Отчётный доклад главврача был насыщен рядом конкретных цифр и медицинских терминов, от дублирования которых воздержусь. Отмечу лишь, что из услышанного понял, насколько скрупулёзно в учреждении здравоохранения анализируются все аспекты работы по оказанию медицинских услуг населению. Отчёт сопровождался показом соответствующих диаграмм на большом экране. В первую очередь речь шла о демографии. Лучом надежды в 2011 году стали рост рождаемости и снижение смертности (хотя населения в районе по разным причинам стало меньше). Показатель рождаемости мало зависит от усилий медиков, их задача – сохранение уже зародившейся жизни. А вот продлить жизнь человека, вовремя выявить и излечить болезнь – их дело. Особое внимание было обращено на сохранение здоровья и предотвращение инвалидности людей в трудоспособном возрасте. Естественно, главврач отметил, как выполняются государственные социальные стандарты: плановая бюджетная обеспеченность расходов в расчёте на одного жителя в минувшем году составила 113% к нормативу (613 тыс.325 руб.), улучшился социальный стандарт обеспеченности врачами первичного звена (хотя до норматива немного не дотянули), зато врачей общей практики – в достатке. Соответствует нормативам и обеспеченность койками, бригадами скорой помощи, санитарно-техническими условиями, аптек же и вовсе вдвое больше нормы. А как выполняется территориальная программа медицинского обслуживания населения? И здесь, в основном, соответствие нормам и рост к предыдущему году – и по количеству выездов неотложной помощи, и по плановым посещениям врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Однако, недовыполнен плановый показатель территориальной программы по количеству пролеченных больных в дневных стационарах (зато превышен в стационарах круглосуточного пребывания).
Далее докладчик подробно остановился на работе по выполнению моделей конечных результатов, реорганизации сети, динамике болезненности и заболеваемости населения (оказывается, это не одно и то же), а также на работе отдельных служб (педиатрической, акушерско-гинекологической, хирургической, онкологической, экстренной помощи, работе лечебно-вспомогательных кабинетов и т.д.) Вряд ли мне следует вникать во все нюансы этой тонкой арифметики медицинских услуг. Но кое-что из сказанного на собрании, безусловно, интересно знать всем. Так, в структуре причин смерти жителей района 60% составляют болезни системы кровообращения, новообразования – 10%, остальные болезни – незначительный процент. А вот несчастные случаи – 8,9%, к тому же 7 человек покончили с собой, а 9 умерли от отравления алкоголем. Здесь, как говорится, медицина бессильна. Как оказалось, по причине старости ушли из жизни за прошлый год лишь 13,8% .
Доклад дополнили выступления заместителя главврача Марины Осоприлко и заведующего хирургическим отделением райбольницы Геннадия Дороша. В работе собрания приняли участие и выступили начальник управления здравоохранения Брестской области Игорь Лосицкий и заместитель председателя райисполкома Денис Шпак.
Эта спасительная профилактика
О роли профилактических осмотров говорил и главврач, и выступающие в прениях. За год осмотрено 31298 человек (98% к плану), из них в 31,7% случаев заболевания выявлены впервые. Азбучная истина – любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Не случайно в своём выступлении Игорь Лосицкий подчеркнул решающую роль профилактических осмотров, необходимость охвата ими всего населения, особенно так называемых групп риска, тогда меньше будет экстренных случаев. Ведь выявление болезни на ранней стадии даёт хороший шанс на скорое выздоровление. К тому же стационарная помощь в её теперешнем виде весьма затратна. На профилактику в районе успешно работают и передвижной «Пульмоскан», и выездная женская консультация… Когда речь зашла о принудительном профосмотре отдельных групп населения, рядом со мной кто-то вслух выразил мысль: а вправе ли медики это делать (если надо, и с помощью местной власти и милиции)? На что мне хотелось тут же дать ответ: а вправе ли асоциальные лица (бомжи, пьяницы, многократно судимые и уже неисправимые) вести аморальный образ жизни да ещё заражать окружающих туберкулёзом, венерическим «букетом», а то и СПИДом – всеми «прелестями» запущенности и распущенности?
