«Об этом трудно вспоминать…»

IMG_2946_измен.размерМоя односельчанка Анна Васильевна Шумовец в ноябре прошлого года отметила 80-летний юбилей. Она понимает, с какой целью я пришла к ней в гости, но находит в себе силы не заплакать. Ведь о том ужасном прошлом, о котором хочу расспросить, вспоминать ей тяжело.

Анна Васильевна родилась в Перковичах. С раннего детства родители привили трудолюбие ей и её сестре Любе. И девочки не боялись работы, распределяя её между собой. Но вот безоблачному детству пришел конец. Началась война, и немцы появились в деревне…

– Анна Васильевна, расскажите о первом появлении немцев в Перковичах. Что вы ощущали в то время?

– Было жутко и страшно, когда немцы наступали – стреляли. Перепуганные люди прятались в схронах от вражеских пуль. Немцы разместили штаб в нашем доме, а в соседском – кухню. Я не понимала, что эти люди делают у нас и почему мама тайком плачет. Родители запретили мне общаться с непрошенными гостями.

– Что предпринимали жители деревни, чтобы защитить себя?

– Наши люди довольно быстро взяли себя в руки. Ночами выводили скот в лес, закапывали продукты и одежду. Многое спрятали, но не все. То, что не успели, забрали немцы. Нас с матерью заставляли ловить кур и ощипывать их, принуждали чистить много картошки. Бабушке приказали охранять сарай, в который согнали найденный скот.

– Какие моменты врезались в Вашу память навсегда?

– В Перковичах выкопали яму, в которую сбрасывали трупы людей. Я не знала, за что они были убиты, но их количество меня пугало. Яма не была закрыта, и все жители видели, что может случиться за непослушание. А однажды я стала свидетелем того, как на мине подорвался мужчина. Он еще долго снился мне. Много таких историй, дочка. Можно рассказывать, но будет лучше, если такой кошмар ты не узнаешь.

– А где были партизаны?

– Злые языки рассказали фрицам, что к отцу как-то приходил партизан. Когда немцы приехали за отцом, то прихватили заодно велосипед, свиней и две овцы. Маму ударили плёткой, а нас с сестрой не тронули. Отца закрыли в холодном нежилом здании в Ратайчицах. Мы с мамой ходили в церковь в Войскую и молились, чтобы папу отпустили, чтобы немцы ушли с нашей земли и война закончилась. Так и жили надеждой. Позже местные люди собрали подписи в защиту Василия Даниловича и спустя какое-то время его отпустили. Ох, сколько же радости было дома!

– И что же случилось?

– Потом немцы объявили, что будут жечь деревню. Стали выводить скот из села и вместе с людьми погнали в сторону Высокого. Но, к счастью, сожгли всего пару домов. Мы чудом сумели спрятаться во ржи.

– А как Вы дальше жили?

– Мужиков забрали на фронт, и вся работа легла на наши плечи. Пусть бабы народ слабый, но мы сильны духом. Да, было тяжело. Но тот, кто любит труд, – не пропадет. Мама осенью жала рожь, бабушка подвязывала, а мы с сестрой собирали снопы и носили в кучу. Дружно жили, не ругались. Не то что сейчас!

– Как узнали о победе?

– К нам в деревню приехал советский солдат и объявил: «Война закончилась!» Люди радовались и плакали. Радовались, что больше не придется жить в страхе и делить свой кров с врагами. Плакали, потому что эта война забрала самых дорогих и любимых.

– А какие известия о Ваших близких после войны?

– Мой дядя и отец вернулись с войны живыми. Как рассказывал дядя, его угнали в Германию. Работал у немцев. А отец в войну на Одере строил мосты для Красной Армии. Вспоминал: «Как налетят немцы! И опять мост развалят! А мы опять строим!»

– А есть воспоминания, которые вызывают улыбку?

– Да, есть. У меня был друг Коля Мышленник, с которым мы воровали мармелад у немцев. Но бабушка нас ругала за это. Пугала, что немец убьёт. А однажды Коля взял часы у немца. Я очень перепугалась и рассказала о случившемся бабушке. Она всполошилась не меньше нашего, и, забрав у Коли часы, отдала фрицу.

И после войны мы с Колей дружили. Часто ходили в лес и нашли тайник, где лежали ножи, цепочки, часы и прочее. Но место это было заминировано. Вовремя тётка сумела оттащить за воротники.

– Как сложилась жизнь Николая?

– Она оборвалась в послевоенное время. 27 сентября всей деревней отмечали праздник Честного Креста. Коля вместе с другими детьми убежал в лес и… Его убило неразорвавшимся снарядом, еще двое были ранены. Вот так и закончилась жизнь Коли Мышленника…

После того, как Анна Васильевна заплакала, я поняла, что наш разговор закончен, что я не имею права подвергать эту милую женщину душевным мукам. Тема войны тяжела…

Мы продолжили пить чай, но говорили уже совсем о другом: о детстве, которого у нее, в отличие от меня, не было. Я прочувствовала, что такое страх потерять жизнь дорогих тебе людей, что значат голод и холод. Я благодарна Анне Васильевне за то, что она, живой свидетель войны, рассказала мне о событиях тех лет. И с моей стороны будет непростительно, если не буду знать всей истории Великой Отечественной войны.

Надежда ТКАЧЁВА.

IMG_2964_измен.размер

 

Фото из семейного альбома.

Добавить комментарий