подготовки, окончивших Кобринский лицей сферы обслуживания, Лунинецкий, Пинский, Высоковский государственные колледжи.
Обсуждая результаты деятельности коллектива, выступающие – директор «Кооппрома» Наталья Вальчук, начальник участка непродовольственных товаров Юлия Левчук, заместитель председателя правления по заготовкам Наталья Яхно, уполномоченные пайщики председатель Высоковского горсовета Николай Сачик и заместитель начальника Каменецкой ПМК-14 Людвиг Третьяк, – подчеркнув правильность анализа работы отрасли, представленного председателем правления, отметили, что перед коллективом стоят не менее сложные задачи по наращиванию объёмов торговли, улучшению качества обслуживания покупателей, поиску новых форм и методов работы, и пожелали выполнения всех намеченных целей. Подводя своеобразный итог сказанному, заместитель председателя райисполкома Николай Антончик и заместитель председателя правления облпотребсоюза Андрей Полоско сказали, что необходимо предпринять серьёзные шаги по реорганизации отрасли. В чём они будут заключаться? Надо уметь ориентироваться на современном рынке: и с предложениями поставщиков, и с запросами покупателей. Расслабляться нельзя. Надо каждый день работать на то, чтобы наращивать объёмы продаж, удовлетворять в полной мере покупательский спрос. Тем более, что конкуренты наступают на пятки, недалёк тот час, когда в район придут более крупные розничные торговые сети.
Вера ИВАНЮКОВИЧ.
Фото Николая ШУМА.
Это может быть интересно:
-
Департамент охраны приглашает принять участие в республиканском конкурсе творческих работ
-
Стало известно, что изменится в Беларуси с октября
-
Гость нового выпуска программы “Марков. Ничего личного” — РОМАН ПРОТАСЕВИЧ
-
Чем будут вакцинировать белорусов против гриппа и COVID-19 этой осенью
-
Делегация Беларуси во главе с Рыженковым посетит Нью-Йорк для участия в мероприятиях Генассамблеи ООН