На краю земли европейской. Сзади до самой Америки – океан

Путешествие на край Европы: как Георгий Грибов покорил континент

По сравнению с другими частями света Европа относительно невелика. Меньше ее по площади только Австралия. Тем не менее, не много найдется людей, которые могут похвастать, что пересекли ее вдоль и поперек – в буквальном смысле. А вот Георгий Грибов из Млынов может. Тот самый Грибов, что 30 лет назад инициировал исторический веломарафон из Бреста белорусского в Брест французский и с командой единомышленников преодолел на двух колесах 3 342 км. Так вот, в начале нулевых Георгий Михайлович задался не менее масштабной целью: посетить все крайние точки континентальной Европы. И ему это удалось. Рассказываем, как это было.

У Европы на карте очень сложная конфигурация. Но три ее крайние материковые точки давно известны, обозначены на местности и стали туристическими достопримечательностями. На севере это мыс Нордкап в Норвегии, на западе – мыс Рока в Португалии и на юге – мыс Марокки в Испании. И только с крайней восточной точкой в то время было не совсем понятно кроме расплывчатого «где-то на Полярном Урале». Идею посетить все крайние точки континентальной Европы Георгий Грибов озвучил в кругу друзей, таких же увлеченных путешественников. Так все и завертелось.

Мыс Рока. Крайняя западная точка Европы

Рока, Марокки и… Африка!

Первым направлением для путешествия выбрали крайние западную и южную точки: из-за причудливости формы Европы их разделяют всего 400 км. Покорить их вызвались восемь человек: Венскович Михаил, Филоновичи Александр и Людмила, Годуновы Лев и Валентина, Грибовы Георгий Михайлович, его же на Ирина и брат Анатолий. Специально под эту поездку вскладчину был приобретен подержанный «МерседесБенц», вместивший в себя всю команду и полный комплект снаряжения: спальники, палатки, продукты, портативную газовую плиту и прочее – тогда еще в ЕС можно было ввозить свои продукты. Маршрут был составлен, все организационные вопросы решены, и утром 5 августа 2000 года «Мерседес-Бенц» отправился в путь.

Они проехали всю Польшу, Германию, Францию. Останавливались иногда у хороших знакомых, которыми успели обзавестись за предыдущие путешествия, чаще разбивали лагерь недалеко от дороги либо на стоянках возле отелей. 14 августа въехали в Испанию, и теперь их путь лежал вдоль океана. На следующий день им наконец-то удалось припарковаться у пляжа и искупаться в водах Атлантики. Если на маршруте были интересные города и достопримечательности, обязательно туда заглядывали. Так им удалось при коснуться к золотому изваянию Святого Иакова в Сантьяго де Компостелла, где в красивейшем готическом соборе хранятся мощи Святого апостола.
16 августа «Мерседес» на белорусских номерах въехал на территорию Португалии. Три дня они провели в городе Брага, осматривая местные достопримечательности и купаясь в почти ледяной воде океана. А 19 августа выдвинулись к заветной цели – мысу Рока. По сложнейшему горному серпантину, через черный после недавнего пожара лес и забитые автомобилями дороги возле пляжей – вперед, к мечте. Наконец, финиш. Здесь, на краю мыса, установлен памятный знак с координатами, подтверждающий, что это – самая западная точка Европы. «Стоим на краю 140-метрового обрыва, глотаем ветер океана, созерцаем линию горизонта – слегка дугообразную, и воочию видим, что земля действительно круглая…» – записал Георгий Михайлович в тот день в своем дневнике. «Когда смотришь с этого обрыва, и знаешь, что дальше – только океан, и где-то там очень-очень далеко Америка – это непередаваемые ощущения», – вспоминает он сейчас.

Древняя крепость в г.Тарифа
Африка! Город Сеута, католический храм

Заночевали они там же: недалеко от пляжа нашли замечательную дикую стоянку. Спали кто в палатке, кто в бусе. Грибовы залегли в песке под естественным каменным козырьком. Это была самая невероятная ночевка – под шорох океанских волн и под светом нереально ярких, каких-то праздничных звезд. На следующий день они вновь въехали в Испанию – по самому длинному (13 км) в Европе мосту через залив. Их ждал г.Тарифа, где находится вторая цель этого путешествия – мыс Марокки, самая южная точка Европы. Впрочем, на самый краешек мыса пройти не удалось – здесь находится закрытый военный объект. Зато сам город порадовал: со стен средневековой крепости видны горы Марокко по другую сторону Гибралтарского пролива, а на склонах холмов торчат как грибы десятки ветряных мельниц. Но еще больший интерес у белорусов вызвал город Альхесирас. Потому что из него на пароме можно попасть… в АФРИКУ! Испания сохранила на африканском побережье ряд стратегических городов-крепостей, и один из них – Сеута, куда и ходит паром. Разве можно упустить такую возможность? «И вот мы на пароходе пересекаем пролив. Слева величественно возвышается остров-Скала, по периметру которого тянется знаменитый город Гибралтар… 35 минут – и мы десантируемся на северном побережье Африки», – это еще одна запись из дневника Грибова.
Первое впечатление от Сеуты – это самое причудливое сочетание европейской и арабской культур. Второе впечатление: вода на африканском берегу теплее, чем на европейском, хотя Сеуту и Гибралтар разделяют всего 66 км.
А потом начался обратный путь домой. Они завершили его спустя неделю, въехав в Брест утром 30 августа. Проехали в общей сложности 9 400 км. Георгий Михайлович признается: если бы ночевали в отелях и не везли продукты с собой, финансово это путешествие они бы не осилили. А так вышло вполне бюджетно. Основную статью расходов потянуло топливо для «бусика», но вскладчину и это оказалось недорого.

