Как не допустить вовлечения ребенка в половую жизнь, разбиралась журналист «НК»

По информации, представленной управлением Следственного комитета по Брестской области, за 7 месяцев текущего года направлено в суд 35 уголовных дел по ст.168 Уголовного кодекса Республики Беларусь (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста).

Как уберечь своего ребенка от вовлечения в половые отношения до брака – этот и другие вопросы редакция «НК» задала психологу Наталье КОРОЛЬКОВОЙ из ГУО «Могилевский областной ЦКРОиР», которая также помогает детям и подросткам, пережившим насилие.

 

Отцы и дети

– В первую очередь, – подчеркивает Наталья Александровна, – родителям важно понимать, что с ребенком (подростком) нужно поддерживать интимно-личностное общение и уметь договариваться. Когда в семье царит атмосфера доверия, сын или дочь рассказывают родителям, где они, с кем и до какого времени. Они с удовольствием сообщают о событиях дня и новых знакомствах. В свою очередь папа и мама по мере взросления ребенка также должны доверять ему и давать определенную свободу выбора. Если родители последовательны в словах и делах, ребенок будет воспринимать их советы серьезно и без бунта. А добрые предостережения смогут уберечь детей от опасности или глупости.

Представим ситуацию, когда девочка-подросток говорит маме, что познакомилась с совершеннолетним парнем, который пригласил ее на свидание в кафе или прогуляться по улице. С первого взгляда, кажется, ничего плохого в такой прогулке нет. Однако мудрая мама сразу спросит подробнее об этом молодом человеке, где будет эта прогулка и в какое время. Ведь может так получиться, что ближе к вечеру парень захочет подвезти девочку на машине или провести ее домой по новому маршруту темной улицей, а может, предложит немного отдохнуть и попить чайку у него в квартире. О разных соблазнах и сомнительных предложениях родители могут предупредить свою несовершеннолетнюю дочь. Также важно наставить девочку-подростка, что заводить в таком возрасте серьезные отношения рано, т. к. девочка еще не готова к ним, а влюбленность и эмоциональное сближение с совершеннолетним человеком могут повлечь за собой эмоциональные травмы и разочарования. Ведь сам парень, возможно, «коллекционирует» отношения с девочками и к серьезным решениям совершенно не готов.

Если же в детско-родительских отношениях нет эмоционального тепла и родители делают акцент только на недостатках детей, постоянно критикуют, морализируют, запрещают и не интересуются их внутренним миром, то подросток, скорее всего, будет искать доброе отношение к себе где-то на стороне. И, к сожалению, на пути ребенка может встретиться подлый человек, который это эмоциональное тепло искусно имитирует. Насильники, стратегически настроенные на достижение жертвы, не скупятся на ласки, мягкие слова и нежное отношение. Подростки часто попадаются на эту удочку и теряют не только девственность, но, зачастую, здоровье и жизнь.

 

И все же какой выход, если у подростка натянутые или холодные отношения с родителями? Хотя самая большая ответственность за своих детей – на родителях, педагоги также разделяют эту ответственность и ведут профилактическую работу. Очень полезно на классных часах, просветительских беседах сообщать ученикам не просто сухой материал, а приводить жизненные примеры, разбирать кейсы по данной тематике. Педагог предлагает ученикам в интерактивной форме решить разные ситуации, где есть история с потенциально опасным концом. Дети учатся анализировать ситуации, предугадывать возможное развитие событий и способы, как избежать нежелательных последствий. Для подростков такая практическая форма наиболее понятна и полезна.

Конечно, есть особенность подросткового возраста – сложно думать наперед о жизни, о последствиях поступков. Бывает так, что девочка-подросток или мальчик правильно рассуждают, делают верные выводы, но в актуальном моменте эмоции берут верх над логикой, и подросток попадает в неприятности.

Если девочка окажется наедине с совершеннолетним парнем, который ей нравится, ее состояние можно сравнить с перевернутым айсбергом: эмоции наверху, а рассудок уже где-то внизу. Поэтому важно наставить девочку-подростка избегать ситуаций уединения с представителями противоположного пола. Если же все-таки такая ситуация возникла, важно, чтобы девочка вовремя могла сказать «СТОП».

Умение выстраивать личностные и физические границы важно как для мальчиков, так и для девочек. Начинается все с осознания и вопросов самому себе «Кто я?», «Достойно ли это меня?», «Что я хочу и чего не хочу?». Важно учить детей не стесняться произносить спокойно и уверенно слово «НЕТ» и пользоваться «Я-высказываниями» в различных ситуациях: «Нет, спасибо, я предпочитаю….», «Я думаю, что лучше будет…», «Знаете, мне совсем не хочется…» и т. д. Тогда, если кто-то сомнительный или малоизвестный предложит сесть в машину, подросток спокойно и уверенно сможет отказаться. Если кто-то нарушит личную дистанцию или станет странно прикасаться, подросток прямо в глаза может сказать, что для него это неприемлемо, что ему это не нравится, а в исключительном случае даже закричать и громко позвать на помощь.

 

Правило купальника

И уже с детского сада родители должны научить детей правильным названиям частей тела, в том числе интимным, и выучить с ними «правило купальника». Ребенку нужно объяснить, что эти органы, закрытые купальником, никто не должен видеть и тем более никто не должен к ним прикасаться (исключение – мама или врач, осматривающий ребенка с согласия родителей). Детям нужно объяснять, что есть разные виды прикосновений, среди дружеских объятий есть те, которые должны насторожить.

