Почему люди ведутся на хитрые уловки мошенников?

Хотелось бы, конечно, чтобы с таких вот слов начинался телефонный разговор с неизвестным абонентом. Но, увы и ах… То, что мошенники придумывают все новые и новые схемы для обвода вокруг пальца простых граждан нашей страны, ни для кого не новость. Но вот почему люди все так же «ведутся» на хитрые уловки операторов банков и телефонных сетей, до сих пор непонятно. Как говорится, «а воз и ныне там».

Написать данный предупредительный сюжет побудили недавние телефонные звонки, которые раздались у моих знакомых…
В первом случае женщина получила звонок в мессенджере. Вежливый оператор предложил ей продлить договор на тарифный план – мол, это необходимо. После нескольких попыток выведать паспортные данные моей знакомой (она настаивала на том, что документа нет с собой), ее попросили открыть в телефоне «галерею», ведь там наверняка есть фото паспорта. Снова отказ. В итоге удалось выведать у женщины только адрес проживания, с ней распрощались. Казалось бы, вот он – счастливый финал истории, но… не тут-то было. В ситуацию включился сердобольный «следователь», который минут через 15 уже звонил на мобильник. И все бы ничего, но разговор он начал слишком уж настырно: «куда ты влезла, зачем раздаешь персональные данные и т. д.». Тогда мы уже понимали, что знакомую пытаются «развести», действуя психологически тонко – как всегда. Когда же трубку взяла я, то услышала в свой адрес много нелицеприятных слов. Спросила, как «следователь» общается с людьми, и получила четкий ответ, что я – нелюдь, и за человека он меня не считает. Возможно, на том конце провода были не в курсе, что наши органы разговаривают культурно, не переходя на «ты» и не повышая голоса. После непродолжительного разговора, состоявшего в основном из «наездов» и угроз, что сейчас за нами (я представилась дочерью женщины) приедет опергруппа и заберет (за что – непонятно), брань неслась уже нескрываемая. После слов «мразь» и «тварь» знакомая повесила трубку, пригрозив обратиться в милицию. И обратилась. После слов дежурного открыть сообщения и проверить, не было ли произведено хищение денег, обнаружили в телефоне ссылки для перехода по ним (благо, никто не перешел). Все закончилось хорошо, но только вот осадок-то остался!

Второй случай – со звонком из банка. Вежливая сотрудница якобы «Беларусбанка» предлагала очень щедрую сделку. При оформлении не коего заявления ежемесячно гражданину будет начисляться 160 рублей. Шикарная доплата! На вопрос «а вы не жулики?» последовал, конечно же, отрицательный ответ. Не получив желаемого, «оператор» закончила разговор. Интереса ради отправились в ближайшее отделение банка, чтобы разузнать о «щедрой» акции подробнее. Вместо ответа – изумленные глаза сотрудника. После минутного разговора выяснили, что таких акций у них нет. Ну, нет так нет, главное, что деньги целы.

Мне также несколько раз звонили мошенники… Но после просьб разговаривать со мной на белорусском языке быстро ретировались, причем так красноречиво, что уши вяли (вежливость проходит очень быстро).

К сожалению, от подобных звонков не застрахован никто. Но в очередной раз обращусь к доверчивым гражданам: сотрудники компаний, банков, правоохранители НЕ ЗВОНЯТ по рабочим вопросам в мессенджерах, НЕ ПРОСЯТ оказать содействие в поимке злоумышленников, взять кредиты и перевести деньги куда-либо! В случае такого звонка необходимо немедленно прекратить разговор, по возможности сохранить идентификаторы звонившего и сообщить об этом в милицию.

Да, люди у нас очень добрые и доверчивые, но все же давайте будем немного более осторожны и менее открыты в разговорах с незнакомцами. Лишним не будет в очередной раз напомнить об этом своим родителям, бабушкам и дедушкам, потому что, как правило, именно лица старшего поколения становятся жертвами мошенников.

Наталья ГРИЦУК
Изображение из открытых источников