Руководитель здравоохранения Брестчины обратил внимание на то, что недостаточно дать врачебные рекомендации во время профосмотров, важно проконтролировать, как же они выполняются. Особо Игорь Геннадьевич подчеркнул необходимость создания стройной системы в работе медицинских учреждений. В целом работа медиков района была оценена положительно, отмечены сдвиги в лучшую сторону в медобслуживании жителей не только за год, а за ряд лет (последние четыре районную медицину возглавляет Иван Иосифович Карасинский), когда многое кардинально изменилось в состоянии учреждений здравоохранения, их оснащении.
А разве не ради профилактики заболеваемости населения государство направляет немалые средства, в том числе на улучшение материально-технического состояния медучреждений района? Кстати, данные об этом содержатся в докладе председателя райисполкома Андрея Писарика на недавнем заседании хозяйственного актива района: в 2011 году проведён капитальный ремонт в Каменецкой ЦРБ на сумму, превышающую 3,3 млрд. рублей, в том числе в Высоковской городской больнице – на 800 млн. рублей. А общая сумма средств, направленных на здравоохранение района в прошлом году, составила по смете 23,8 млрд. рублей (включая коммунальные услуги и медикаменты). Впечатляет? И продолжение следует: в Каменце – ремонт и оснащение хирургического отделения, установка современного рентгеновского аппарата. Да, неудобства немалые с тех пор, как в августе прошлого года демонтировали старый, отживший свой век «рентген». А какая медпомощь без него? Строители ОАО «Каменецремстрой» утверждают, что, по существу, завершили все работы, мелочи будут устраняться после установки аппарата, который из Минска ждут не дождутся. Да, рентгенкабинет – не простое помещение, а оборудованное спецзащитой (баритовая штукатурка, свинцовые листы в полах). Будут продолжены ремонт и оснащение Высоковской горбольницы, начато строительство Верховичской врачебной амбулатории.
В чём недорабатывают кадры?
Сразу отмечу, что ответ на этот вопрос вовсе не намерен давать из каких-то личных соображений. Боже упаси, для меня люди в белых халатах, как, вероятно, и для каждого потенциального пациента, как родные… Отмечу лишь то, на что было обращено внимание на отчётном собрании. А вначале – о самих кадрах. В 2011 году в наш район прибыло 8 средних медработников, однако 15 убыло. На сегодня укомплектованность врачами составляет 96%, средним медперсоналом – на 97,5%. Кого-то переманил санаторий «Белая вежа», кто-то из молодых не нашёл здесь себе пару. Резонно заметил главврач в беседе со мной за несколько дней до собрания, что для молодых (и не только медиков) по месту жительства следует больше организовывать культурных мероприятий, занятий по интересам, тогда и быстрее несемейные найдут свою «половинку». А пока остаётся в районном учреждении здравоохранения определённый процент совместительства, 33% врачей и 14% средних медработников – пенсионеры. На сегодня требуется 30 врачей и 63 медработника среднего звена. Да, заявки на молодых специалистов выполняются весьма слабо. Но почему не все задерживаются? Ранее ссылались на жилищную проблему. Однако, 12 семей медработников в районе уже получили служебное жильё, и это – лишь начало. На учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий сейчас состоит 23 медработника.
