Почему Людмилу Серую из Ходос называют «хранительницей традиций»?

«Хранительницей традиций» называли ученики Ходосовской школы свою учительницу Людмилу Николаевну Серую, создательницу школьного этнографического музея. Лучшего титула для нее и не придумаешь. 

Она родилась в Головчицах и со временем вернулась на малую родину. Пусть не совсем в родное село, но рядышком – в Ходосы. А после педучилища оказалась от привычных мест далековато – в д.Милейки Ивацевичского района. Работала в сельской школе учителем истории, там же познакомилась со своим будущим мужем, там же начала увлекаться краеведением. Как-ни­как, рядом Коссово с руинами дворца Пусловских (о Костюшко, усадебный дом которых теперь восстановлен рядом с замком, тогда еще не вспоминали), да и военные страницы истории края богатейшие – настоящие партизанские мес­та. Водила свой класс в походы, облазила с ними руины замка вдоль и поперек… Тогда же заочно поступила в БГУ на исторический факультет по специальности «Этнография и археология». Дипломную работу писала по краеведению. «Тяжело было, – признается сейчас Людмила Николаевна. – Ребенок маленький… Бывало, с мамой и четырехмесячным сынишкой ездила на сессию, потому что кормила грудью. А еще было дело, когда он уже чуть подрос, оставила его дома, вернулась, а сын меня не узнает. Плакала. Хотела бросить все…»

Не бросила. А когда закончила университет, решили с мужем податься в Каменецкий район. Владимир бывал на родине жены, и ему здесь очень понравилось. «Хочу жить рядом с пущей!» – твердо сказал супруг. В 1983 году переехали. Для Людмилы Николаевны нашлось место в группе продленного дня в школе в Ходосах, потом освободилась ставка учителя истории. Здесь она и проработала до самого выхода на пенсию. А муж ведет уроки физкультуры в этой школе до сих пор…

Именно здесь, на малой родине, интерес молодой учительницы к истории, культуре и традициям родного края из чисто теоретического стал приобретать практические черты. Она много ходила с детьми в походы, иногда довольно дальние – бывало, за день 20 км проходили, и всегда находила в них какие-то интересные вещи. Вот, например, была когда-то маленькая деревня Смуга в окрестностях Дмитровичей, сейчас от нее и следа не осталось, а в то время на месте разобранных домов еще можно было найти немало бесценного для этнографа и краеведа добра: картину на стекле, или старинную прялку, или кухонную утварь, над предназначением которой еще голову надо поломать. Или вот курная хата в Рожковке – в то время она еще стояла на месте, заброшенная и никому не нужная. Ух, сколько в ней было экспонатов, за которые сейчас любой этнографический музей ухватился бы двумя руками!

Параллельно неугомонная Людмила Николаевна стала прививать детям интерес к фольклору и народным традициям и организовала фольк­лорный кружок. Встретили эту идею поначалу в штыки: мес­течковый диалект был у молодого поколения не в чести. А вот смогла чем-то зацепить и увлекла по-настоящему. Вмес­те с детьми ходили по окрестным деревням, встречались со старыми людьми, записывали их песни, расспрашивали об обрядах. Неожиданно для себя дети обнаружили: это и правда очень интересно. Вместе со своей учительницей они досконально изучили стародавний народный обряд «дожинок», который существовал в Ходосах, Внучках, Галенчицах и Ганцевичах, выучили песни, которые пели женщины во время этого обряда, и воссоздали его силами школьной фольклорной группы «Спадчына». И вообще белорусские песни очень полюбили. Вся школа знала и пела: «Ехаў Ясь на кані/ Кася воду брала/ Заглядзелася на Яся/Яго чаравала…»

Так вот, благодаря этим краеведческим экспедициям и встречам со старыми людьми, которые охотно делились тем, что им самим уже было не нужно, накопилось в Ходосовской школе столько всякого материала, что Людмила Николаевна четко поняла: нужно создавать этнографический музей. Подступилась с этой идеей к директору. Тот махнул рукой: есть пионерская комната, хотите – берите. «Я взяла ключи от комнаты и начала делать», – вспоминает моя собеседница. Звучит прос­то. Теперь представьте: комната с голыми оштукатуренными стенами – и больше ничего. Из денег на музей – одну банку краски купить. А надо воссоздать типичную селянскую хату со всем интерьером. Что придумала учительница при столь скудном бюджете? Взялась разрисовывать стены под бревна. «Рисовать не умела, но пришлось научиться», – смеется она. Получилось очень даже убедительно. Таким же образом в углу комнаты появилась печка – с очагом, всякими горшками-ухватами. Ну а следом по окнам, стенам и углам разместилось все, что было собрано: вышитые рушники и занавески, народные костюмы, всякие «прылады» и прочее. Музей был торжественно открыт в 1990 году – к 500-летию со дня рождения Франциска Скорины, и стал настоящей гордостью школы. Теперь, увы, его нет: часть экспонатов передана в музей в Дмитровичи, часть растерялась. Но тогда это было действительно событие.

Изучению истории родного края школьники во главе со своей учительницей посвящали немало времени и делали это с энтузиазмом. Постоянно участвовали во всевозможных конкурсах по краеведению, занимали призовые места и с еще большей энергией начинали изучать новую страничку истории родного края. Взять, к примеру, историю рода Маньковских, которые владели ког­да-то имением Ходосы. Людмила Николаевна разыскала потомков Маньковских, которые сейчас живут в Польше, пригласила их – и Тадеуш Маньковский, внук Адама, который еще в 1890 году приобрел эти земли, откликнулся. Приезжал со своими внуками и племянниками, расчувствовался, много воспоминал…

В 2012 году Людмила Николаевна вышла не пенсию и простилась со школой. В дип­ломе «Хранительница традиций», который дети и педколлектив ей торжественно вручили, говорится: «В любой компании всегда есть человек, который знает все. И именно благодаря ему старики пользуются уважением, а молодежь идет верной дорогой. Именно этот человек ведет летопись и разрешает споры, следит за порядком и поддерживает всех в тонусе…»

В отношении Людмилы Николаевны – в самую точку.

Елена ТРИБУЛЕВА.