Справка: Байдовский Николай Николаевич родился 7 октября 1973 года в г.Высокое Каменецкого района. Мастер спорта по пауэрлифтингу в жиме штанги лежа. Образование высшее, закончил Брестский педагогический университет по специальности «Физическое воспитание».
Пауэрлифтинг (силовое троеборье) – вид спорта, включающий в себя три упражнения со штангой: жим от груди лежа спиной на скамье, приседание и становую тягу. На каждое отводятся три попытки по заявленному спортсменом весу. Итоговый результат составляет сумма лучших результатов в каждом из упражнений.
Для большинства жителей нашего района, знающего коренастого (или коренного, если хотите) крепыша из Высокого Николая Байдовского, его имя прежде всего ассоциируется с частным унитарным предприятием «Бай-Сервис», директором которого он и является.
Сам Николай о своем увлечении спортом и успехах на помосте особо и не распространяется, поэтому в качестве спортсмена его знает довольно узкий круг лиц, ограниченный друзьями, близкими и хорошими знакомыми, как правило, также неравнодушными к спорту. Но мастеров спорта у нас на Каменетчине можно пересчитать на пальцах одной руки, что и сподвигло меня найти время для беседы с этим харизматичным человеком. Да и, честно признавшись, поговорить со своим одноклассником, с которым всегда находились общие интересы, без «напряга» просто. Интересно с ностальгией вспомнить школьные времена второй половины восьмидесятых, когда только входила в моду так называемая атлетическая гимнастика, родственный прототип пауэрлифтинга. Её нынешнее экзотическое название «бодибилдинг», что в буквальном переводе с английского означает «телопостроение», для определения только набирающего обороты молодого вида спорта в нашей стране в то время еще не использовалось. Методики тренировок с отягощениями, фотографии культуристов на желтеющих газетных вырезках из «Советского спорта», тщательно вклеенные в клетчатые тетради, являлись для нас сокровищем. Помню, как в старших классах Николай сделал мне ценный подарок: ось с колесами от разобранного гусеничного бульдозера перед сдачей в металлолом еще долго верой и правдой прослужила нам штангой. Более современным снарядом впоследствии я так и не обзавелся, отдавая предпочтение «более легким» гирям. А вот для Николая именно стальной гриф с некулинарными блинами стал длительным жизненным увлечением.
– Николай, часто бывает так, что красиво забитый футболистом гол, увиденный мальчишкой с трибуны или по телевизору, круто меняет судьбу, вызывая желание стать похожим на прославленного спортсмена. Был ли эпизод, который стал определяющим в выборе твоего спортивного увлечения?
– Самое первое впечатление получил в секции борьбы, где в журнале «Спортивная жизнь России» увидел фигуры культуристов. Сейчас уже кажется наивным, но тогда у меня был шок от скульптуры тела атлетов и рельефа мышц. Захотелось и самому походить на своих кумиров. В СССР долгие годы атлетизм и восточные единоборства считались буржуазным проявлением и находились под запретом, а, как известно, любое взломанное табу начинает вызывать неподдельный интерес. Сейчас вспоминаю с удивлением, но тогда отношение людей к появляющимся «сомнительным» клубам было неоднозначным и воспринималось это всё как открытие ящика Пандоры, то есть как одна из причин социальных и культурных потрясений смутных 90-х. К большому сожалению, далеко не каждый юноша, сделав упор на спортивное «ноу хау», понимал его философскую суть, правильно ставил цель и мог разделить понятия благородства и насилия. Потребовались годы, чтобы большинство признало, что залы, насквозь пропитанные напряжением мышц, шумом выдыхающих легких и металлическим лязгом, – не плацдарм для подготовки к преступным действиям, а спортивные объекты.
– Если конкретизировать, то на какой из силовых дисциплин изначально был сделан акцент?
– Как такового, акцента не было. Всего понемногу. Кроме чисто силовых дисциплин, в молодости также увлекался и единоборствами. Участвовал в чемпионате Бреста по боксу. Пробовал себя в кикбоксинге, выступал в чемпионате республики и первенстве СНГ 1998 года в Минске. Что касается пауэрлифтинга, ставшего в итоге основным спортивным направлением, то тут заслуга моего однокурсника по институту. Мастер спорта Дмитрий Бинкевич уже тогда (до отъезда на постоянное место жительства в Испанию) был чемпионом республики и засветился в шестерке лучших на мировом первенстве. В то время для меня было страшно даже представить, как можно жать с груди более 200 килограммов. Жесть просто! Тем не менее, пример чемпиона заставил поверить в невозможное. Начал целенаправленно работать на результат.
– В школе ты был почти отличником. Но при выборе учебного заведения выбрал спортивный уклон. Как оцениваешь правильность своего решения?
– Понял, на что намекаешь. Учителем физкультуры по своей прямой специальности я действительно отработал недолго. Отдал предпочтение частному бизнесу. Сначала попробовал себя в фермерстве, потом сменил направление на торговлю, сейчас добавил грузоперевозки. Не последнюю роль сыграли материальные возможности. По мне вообще интереснее было бы работать в спортивной секции, собрав вокруг энтузиастов, готовых идти к поставленной цели. Правда, в городе, к сожалению, нет ни одного приемлемого тренажерного зала.
– А сам-то где тренируешься?
– Приходится добираться в Брест. Начинал в клубе «Боди-арт» на Советской, который потом закрыли. Сейчас – в фитнесс-центре «ДеШаДе». Тренера никогда не было, всегда занимался самостоятельно. Кроме консультаций с сильными мира сего, использую специальную тематическую литературу, перелопачиваю интернет. В случае «стопора» пробую менять методику тренировок. Сам занимаюсь с сыном Максимом, которому идёт шестнадцатый год. В спортивной жизни он решил пойти по стопам отца.