А теперь – о тех недоработках, которые были озвучены в отчёте. Остаётся проблемным для района состояние младенческой и перинатальной смертности. К сожалению, на протяжении последних трёх лет постоянно растёт первичная детская инвалидность, остаётся низким показатель выявления онкологических заболеваний на ранней стадии. Конечно, и здесь нельзя все грехи сваливать на медиков, ведь многое зависит от своевременного обращения больных за помощью. Иван Карасинский указал и на недостаточное наблюдение участковыми терапевтами за своими «подопечными» жителями, и на недостатки в проведении профилактических осмотров, не всегда своевременное направление больных с периферии на районный и областной уровни обследования и лечения. Есть проблемы и в работе хирургической службы, но это связано, прежде всего, с оснащением аппаратурой (после ремонта отделения, вероятно, всё наладится). Около года не хватало в Каменце и специалиста – сейчас 4 хирурга, как положено по штату. В Высоком анестезиолог работает по совместительству. Вряд ли есть смысл в перечислении всех недоработок, тем более, что многие из них были связаны с капитальным ремонтом и переоснащением. Безусловно, теперь, когда лабораторная служба и несколько отделений райбольницы получили новое оборудование, каменецкие медики должны выйти на новый уровень диагностики. Медперсонал, как было отмечено на собрании, успешно осваивает новую аппаратуру. И верится, что в ближайшем будущем весьма редки будут ошибочные диагнозы районных врачей, которые не подтверждаются в Бресте и Минске.
Меньше больниц, меньше затрат
Министерство здравоохранения уже ряд лет как огласило «ноу-хау» насчёт того, что «с целью экономного расходования бюджетных средств дальнейшее развитие получат дневные стационары на базе амбулаторий и сельских больниц». И при этом больные будут находиться в больнице вдвое меньше, чем раньше. Если при этом они будут быстрее вылечиваться – это благо. А если всё свести к амбулаторному методу? Почему люди неохотно прибегают к дневным стационарам? А выбор делают между двумя видами лечения: если без больницы могу обойтись, – пролечусь дома, а если что-то более серьёзное, – лучше под наблюдением врачей. Вряд ли многие жаждут только получить бесплатные лекарства и питание – большинство населения всё же люди более-менее обеспеченные. На мой взгляд, и ходить ежедневно в медучреждение на процедуры недосуг, и очевидно, что серьёзно лечиться под постоянным наблюдением медперсонала лучше. Хотя это и весьма затратно для государства. А призыв развивать стационары на дому – и вовсе не разумею. В городах, где медучреждение рядом с пациентом – куда ни шло. А каково вести лечение на дому в отдалённой деревушке, как в домашних условиях по всем санитарным нормам поставить капельницу? Может, я и ретроград, но идея развития лечения на дому мне напомнила беседу городничего с попечителем богоугодных заведений Земляникой из гоголевского «Ревизора», где городничий со своей чиновничьей «колокольни» заметил: «Нехорошо, что «больных много», лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача». Закрыли Верховичскую участковую больницу, но снос того аварийного здания был неизбежным. Может, местные жители вскоре поймут, что зря цеплялись за старое, когда будет построена на том же месте прекрасная врачебная амбулатория? Многие недовольны платными услугами. А ведь они в нашей районной медицине составили за прошлый год всего 11 тысяч 506 рублей в расчёте на одного жителя.
Государство не оставляет без внимания одиноких и престарелых, и потому было решено на базе сельских участковых больниц создать отделения медико-санитарной помощи (сестринского ухода). Такое отделение на 12 коек уже 2,5 года функционирует в Высоковской горбольнице. В прошлом году 5 коек сестринского ухода разместили в Дмитровичской участковой больнице. На отчётном собрании медиков района заместитель председателя райисполкома Денис Шпак сообщил: в районный исполнительный комитет пришла «петиция» за 346-ю подписями с просьбой… не закрывать Дмитровичскую больницу. Хотя никто этого делать не собирается. Впрочем, об этом – отдельный разговор.
«Потеснили» терапию
ради милосердия…
Догадаться, «откуда ноги растут», вовсе несложно. Ведь на основании соответствующего решения райисполкома ещё с осени прошлого года от терапевтического отделения Дмитровичской больницы отняли пять коек, чтобы развернуть там же пять коек сестринского ухода. Но кто объяснил на собраниях, при встречах местному населению, для чего это делается и чего ждать в будущем?
– В последнее время из сельсоветов всё чаще поступали просьбы: помогите престарелым и немощным, которых бросили на произвол судьбы их родные и близкие, – рассказал мне главный врач райбольницы. – Пришлось искать возможность помочь этим людям и в каменецкой зоне…
Ивана Иосифовича понять можно. Да, в Высоком отделение сестринского ухода находится в отдельном здании, на первом этаже. Там обошлось без сокращения терапевтических коек. В Дмитровичах было 15 коек терапии, осталось 10.