Дети со сниженным интеллектом, с психофизическими особенностями, не говорящие – самая уязвимая группа для насилия. Но даже таких детей можно научить через рисунки, картинки и развитие альтернативных способов коммуникации. Они способны выучить части лица, схему тела и через рисунок сообщить взрослому о ситуации насилия. Некоторые дети не пользуются речью, но способны понимать простые вопросы, важно их научить хотя бы приемлемым способом отвечать «да» и «нет».

Прежде, чем доверить таких детей на попечение взрослым, нужно убедиться в порядочности «няни». Ведь насильником может быть человек любого возраста, пола и даже любого статуса. Важно избегать ситуаций, которые провоцируют насильников и маньяков. К сожалению, нынешняя мода на топики, боди с оголенными бедрами и спиной, ажурные майки на бретельках слишком обнажают тела подростков, которые в этой одежде идут по городу, на разные вечеринки и являются объектом для глаз недоброжелателей. Есть смысл в христианской истории, когда Бог обнаженным Адаму и Еве дал одежды. Мы забыли о христианских ценностях и идее целомудрия. В мире, а особенно на Западе, все больше становится тенденций к нарушению Божьих заповедей, и, как следствие этого, умножается преступность, страдает репродуктивное здоровье, разрушается институт традиционной семьи. Наталья Александровна не только как психолог, но и как христианка видит выход из создавшегося положения в возвращении к духовным ориентирам.

 

Невидимые сети

У молодежи не хватает опыта и критического осмысления реальности. Они захвачены виртуальной реальностью, соцсетями, что затрудняет формирование эмоционального интеллекта, социальную адаптацию в реальной жизни. Те модели поведения, которые они усваивают из мультфильмов аниме, фильмов и роликов, приводят к разочарованию и душевной боли в реальной жизни, предложенные формулы не работают. И подросток, насмотревшийся такого контента, может неосознанно применять его в своей жизни, а затем, разочаровавшись, впасть в депрессию. При этом искренне не понимая причины несоответствия «красивого» виртуального мира и суровой реальности…

– Здесь важно отметить и то, что, поглощая огромные потоки информации из соцсетей, подростки не способны критически их переосмыслить – у них просто не остается на это времени. С одной стороны, подростки хотят развивать свою индивидуальность, а с другой – склонны к подражанию. И, к сожалению, шаблоны, которые они видят в том же тик-токе, не всегда здравые.

Поэтому родителям и ближайшему окружению, педагогам важно показывать ребенку-подростку нормальные модели отношений и учить его мыслить.

Подростков нужно учить безопасному поведению в социальных сетях. Им нужно донести, что, выкладывая очередной тренд со своим участием на всеобщее обозрение, они попадают в поле зрения и тех людей, которые имеют вовсе не благие намерения. Такие люди следят за историями молодых людей, а потом изменив свою аватарку на симпатичную внешность или ник, вступают с подростком в опасную переписку, предлагают сомнительные вещи, шантажируют или обольщают его, влюбляя в себя. А потом при встрече с таким виртуальным переписчиком у подростка может случиться трагедия.

 

Как же выглядит маньяк?

Это миф, что насильники имеют страшную, отталкивающую, неприятную и неопрятную внешность. На самом деле они могут выглядеть очень представительно, иметь хорошие манеры, аккуратную одежду, умеют разговаривать с подростками, ведь они специально изучают их потребности, психологию и подбираются к их душам стратегически и незаметно.

Поэтому девочке-подростку, которая уже дружит с совершеннолетним парнем, нужно понимать, чего именно он от нее хочет. Возможно, она вовсе не интересна парню как личность – он просто рассматривает ее внешность и ждет момента, когда можно будет предложить девочке интим? Определить это можно очень просто – во время разговора девочка может спонтанно задать вопрос касаемо своего рассказа. Если парень теряется и не может на него ответить, то, вероятнее всего, он не слушал и думал совершенно о другом. Еще раз хочется напомнить, что для девочек-подростков дружба с совершеннолетними парнями и мужчинами может быть крайне опасна, и они должны держать в курсе своих родителей или значимых взрослых.

Ребят нужно учить общаться, прививать интерес к внутреннему миру людей, разбираться в людях. Это невозможно без понимания своего мира: «А кто я? А для чего я?». Также важны вопросы: «А чего я хочу достичь? А какие шаги для этого надо предпринять?». Именно увлеченность каким-то полезным занятием, хобби и умение прогнозировать и планировать будущее помогут уберечь подростка от того состояния потерянности, через которое его могут увлечь за собой аморальные люди, уверена Наталья Александровна. Без помощи старшего мудрого помощника, наставника из этого водоворота лжи, обольщения и магнетизма соцсетей подростку самостоятельно выбраться крайне трудно. Подросткам нужно объяснять, что намного проще надеть красивую вызывающую одежду, ярко накраситься и пойти по вечерним улицам, чтобы привлечь к себе внимание, чем развивать своего внутреннего человека – а ведь это намного важнее для будущего. Всем подросткам нужен значимый взрослый, нужна привлекательная альтернатива бездуховности и морального хаоса, нужны здоровые, надежные и счастливые модели отношений, конструктивные объединения молодежи, нужно возвращение к христианским ценностям и духовным ориентирам. Только это поможет в будущем создавать достойные семьи, а значит и устойчивое, здоровое общество.

Анна СОВПЕЛЬ
Изображение из открытых источников

 

Хотите читать актуальные новости Каменца и Каменецкого района первыми?Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/navinykam