Церковь часто выступает в роли психотерапевта, многие со своими проблемами обращаются за советом к священникам. Но и Церкви приходится подстраиваться под меняющийся мир, приводить догмы в соответствие с современными реалиями. Десять заповедей, несмотря на годы, так и остались для многих святыми правилами жизни. Но кое-что вызывает и сомнения. Об этом и не только мы беседовали с благочинным церквей Каменецкого округа, настоятелем Свято-Симеоновского храма Каменца, протоиереем Сергием БУРКОВСКИМ.
– Отец Сергий, постоянно приходится слышать о запрете работать в дни церковных праздников. Для некоторых людей это трудно выдержать.
– Как бы такого запрета не существует. Есть пожелание людям, чтобы они помнили о праздниках и воздерживались в эти дни от работы. Бывают моменты, что человек в свободное время не работает, а в праздник начинает трудиться. Но так делают немногие. Церковь всегда учит своих прихожан тому, что праздничный день должен быть посвящен Богу: человеку необходимо посетить храм, прослушать молебен, самому помолиться. Но если праздник бывает в будний день, всё равно человек идёт на работу. И церковь его в этом не упрекает. Он исполняет своё послушание. И в часы службы в праздники он работает, когда в этом есть необходимость. Человек приходит в церковь и говорит: «Батюшка, благословите. У меня крышу сорвало, сарай развалился – нужно делать». Конечно, никто в этом никогда не отказывал. Получив благословение Божие, человек выполнял ту работу, которую нужно было сделать.
– Часто, особенно во время поста, приходится выслушивать поучения от так называемых «глубоко верующих» о том, что можно делать, а чего нельзя.
– Отношение к этому бывает разное. Ведь как есть разные люди, разные вопросы, так есть и разные ответы. Мы часто на проповеди и в беседах говорим: «Приходите за советом к священнику». Но почему-то обращаются не к нему, а к другим людям. И получают то, что искали. Ведь если, скажем, у человека случается какая-то беда, кто-то заболел, то за помощью идут к бабкам, ворожеям, колдунам, ищут у них ответы. Поэтому скажу, что нужно идти с трудным вопросом к священнику, спросить у него, как и что нужно делать.
– Как Церковь относится к тем, кто фотографирует и сохраняет снимки с похорон родных?
– В этом плохого ничего нет. Это память, которая остаётся, хотя и тяжёлая. И каждый поступает так, как ему нужно. Здесь запрета не может быть. Если человек считает, что то, что произошло в его жизни, нужно оставить, то он это может сделать. Я тоже у себя дома, когда пересматриваю альбом, нахожу фотографии, на которых снято, как дедушку хоронили, бабушку, вижу себя маленьким. Начинаю вспоминать.
– Некоторые читатели районки отрицательно относятся к гороскопам, которые печатаем вместе с новогодним календарем в нашей газете. И предлагают вместо этой неполезной информации давать, к примеру, «Наш сад и огород». А на Ваш взгляд?
– Церковь отрицательно относится к гороскопам, разным другим астрологическим календарям. Верить нужно в Бога, а не звёздам. Ещё никому пользы эти гороскопы не принесли. Они показывают, что жизнь человека зависит от того, как звёзды располагаются. А ведь и они, и солнце созданы Богом, чтобы служить человеку. Всё, что происходит в природе, взаимосвязано: и луна, и солнце, и звёзды. Думаю, что «Сад и огород» будет полезнее для людей. Хотя и телевидение, и газеты всегда были и остаются отображением желаний масс: транслируется и печатается то, что привлекает читателей и зрителей.
– Таинство исповеди известно всем. Думаю, Вам приходилось слушать исповеди преступников, которых ищут правоохранительные органы. Как поступаете в подобной ситуации: по закону или по совести?
– Лично у меня таких случаев не было. Но каждый священник знает, что исповедь – это таинство. И он не должен его разглашать. Напомню рассказ, когда один человек убил другого и пришел исповедоваться священнику в этом. А уходя, положил нож, которым убил, ему в карман. И священник даже на суде не открыл тайну, что он этого не делал. И отсидел срок. Вот как надо относиться к исповеди. Человек должен верить: то, что он исповедовал, никому не будет известно.
– Не тревожит ли Церковь тот факт, что сейчас много людей просто спиваются? Алкоголем злоупотребляют даже женщины. Не пора ли священнослужителям более решительно приобщаться к борьбе с пьянством?
– Вопрос в наше время очень актуальный. Мы видим, что народ гибнет. И это всё происходит от того, что люди злоупотребляют своей свободой, которую Бог даровал каждому человеку. Но даже он не может заставить человека делать то, что тот не хочет. Церковь, как любящая мать, всегда говорит пастве, людям: не делайте этого. Чтобы научить человека противиться даже этому злу, Церковью предписано нам поститься. Потому что пост помогает быть воздержанным. А если человек не постится, не воздерживается, то это – как машина без тормозов: она едет, а водитель не может ею управлять. Церковь уделяет большое внимание этой теме. По благословению Патриарха и в прошлом году, и в этом установлен день трезвости. Он проводится 11 сентября, в день памяти усекновения главы Иоанна Крестителя. Алкоголизм – болезнь как тела, так и души. Если первое не в наших силах лечить, то содействовать выздоровлению можем – через лечение второй. Каждый месяц в нашей епархии, в каждом приходе совершаются молебны, проходит служба с акафистом иконе Божьей Матери «Неупиваемая чаша», во время которой все обращаемся к Господу с просьбой помочь больным алкоголизмом. И тут главное – верить. Но почему-то люди не идут молиться. Каждое воскресенье и в нашем храме после вечерни проходит воскресная школа для взрослых. Но злоупотребляющие спиртным не идут услышать молитву.
– Может, стыдятся?
– Может, и стыдятся, есть такое понятие «ложного стыда». Человек понимает, что ему нужно, но говорит: «Ой, я такой стеснительный, не пойду». Но ведь нужно понять, что это тебе необходимо. Ведь если мне нужно хлеб купить, я иду в магазин, не спрашивая, какой там продавец. Так и в духовной жизни. Мы, к сожалению, ещё духовно необразованные люди. Человек, например, не видит смысла в жизни, находится в таком состоянии, что она ему неинтересна. А вот приди на беседу, поговори со священником. И его слово, как сказано в священном писании, оживит человека, укрепит его возможности в борьбе против этого зла – пьянства.
– Отец Сергий, оказывает ли Православная Церковь материальную помощь малообеспеченным людям?
– Церковь занимается социальной работой. В нашем приходе развивается сестричество. Оно выявляет людей, которые нуждаются в помощи. Сестры собирают эту помощь – люди жертвуют. В праздники Рождества, Пасхи встречаются с теми, кто находится в тяжёлой жизненной ситуации, кому-то оказывают материальную помощь, за кем-то ухаживают, в доме могут убрать, постирать. В районной больнице есть молельная комната, где каждую неделю читается акафист, священник приходит и всех желающих исповедует, причащает. Это наш долг.
Беседовала Вера ИВАНЮКОВИЧ.
Это может быть интересно:
-
Благоустройство в Рясне Каменецкого района. Продолжение
-
Представители Военной академии провели в Каменце профориентационную встречу
-
Афиша кинотеатра «Мир» в Каменце на 26-30 октября
-
«Сила Закона»: в школах Каменетчины прошла игра против наркотиков
-
100 молодых работников «Беловежской пущи» встретились в рамках молодежного форума «Молодежь и будущее»