– Вот сейчас необходима плановая госпитализация для пяти больных, а разместить их негде, – сетует заведующая Дмитровичской больницей Галина Кузанкина. – А насчёт перспектив нашей больницы меня местные жители спрашивали не раз после того, как появились койки сестринского ухода. Я всячески отговаривала писать в разные инстанции, так как уверена: без учёта мнения населения никто больницу не закроет…
Не хочу утверждать голословно, но медперсонал больницы считает, что здесь нет надлежащих условий для совмещения несовместимого – терапии и «сестринства».
Медико-социальная помощь – дело весьма специфичное. Не случайно на этот счёт разработаны пространные инструкции. Престарелые, зачастую со склерозом сосудов головного мозга, требуют пристального внимания. Мягко говоря, они бывают и неадекватны. А все пациенты больницы в Дмитровичах размещены на втором этаже. Сама больница нуждается в реконструкции – это же бывший детсад. В положении об этих «сестринских» койках, видимо, не случайно есть пункт, где говорится о действиях персонала в случае отсутствия пациента, вплоть до уведомления милиции с целью розыска пропавшего. Вспоминаю увиденное в коридоре Дмитровичской больницы: женщина, пациентка именно коек сестринского ухода, причитала во весь голос:
– Дайте мне позвонить, я знаю, дочь меня ждёт…
Осторожно прошу дежурную медсестру:
– Пожалуйста, дайте же ей позвонить…
Мне пояснили, что всё уже проверено, звонила та бабушка не раз, но достоверно известно, что её дочь уехала в город и забирать мать не собирается. Как трудно поверить в старости, что тебя никто не ждёт, хотя вся жизнь была отдана любимым чадам. Как ужасно разувериться в родных детях…
Но от сострадания вернусь к деловому разговору. Выход всегда есть, и понятно, что «потеснение» терапии в Дмитровичах ради милосердия к одиноким престарелым – вынужденная мера. Вариант иного решения проблемы как-то высказал сам главврач райбольницы: для сестринского отделения, чтобы полностью «закрыть вопрос», прекрасно подошло бы просторное, двухэтажное здание бывшего терапевтического отделения в Высоком, которое пустует уже лет двадцать. Загвоздка лишь в одном – нужны средства на его ремонт и реконструкцию. Есть и иные варианты решения проблемы. На всех уровнях озвучено, что в 2013-2014 годах всё внимание будет уделено развитию Высокого. Так что надежда не угасает…
Впрочем, кое-кто из местных жителей кивает на пустующее здание бывшей Дмитровичской больницы: мол, почему бы там не открыть сестринское отделение, вернув те пять коек терапии. Однако, на мой взгляд, это иллюзия: ведь в том деревянном здании, отданном в распоряжение НП «Беловежская пуща» в период подготовки к 600-летнему юбилею заповедного режима пущи, никто так и не обитал даже во время строительства объездной туристической трассы, а сейчас здание заколочено, говорят, и печки разобрали. Новый генеральный директор заповедника, может, и вернул бы ненужное пуще здание, которое, кстати, ранее использовалось ОАО «Каменецкая Пуща». Но кому оно теперь надобно? Лучше б вернули отнятую у детей турбазу. Но это уже совсем другая история…
Это может быть интересно:
-
Благоустройство в Рясне Каменецкого района. Продолжение
-
Представители Военной академии провели в Каменце профориентационную встречу
-
Афиша кинотеатра «Мир» в Каменце на 26-30 октября
-
«Сила Закона»: в школах Каменетчины прошла игра против наркотиков
-
100 молодых работников «Беловежской пущи» встретились в рамках молодежного форума «Молодежь и будущее»
1 thought on “Плюсы и минусы в работе медиков”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Чтобы не говорили, а медики у нас получше чем в России.