– Пример отца оказался положительно заразительным?
– Считаю, что пример родителей во многом влияет на детей. Каждый должен служить ориентиром для своего ребенка. Это действует сильнее, чем любая другая методика воспитания. Не заманивают вредные привычки, вырабатывается навык к здоровому образу жизни. Уже и сын понимает, что на кока-коле с чипсами и прочем фаст-фуде много не поднимешь.
– Давай поговорим непосредственно о спорте. Какое из своих выступлений на помосте выделил бы особо?
– Если рассуждать о достижениях, то наибольших успехов в жиме лежа добился в весовой категории до 110 килограммов. В 2005 году выиграл чемпионат области, через год на чемпионате республики в Светлогорске выполнил норматив мастера спорта и в том же году стал третьим в Кубке Беларуси, установив личный рекорд – 235 кг. Если же говорить о самом запоминающемся событии, то никогда не забуду свой первый по-настоящему крупный старт. На областном чемпионате в Брестском легкоатлетическом манеже перед выходом на помост мне казалось: умру от волнения. Сбросил четыре килограмма веса за несколько часов! Вспоминаю, и сердце начинает учащенно биться. Тот результат дорогого стоит, хотя осилил «всего» 175 кг.
– Во время соревновательных регистраций место жительства удивления не вызывает?
– Да у всех глаза по пять копеек, когда на вопрос «откуда» следует ответ «из Высокого». Небольшого городка, где нет своего спортивного зала. Тот, что в общежитии колледжа, в расчет не принимаю, тренажерка – смеху подобна. Неплохо было бы иметь такую, как в райцентре.
– Сменить место прописки, скажем, на областной центр, желания не возникало?
– По своей натуре я человек, не склонный к перемене мест. К тому же – патриот своего города. Хотя, повторюсь, отсутствие достаточной инфраструктуры, в том числе и спортивной, отталкивает молодежь, которая, в основной массе, переезжает в более крупные города.
– Согласен ли с утверждением, что настоящая сила у атлета появляется после тридцати?
– Не совсем, хотя собственный пример говорит об обратном. Но это из-за того, что в свое время где-то не доработал. Есть много примеров, когда моду диктуют акселераты. Возьми пример Андрея Арямнова в тяжелой атлетике. А знаешь, какой средний возраст гладиаторов древнего Рима? От восемнадцати до двадцати пяти! До тридцати лет немногие дотягивали. Александр Македонский полмира за свои тридцать три завоевать успел. Тогда естественный отбор был, выживал сильнейший, а современная медицина вытягивает практически всех генетически ослабленных особей. С возрастом тяжелее восстанавливаться после нагрузок. Все чаще приходится себя заставлять. Сейчас даже не могу сказать, буду ли выступать еще или уже стоит остановиться в плане сверхнагрузок. Буду ориентироваться на самочувствие и спортивную форму.
– Пауэрлифтинг – опасный вид спорта?
– Считаю, что да. Особенно становая тяга и приседания. Жим лежа в меньшей степени, хотя на практике имел неприятный эпизод. На тренировке попытался жимануть 240 кг, во время движения большой палец соскочил с грифа. Страхующие подвели, и штанга упала на грудь. Обошлось без переломов, но несколько недель тренировок из-за ушиба грудной клетки пришлось пропустить.
– Кроме абсолютной силы существует в данном упражнении какая-то особая техника?
– Правила таковы, что атлет лишается возможности использовать упругость грифа. Соревновательный жим происходит по команде судьи, в резонанс с железом по его раскачке, как правило, попасть не удается. Запрещено отрывать ягодицы от скамьи, что исключает даже подобие рывка. Так что здесь техника первостепенного значения не имеет, нужна абсолютная сила. Многие атлеты имеют личные тренировочные рекорды выше официальных соревновательных. В спокойной обстановке, когда отсутствуют волнение, мандраж, собраться легче.
– Что нужно сделать, чтобы стать обладателем Президентской спортивной стипендии?
– Рассмешил! Не тот статус у пауэрлифтинга. Ты спроси у населения, кто знает, что это такое. Если процентов десять ответят, буду приятно удивлен. Что поделать, не олимпийская это дисциплина. И так спасибо областному Управлению спорта и туризма, возмещающему проезд и проживание на республиканские турниры. В международных, к сожалению, пока участвовать не доводилось.
– Какой набор «домашних» спортивных снарядов порекомендовал бы современному мужчине?
– Физическая активность может проявляться по-разному. К примеру, в частном доме работы и так выше крыши. Тем же, кто не обременен хозяйством, рекомендовал бы гантельки по своим возможностям, наклонную скамеечку для подкачки пресса или обычный коврик. Литературы по методике упражнений и правильному питанию сейчас предостаточно. Сам дома заниматься не привык – атмосфера не располагает. В нормальном тренажерном зале всё по другому: музыка, мониторы, вдохновляет и женская составляющая. А вот делать пробежки предпочитаю не на тренажере, а естественным образом. Выезжаю по трассе Высокое – Брест на поворот в сторону Люты, там по безлюдной гравейке спокойно можно намотать парочку километров. Заодно и все свои планы обдумать.
– Какие жизненные ценности для тебя как спортсмена, человека приоритетны?
– Как для спортсмена – дисциплина и трудолюбие. Из человеческих качеств считаю приоритетным духовное начало. Человек, глубоко верующий, постигает истину в любой сфере.
– Что бы пожелал читателям «НК»?
– Любите свой край, будьте оптимистами. Знайте, что наступят лучшие времена, нужно только запастись терпением и верой. Здоровья, удачи, материального благополучия. И занимайтесь спортом.
Олег КЛЮШИН.