Неплательщики ЖКУ задолжали коммунальникам более 200 тысяч рублей

За коммунальные услуги нужно платить, и вовремя. Это понятно даже из сугубо практических соображений: если не заплатишь один раз, начинает идти пеня (0,3% за каждый день просрочки), и дальше долги нарастают как снежный ком, пока не становятся совершенно неподъемными. Но всегда были и есть люди, которые не платят. На 1 марта этого года просроченная задолженность населения за услуги ЖКХ в нашем районе превысила 200 тысяч рублей. Кто чаще всего ходит в должниках и почему?

Примерно пятую часть всех должников составляют те, ко­му оказывается только одна услуга – по обращению с твердыми бытовыми отходами. То есть – по вывозу мусора. Стоимость копеечная, между прочим: 1,7 рубля в месяц с одного зарегистрированного человека в сельской местности и 1,42 рубля с человека в городских многоквартирных домах. Почему же люди не платят? О, тут все непросто. Есть категория очень принципиальных граждан, которые считают, что платить не за что. Один из них как-то приходил в редакцию и доказывал нам, что у него просто нет отходов, которые нужно вывозить. Мол, все, что горит, сгорает в печке, пищевые отходы идут в компост, ну и так далее. Убедить нас, что он покупает в магазинах продукты без упаковки, на которую приходится 80-90% содержимого мусорных пакетов, гостю не удалось. Потому что даже хлеб сейчас продается в полиэтиленовых пакетах, которые ни один здравомыслящий человек не станет сжигать в домашней печи, не говоря уже об упаковке из вспененного полистирола. Можно – и нужно – максимально сократить количество таких отходов, но полностью исключить их из нашей жизни невозможно. Их нужно вывозить и перерабатывать для дальнейшего ис­пользования. И, значит, оплачивать эту услугу.

Куда многочисленнее другая категория граждан – тех, кто имеет в собственности дом в деревне (достался от родителей в наследство, куплен как дача и т. д.), но постоянно там не живет. Кто-то просто забывает, что это нужно делать. Другие уверены, что им платить за вывоз мусора не нужно. Это не так. По нынешнему законодательству, собственник жилого помещения в деревне, даже если он там появляется лишь время от времени, должен платить по субсидированному тарифу. Но и здесь есть выход. Собственник до­ма, в котором никто не зарегистрирован, может написать заявление в коммунальную службу, чтобы его освободили от уплаты этой услуги сроком на 6 месяцев. Можно да­же не приходить самому на предприятие ЖКХ, а выслать заявление по почте. Очень многие люди такой возможностью пользуются, и в течение полугода плата за эту ус­лугу с них не взимается. Главное здесь, чтобы у собственника жилого помещения был заключен договор с коммунальной службой на оказание услуги по обращению с ТБО. Если такой договор подписан, человека по его заявлению на полгода освободят от уплаты. В противном случае помимо основной задолженности будет начисляться пеня – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сейчас в должниках перед коммунальниками значатся без малого 3 тыс. человек. Из них подавляющее большинство (2 358 человек) проживает в сельской местности. Суммарный долг за жилищно-коммунальные услуги должников-сельчан составлял на 1 марта 123 260 рублей, жителей Каменца и Высокого – 81 890 рублей. В числе этих неплательщиков есть те, кто живет в арендном жилье. Их 146 человек*, их задолженность превысила уже 74 тысячи рублей, и непонятно, чем эти люди думают вообще, потому что законодательство позволяет выселить их просто на улицу. И такие примеры уже есть.
Куда сложнее с теми, кто живет в собственном жилье, но хронически должен по всем фронтам. Зачастую это абсолютно асоциальные элементы, с которых и взять-то нечего. Вот, к примеру, живет в Пелище одна приезжая гражданка. Лет 7-8 назад она купила двухкомнатную квартиру в многоквартирном до­ме и уже несколько лет не платит ни за что: ни за горячую воду, ни за отопление, ни за воду. Злоупотребляет алкоголем, не работает, за что пьет и ест, непонятно. Воду ей давно отключили за неуплату, свет тоже, но женщине это, похоже, по барабану. Задолженность с учетом пе­ни у нее набежала просто астрономическая, но и стребовать с нее хоть что-то нет никакой возможности. Разве что забрать через суд квартиру и продать в погашение долгов…

Большинство неплательщиков нельзя назвать злостными – их задолженность за ЖКУ не превышает трех месяцев. Но и они уже рискуют быть отключенными от коммунальных услуг. Воды и света – это точно.

Однако есть люди, которые не платят ни за что по полгода и больше. И что самое грустное – среди них есть многодетные семьи. В списки неплательщиков ЖКУ ежемесячно попадают порядка 60 многодетных семей. К примеру, из живущих в Каменце одна такая семья с тремя детками не платит за коммунальные услуги уже 11 месяцев, другая – 14, а третья и вообще 31 месяц. Почти три года! Причем зачастую это семьи, которые нельзя назвать неблагополучными. По крайней ме­ре, с виду в них все хорошо: дети накормлены и ухожены, у мамы маникюр и новое платье. То ли между родителями внутренний разд­рай, и они не могут прийти к согласию, кто из них должен оплачивать коммуналку, то ли действительно у людей сложная ситуация, не видимая со стороны… И сделать с такими должниками, по сути, нельзя ничего: от коммунальных услуг их не отключишь, чтобы не ухудшить положение детей. Может, этим люди и пользуются, по сути, за своих детей прячась? Ну так ес­ли такой семьей заинтересуются органы опеки и попечительства, а они точно заинтересуются, то и детей можно лишиться.
А вот это уже действительно будет беда.
Елена ТРИБУЛЕВА.

*Все данные приведены по состоянию на 1 марта 2022 г.