Кто главный воспитатель: семья или школа?

Извечная тема воспитания детей всегда волновала умы лучших представителей человечества. «Какие плохие у нас дети, они распущены, не уважают старших» – подобную запись нашли еще на древнем папирусе. И каждое новое молодое поколение шокирует старшее какими-то модными штучками, ломкой стереотипов, старых традиций. Но ведь жизнь не стоит на месте, есть вечные ценности, приходят и новые нравственные правила. Кто и как должен заложить высокие моральные принципы в юных умах? Какова роль в этом процессе семьи и школы? Об этом сегодня рассуждают наши авторы.

Екатерина СКРОЦКАЯ:

Родители – лучшие учителя

катя на 1 колСемья, школа, церковь имеют важное значение в жизни человека, но от того, какие усилия приложат родители к его воспитанию, зависит многое. Часто случается, что, когда сын или дочь идут в школу, мама и папа перекидывают весь груз воспитания на учителей. Но так ли должно происходить?

Не нужно быть особо проницательной, чтобы убедиться – сейчас не лучшие времена для воспитания детей. Современный мир не располагает к «теплым семейным отношениям», наоборот, для общества характерно повсеместное невнимание со стороны родителей. Время непосредственного общения пятилетнего ребенка с отцом ограничивается в среднем 25 минутами в неделю, зато перед телевизором или за игрой в компьютер тот же ребенок проводит 25 часов. Уже привычными стали словосочетания «брошенный ребенок», «социальные сироты». Социологи вынуждены признать, что человечество стоит на пороге нового общества, отвергающего детей и боящегося своей молодежи. Где же выход?

Семья… Как много в этом слове, которое не утрачивает своего значения на протяжении всей нашей жизни! Любовь и поддержка нужны каждому из нас, но особенно детям. Это дает чувство уверенности, защищенности. «Как хорошо знать о том, что ты не один в этом мире», – часто слышим от них.

Развитие личности начинается именно с раннего детства, поэтому влияние может оказывать практически всё, с чем сталкивается маленький человечек! Ведь в этом возрасте ребёнок активно познает мир, и на этом пути его могут поджидать и радости, и горести. А кому как не маме с папой помочь пережить неудачи, мотивировать его к успеху, поощрить достижения? Дошкольник с их помощью обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор. Ребенок на этом этапе как пластилин, из которого можно слепить всё, что угодно, он – чистая книга, на странички которой родители накладывают текст. Сам этот процесс сложен, но интересен. В теории развития личности Эрика Эриксона, авторитетного немецкого психолога, говорится о том, что для мальчика или девочки от 1 года до 3 лет необходима психологическая поддержка именно со стороны ближайшего окружения, а это никто иной, как родители.

Детский сад, а затем и школа играют важную роль. Малыш попадает в другой мир, где свои законы, интересы. Он учится, ошибается, приобретает жизненный опыт. Справедливо утверждение, что в этот период роль родителей в полноценном развитии его незаменима. Иногда они полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в учебном заведении. Отмечу, что влияние родителей не только не снижается, но даже возрастает. Вы спросите почему? Воспитателю детского сада, учителю отводится только половина дня из жизни ребенка, остальное время дети проводят до­ма. На уроке или в группе – от 18 до 25 человек, может быть и больше, всем нужно уделить внимание, к каждому найти подход. И педагоги стараются выкладываться на все 100, но этого мало, если нет поддержки. Родителям нужно хорошо понимать, как влияют они на младшего школьника. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье – другое. Если появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться переучивать дома. Необходимо воспитывать отношение к учебе не как к тяжкой повинности, а как к познанию мира, проявлять самим уважение к учителю, раскрывать особенности и значение его труда, воспитывать интерес к одноклассникам. Дети очень часто копируют судьбу своих родителей, их поведение, поэтому сами старайтесь быть для них примером.

Я задала вопрос многим молодым мамам о роли семьи и школы в жизни ребенка. В ответах постоянно утверждалась большая значимость родителей. Многие говорили, что школа имеет немалое значение, но все зависит от воспитания с рождения. «Что посеешь, то и пожнешь», – слышала не раз. Учителя говорили, что всё основывается на воспитании родителей, когда они контролируют свое дитя с 1-го класса, проверяют домашние задания, ученик привыкает к этому, становится дисциплинированным, тогда результат заметен и очень сложно, если такого нет.

Старшеклассники утверждали, что роль детского сада, школы имеет огромное значение, но от родителей зависит, какие будут их дети.

Бог дарует каждому человеку жизнь неслучайно, имея при этом определенные цели и определяя предназначение. И не мы решаем, когда нам родиться и в какой семье. Задача родителей – помочь ребенку открыть и реализовать все те дарования, которые Господь предназначил для него. Воспитанием занимаются государство, школа, церковь и семья. Но решающее значение в этом процессе принадлежит семье. Дети нуждаются в любви сегодня, сейчас. Нужно забыть о «завтра» – время пройдет очень быстро, и мы можем многого не успеть, а вернуться назад не будет возможности.

 

Георгий ПАРАФЕНЮК:

Роль педагога возрастает

георгий петрович на 1 колОбратиться к этой теме решил после случая в автобусе. Обычно сам уступаю место представительницам прекрасного пола, а в этот раз мне уступила девчонка – видно, устало выглядел после работ на приусадебном участке. Рядом сидели женщины, одна из них отметила, что всё-таки в нашей школе учат уважению к старшим. «Да если нет хорошего воспитания в семье, никакая школа не научит,» – заметила вторая дама. И сразу разгорелась дискуссия по вопросу, на который, убеждён, невозможно дать однозначный ответ.

