О потравах посевов сельхозкультур обитателями пущи – зубрами, дикими кабанами, оленями – говорят и пишут уже ряд лет. Предъявлять претензии НП «Беловежская пуща» через суд? Вряд ли поможет, ведь зубр – в Красной книге, Национальный парк не может оградить всю пущу непреодолимым забором. Защитить интересы хозяйств и местных жителей призвано постановление Министерства лесного хозяйства «Инструкция по предотвращению потрав сельскохозяйственных и лесных культур дикими копытными животными и оценке ущерба, причиняемого этим культурам указанными животными» (2007 г.) Однако на практике документ не работает. Почему? Прописанные в Инструкции меры затратные и малоэффективные. Что же делать хозяйственникам?
Для начала, на мой взгляд, нужно изучить названный выше документ. Ведь латинское выражение «Dura lex sed lex» («Закон суров, но это закон”) актуально и сегодня: суров ли законодательный акт, справедлив ли, – это уже оценки… В названной выше Инструкции прописаны и общие положения, основные понятия и определения, а главная, пожалуй, глава 2: «Комплекс мероприятий по предотвращению ущерба, причиняемого дикими копытными животными сельскохозяйственным и (или) лесным культурам». Эти мероприятия чётко распределены адресатам: землепользователям, ведущим сельское хозяйство; землепользователям, ведущим лесное хозяйство; обязательные для пользователей охотничьих угодий. И заканчивается глава таким предложением: «Землепользователям и гражданам, не обеспечившим выполнение возложенных на них мероприятий по предотвращению потрав, ущерб, причинённый дикими копытными животными, не возмещается».
Какие мероприятия обязательные?
Сначала о тех, что касаются землепользователей, ведущих сельское хозяйство. Согласно пункта 9 Инструкции, это – обширный список, в который входят “рациональное, согласованное с комиссией и пользователями охотничьих угодий, размещение севооборотов на участках, где имеется угроза потрав сельхозпосевов дикими копытными животными”. В частности, не рекомендуется посев пшеницы, овса, ячменя, кукурузы, бобовых, посадка картофеля на полях, примыкающих или расположенных среди лесных массивов с высокой плотностью копытных животных. Также необходимы своевременное проведение сельхозработ и уборка культур, применение для охраны посевов электроизгородей и различных отпугивающих устройств, огораживание и (или) охрана приусадебных участков, садов, питомников, нанесение химических репеллентов и прочее. (Кстати, о репеллентах. В продаже есть такой препарат “HUKINOL», в жидкой форме, нетоксичный, имеет концентрированный запах человеческого пота, наносится на комок тряпок, которые развешиваются вокруг участка, и никакой зверь не перейдёт даже обычную проволоку, смазанную этим препаратом. Найдите сведения в Интернете!) Конечно, любую инструкцию весьма сложно выполнить на все 100%. Например, такой пункт выше названной: “Огораживание от дикого кабана должно препятствовать проникновению кабана”. Написать просто, а как выполнить, если кабан умеет подрыть любое заграждение? И здесь уместно вспомнить ещё одно устойчивое выражение: кто не хочет делать – ищет причины, кто хочет – ищет способы. Аналогичные выше перечисленным меры по предотвращению потрав в указанной Инструкции адресуются и землепользователям, ведущим лесное хозяйство, они тоже обязательные. Как же выполняют их в НП “Беловежская пуща”? Кто проезжал через пущу, убедился сам: выполняют, и делают всё возможное для “поддержания жизнедеятельности диких животных”, как об этом сообщил нам главный охотовед Национального парка Олег Щитов. И далее он информирует газету в ответ на запрос: “НП “Беловежская пуща” ежегодно засевает около 1500-2100 га полей различными сельхозкультурами, кроме этого, заготавливается 600-1000 тонн сена. Для предотвращения потрав сельхозкультур дикими животными и сохранения урожая на своих полях в Национальном парке используется многолетняя практика огораживания посевов забором из отходов пиломатериалов, это позволяет снизить экономические потери и сохранить урожай, который в дальнейшем используется для подкормки диких животных в трудный зимне-весенний период”.
