Любое насилие – это страшно. Но еще более страшно, когда насилие совершает близкий человек, например, супруг. Насилие в семье всегда приводит к тяжким последствиям, иногда непоправимым. В подавляющем большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. Все семьи спорят, но спор может перерасти в домашнее насилие, особенно, если мужчина выбирает насильственные способы решения конфликтов.
Судом Каменецкого района за 11 месяцев 2021 года рассмотрены 13 уголовных дел, подпадающих под категорию насилия в семье.
Систематически истязал жену
В частности, 7 дел рассмотрены по ст.154 Уголовного кодекса Республики Беларусь – истязание, т. е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотренных ст.147 и 149 УК Республики Беларусь.
Так, К. в период с ноября 2020-го по январь 2021 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, умышленно, систематически наносил побои своей супруге. Установлено, что он наносил ей удары в область головы, туловища и других частей тела.
В судебном заседании К. вину признал частично и показал, что конфликты в семье происходили на почве ревности к супруге, но никаких насильственных действий по отношению к ней он не совершал. То, что К. частично признавал вину, судом признано как средство защиты с целью избежать уголовной ответственности.
Суд установил: К. осознавал, что совершенные им насильственные действия причиняют особые физические и психологические страдания супруге, и желал причинять ей ими такие страдания. К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.154 УК Республики Беларусь, ему назначено наказание в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа сроком на 2 года.
Спустил жену с лестницы и грозился убить
Подпадает под категорию насилия в семье также преступление, предусмотренное ст.186 УК Республики Беларусь, т. е. угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества общеопасным способом, если имелись основания опасаться ее осуществления.
Так, С., будучи в состоянии алкогольного опьянения, схватил свою сожительницу за волосы и стянул ее с кровати на пол, после чего, продолжая удерживать и тянуть потерпевшую за волосы, спустил ее по лестнице со второго этажа, толкнул ее, отчего она упала на колени на пол.
Далее С., демонстрируя свою силу и подавляя сопротивление потерпевшей, вызвав чувство страха за свою жизнь, схватил потерпевшую за волосы и, взяв одной рукой за шею, стал сжимать шею и душить потерпевшую, высказывая угрозу убийством. После этого С., удерживая одной рукой за волосы стоящую на коленях потерпевшую, находясь у нее за спиной, приставил нож лезвием клинка к ее шее, при этом высказывал в ее адрес угрозы убийством, выражая тем самым намерение осуществить свои действия.
В ходе судебного заседания потерпевшая показала, что была сильно напугана действиями С. и понимала, что он может осуществить свою угрозу убийством, поэтому потерпевшая просила С. отпустить ее в туалет, на что С. согласился. Потерпевшая убежала, и это, возможно, спасло ее жизнь.
С. вину признал, сознавал, что выражает потерпевшей намерение лишить ее жизни или причинить ей тяжкое телесное повреждение, а также понимал, что повод для угрозы, обстановка и способ ее выражения таковы, что она воспринимается как реальная, осуществимая, и желал запугать потерпевшую.
С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.186 УК Республики Беларусь, ему назначено наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на 1 год 6 месяцев.
Почему не уходят?
Подводя итог сказанному, многие спросят: «Почему же женщина не уходит от агрессора?» Основная причина – созависимость, сложное психологическое состояние, которое формируется после того, как женщина некоторое время прожила в ситуации постоянного давления и контроля. Женщина может писать заявление в милицию на агрессора, но зачастую происходит то, что она забирает заявление в связи с примирением. Она не уходит от супруга, потому что боится расправы, и потому что думает, что не сможет обеспечить себя и детей. И женщина терпит. Но вся сложность в том, что женщине не хватает каких-то внутренних резервов, чтобы уйти, особенно если она подвергается насилию очень долго. Все это говорит о созависимости. Но часто женщина и сама не понимает, что находится в созависимых отношениях, поэтому и оправдывает себя тем, что ей некуда уйти.
Татьяна ФРАНКОВИЧ,
ведущий специалист суда Каменецкого района.