Семья, бесспорно, первичная ячейка общества. Да, основы воспитания закладываются в родительском доме. Но в воспитании человека – труженика, гражданина, будущего семьянина – недостаточно участия только семьи. Общество и государство в современном мире не могут не оказывать всё большее влияние на воспитание подрастающего поколения. И школе в этом деле отводится первостепенная роль. Включая в это понятие и детский сад, – ведь азы нравственных правил закладываются именно в дошкольном возрасте.

Великие умы педагогической науки, в их числе Антон Макаренко и Василий Сухомлинский, считали, что школе принадлежит ведущая роль в воспитании, и учебные заведения должны давать не только знания, но и прививать навыки общей культуры. Многие не без оснований полагают, что сегодня большинство родителей достаточно грамотны в вопросах воспитания и образования. Но это вовсе не умаляет важной роли учебных заведений, которые не только дают основы знаний, но и являются социальными учреждениями, где дети учатся взаимодействовать, проявлять себя в общественно-полезном труде. Школа изменяется, отражая проблемы государства и общества, но по-прежнему передаёт подопечным положительный опыт, накопленный старшими поколениями. Да, ребёнок приходит в школу, когда основы нравственного воспитания уже заложены семьёй, но положительный результат может дать только слаженный тандем – учитель + родители. Если же представители школы и семьи становятся противоборствующими сторонами, это не приносит блага никому, вредит и ребёнку. Кто-то скажет: а раньше малограмотные, но порядочные родители сами воспитывали достойную смену, на своём примере учили добру, труду, честности, уважению к людям. Да, личный пример родителей – великая сила. Но многие века роль великого учителя жизни выполняла церковь. Она и сейчас не утратила своё предназначение. Но в наши дни ситуация в обществе такова, что, на мой взгляд, добиться желаемого результата в воспитании юной смены можно только совместными усилиями семьи, церкви, школы и государства. Не случайно, а по велению времени, возникла необходимость в социальных педагогах и школьных психологах.

Одна из насущных проблем – воспитание детей из неблагополучных семей. О каком союзе семьи и школы можно говорить в тех случаях, когда родителей самих надо воспитывать (хотя уже поздно), а иногда и лишать родительских прав. И речь идёт не только о пьянстве родителей, хотя именно в этом случае школа становится стабильной опорой для ребёнка. Но неблагополучие семьи порой кроется в нежелании родителей заниматься воспитанием своих детей. Иждивенческое отношение к государству, их трудовая инфантильность передаются детям. Такие отцы и матери полагают, что их главная цель – добыть любыми способами материальные блага, не обращая внимание на моральные качества своих чад и полагая, что воспитанием должна заниматься, в основном, школа. Семья может быть полноценной и «положительной», но крайне противоречивой в плане воспитательных приёмов. И это проявляется в поведении ребёнка, который свою душевную неустроенность выплескивает на одноклассников, педагогов. Тенденция к безнаказанности и борьбе за права ребёнка в современной школе принимает весьма неожиданный оборот, когда к учителю предъявляются весьма жёсткие требования, а рычагов, воздействующих на нерадивость родителей, попросту нет. И в наше время неурядицы в семье, где воспитываются дети, не могут быть закрытой темой, школа должна быть в курсе методов семейного воспитания. Ведь далеко не каждый родитель знаком с основами педагогики и психологии, не случайно эти науки изучают все учителя, независимо от того, какой предмет они преподают. И кто, как не учитель, может и должен подсказать родителям, на что обратить внимание в воспитании детей. А уж усвоить азы теории и практики отечественных корифеев педагогики и психологии вряд ли кто-то сможет без подсказки педагога хотя бы на родительском собрании. Хотя несравненную пользу может принести и усвоение мудрых правил, изложенных в книгах зарубежных учителей жизни. Скажем, разве не полезно каждому родителю (и старшекласснику, будущему семьянину) знать семь правил, соблюдение которых позволяет сделать вашу семейную жизнь более счастливой и о которых популярно рассказал Дейл Карнеги в своих трудах? Причём, выделил полезные советы и для жён, и для мужей, и общие семь правил: не надо придираться, не критикуйте, оказывайте друг другу знаки внимания, выражайте искреннюю признательность и прочие азы. Для старшего школьного возраста рекомендуется издание Франциска Вейсса «Нравственные основы жизни», в котором, пожалуй, найдёте ответ на любой жизненно важный моральный вопрос, есть там и разделы именно о семье и браке: «О домашней жизни», «Счастливый брак», «О любви», «О целомудрии»… Но опять же – кто, как не педагог, донесёт эти проверенные жизнью истины до родителей, которые из века в век наступают на одни и те же грабли? Конечно, времена меняются, мудрые мысли давно ушедших авторов привязаны к своей эпохе и своей стране, но общечеловеческие ценности остаются вечными.

Новые проблемы перед обществом ставит негатив, который толкает молодёжь в бездну: влияние преступной рецидивной среды, распространение наркомании, доступность развращающих душу страниц в Интернете. И школе совместно с соответствующей комиссией райисполкома, инспекцией райотдела милиции приходиться бороться с распространением зла, выступать в качестве просветителей в вопросах пагубных привычек подростков. Детям, хлебнувших сполна испытаний негативом, нужна помощь: медицинская, психологическая, и, в первую очередь, – доброе отношение.

Возрастает роль школы и в развитии талантов и творческих способностей детей. Одарённые дети достигают высоких результатов именно под руководством талантливых учителей. В суете школьных будней важно разглядеть потенциал каждой личности, независимо от социального статуса и успеваемости. Этому содействуют и занятия во внешкольных заведениях. Но и посещение школ искусств, занятия в кружках по интересам и спортивных секциях не заменяют ведущую роль Учителя. Длительный процесс воспитания требует терпения и самоотдачи как педагогов, так и родителей, и только совместные целенаправленные усилия принесут добрые плоды.

Добавить комментарий