Мнение сотрудника парка
Когда-то стояла задача по спасению зубров от полного исчезновения. Теперь она успешно выполнена, более того, в последние годы всё чаще говорят о том, что дальнейшее разведение пущанских исполинов угрожает экосистемам. И многие считают, что люди имеют право воспользоваться плодами проделанной титанической работы и постепенно, рационально налаживать охоту на лишних зверей… А сколько же на самом деле их в Беловежской пуще? Абсолютно точно под-считать невозможно, но ежегодный учёт по зимним тропам позволяет иметь округлённые данные. Как сообщает главный охотовед пущи, “в настоящее время в Нацпарке обитает около 460 зубров, 2000 европейских оленей, 600 косуль, 120 лосей, 250 кабанов. Численность основных видов диких копытных… за последние годы остаётся на стабильном уровне. Продолжает увеличиваться численность зубра, лося, европейского оленя, европейской косули.” А вот дикого кабана стало меньше в 4 раза в связи с антропогенными факторами. В пуще не считают, что кабаны вредят лесу, хотя и роют землю в поиске пищи, наоборот, “дикий кабан приносит пользу лесным биогеоценозам, т.к. поедает личинок майского хруща, который повреждает корневую систему ценных древесных пород. Кроме этого, это исторически самый популярный с эмоциональной точки зрения объект охоты как для отечественного, так и иностранного охотника”. Да, заповедники для того и созданы, чтобы сохранять флору и фауну, тем более, такое видовое разнообразие, как в Беловежской пуще. Не случайно вся пуща (вместе с польской территорией) является мировым наследием. Однако рыночная экономика диктует свои правила и требует, чтобы любое дело, даже заповедное, приносило отдачу. Пока же с этим проблема: затрат больше, чем прибыли: не так просто “лишних” диких животных с прибылью для хозяйства расселить, продать, хотя опыт уже накоплен немалый, разработан совместно с Российской Федерацией грандиозный проект (о нём ранее была помещена публикация в нашей газете).
Как же руководство НП “Беловежская пуща” реагирует на жалобы хозяйственников: мол, ваши звери уничтожают урожай. Вы уже поняли, уважаемые читатели, что законодательство требует принятия определённых мер по предотвращению потрав как от работников лесного, так и сельского хозяйства. В самой пуще смогли добиться желаемого результата. А как выполняется названная выше Инструкция на окрестных полях? Как сообщает Олег Щитов, “землепользователи, в основном в весенне-летний период, часто жалуются на потравы, причиняемые посевам дикими животными. Иногда это обоснованные жалобы, но зачастую землепользователи не принимают меры по предотвращению потрав: не огораживают свои поля, не обеспечивают наблюдение и действенную охрану.” И далее главный охотовед отмечает то, о чём уже говорилось: эти меры должны принимать “не только пользователи охотничьих угодий, но и землепользователи”, при этом не допускать гибели, ранения или заболевания диких животных.
* * *
К сожалению, на деле многие и частные, и юридические лица “в части повреждения, потрав сельхозкультур дикими животными уповают только на свои права, но не на обязанности” – такими словами заканчивает свой ответ редакции главный охотовед пущи. Насколько он прав, судите сами, присылайте свои отклики и аргументы. Проблема общая, и решать её нужно совместно. А для начала, как мне видится, после изучения соответствующего законодательства принять на деле хотя бы частично такие меры по предотвращению потрав, как это давно практикуется в НП “Беловежская пуща”.
Георгий ПАРАФЕНЮК.
Фото Олега ЩИТОВА.
Это может быть интересно:
-
«Наши дети» и «От всей души»: новогодние акции Каменецкого района объединяют добрые сердца
-
15 января на встрече с председателем районного Совета депутатов в Новоселках обсудили насущные вопросы
-
Брестчанка на Lada опрокинулась в Каменецком районе
-
Итоги года, выборы и кибербезопасность: Виталий Кулак встретился с жителями Видомли
-
Обсуждение нынешней электоральной кампании в организациях Каменетчины продолжается