Северный проект

На очереди была северная часть проекта – мыс Нордкап в Норвегии, но реализовать его на следующий год не удалось из-за проблем с визами. И тут удача – в 2001 году Дания, Финляндия, Швеция и Норвегия присоединились к Шенгенскому соглашению. А раз такое дело, то решено было не мелочиться и охватить автопробегом все эти страны. Наметился маршрут в виде кольца протяженностью более 8 тыс. км. Покорять Скандинавию собрались шесть человек, включая все тех же трех веломарафонцев: Георгий Грибов, Михаил Венскович и Александр Филонович. К ним присоединились Анна и Евгений Сергиенко и сын Георгия Михайловича Владислав. И 7 июля 2002 года уже на двух легковых автомобилях с набитыми до отказа багажниками они отправились в путь.

Северная точка континентальной Европы – мыс Нордкап
На том самом лайнере к берегам Скандинавии
Нордкап. На поверхности сооружений мало. Большей частью – все под землей

Путешествие проходило по 8 странам, включая Беларусь, и заняло в общей сложности 16 дней. Принцип тот же: если в стране по пути следования жили знакомые, останавливались у них. Если нет – ночевали в палатках и кемпингах. Очень понравилась Дания. «В стране прекрасно развито сельское хозяйство и животноводство в особенности, – вспоминает Георгий Михайлович. – На каждого жителя страны, где проживает 5 млн человек, приходится пять хрюшек. Что интересно: датчане, борясь за рынки сбыта, перешли на производство так называемой экологически чистой свинины. Мы видели большие огороженные поля с разбросанными по ним домиками, на поминающими собачьи конуры. Здесь обитают и кормятся в свободном режиме хрюши, нагуливая «экологическое» мясо. Сразу вспомнилось детство, деревня, где жила бабушка, и блуждающие свиньи с поросятами, которые добывали себе пищу где только можно, и даже с хрустом поедали ракушки, извлекая их из топи на берегах Немана. Начинаю осознавать, какой замечательный продукт мы тогда употребляли!».
В небольшом портовом городе Фредериксхавн команда белорусов погрузилась на красавец-лайнер, который спустя три часа доставил их к берегам Скандинавского полуострова. Узкие бухты, высокие скалы, в заливе множество каменных островов, на которых стоят маяки или небольшие крепости – берег очень сильно отличается от датского. Выгрузились вместе с машинами – и по автобану взяли направление на Осло.
«Город нас приятно удивил, – вспоминает Грибов. – В нем не так много старинных зданий, но они очень гармонично соседствуют с современной архитектурой. Столица Норвегии – это своего рода грандиозный класс-лаборатория, где можно воочию увидеть, как нужно строить города в 21 веке».

Следующий город на пути следования – Стокгольм. Ну а дальше – прямо на север вдоль Ботнического залива, самым коротким путем до мыса Нордкап. Для этого пришлось пересечь часть территории Финляндии, а потом снова вторгнуться в земли норвежские. Этот день, предшествующий финишу на крайней северной точке, был, пожалуй, самый необычный. Они побывали в трех странах, пересекли Полярный круг и три географические зоны: тайгу, лесотундру и тундру. Время от времени приходилось останавливаться и пережидать: дорогу переходили оленьи стада. К концу дня равнина сменилась горами с пятнами снега на склонах, а извилистая дорога, повторявшая изгибы реки, оказалась зажатой отвесными скалами. Так перед ними предстали настоящие норвежские каньоны, о которых они прежде только читали. На ночлег остановились на берегу быстрой горной речки, посидели у костра и приготовили на ужин грибной суп из местных «красноголовиков», которых насобирали в двух шагах от стоянки.

Утром 14 июля выдвинулись к конечной цели путешествия. Путь к Нордкапу неповторим и экзотичен. Он включает в себя серпантин, подъемы, спуски, виражи и длинные прямые участки, позволяющие развивать приличную скорость. Они проехали пять тоннелей общей длиной 15 км. Самый длинный из них – 6870 м – проложен под проливом, который разделяет материк и остров, где и находится знаменитый мыс. Это грандиозное творение рук человеческих лежит на 212 м ниже уровня океана. Любопытный факт: Нордкин находится на острове, то есть уже за пределами континента и севернее его. Но так он связан с материком тоннелем, то получил официальное право называться крайней материковой северной точкой Европы с координатами 71 градус 08 минут.

И вот они у цели – на северном краю Европы. Смотровая площадка устроена на кромке 300-метровой скалы, а впереди до самого Северного полюса – синяя гладь океана. На мысу нет никаких крупных сооружений кроме павильона с большим шаром наверху. Секрет в том, что все остальное находится под землей: кинозал на 250 мест, кафе, бары, киоски, почта и прочее, соединенные между собой пешеходными туннелями и лифтом. Сам остров практически безлюден, и все эти дорогущие коммуникации, как и сам тоннель, рассчитаны на туристов. Для нашего человека цены на все это чересчур высоки, но можно бесплатно наслаждаться пейзажами. До двух часов ночи, не похожей на ночь, наши путешественники, как завороженные, бродили по скалам, поднимались на вершины, наблюдали плавный переход заката в восход и любовались очертаниями окрашенных солнцем горных хребтов на фоне морской глади.

В столице Норвегии Осло. Королевский дворец
Природа – удивительный скульптор

Отсюда начался их обратный путь домой. Он пролег через легендарную Лапландию, через российский Выборг, Санкт-Петербург, Псков – и дальше на белорусский Полоцк. Вернулись домой 22 июля. Непокоренной оставалась еще одна точка – восточная. Но об этом – в следующий раз.

Елена ТРИБУЛЕВА

Фото из архива Георгия ГРИБОВА

Хотите читать актуальные новости Каменца и Каменецкого района первыми?Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/navinykam