Из архива "НК".

И снова о конфликте вокруг Омеленецкой школы. Учителям прежде всего думать нужно о детях!

В минувший вторник, 20 октября, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Александр Карпицкий и председатель райисполкома Валентин Зайчук посетили Омеленецкую и Пограничную средние школы. Предлогом для этого стали поступившие обращения по поводу санитарного состояния (и внешнего вида) санузла в Омеленецкой школе. Кстати говоря, на «прямую линию», проходившую ранее, в этот же день, снова позвонил Александр Онищук – опять же с вопросом, касавшимся известного на всю страну школьного туалета.

Александр Сергеевич на звонок ответил и пригласил молодого человека встретиться на территории школы, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Однако на встречу звонивший так и не пришел.

В Омеленецкой школе гостей встретили ее директор Николай Кендысь и директор ОАО «АгроНива» Виктор Бобр, оказавший безвозмездную помощь по проведению благоустройства санузла. Теперь туалет выглядит куда более опрятно.


Школа в Омеленце располагается в двух зданиях, причем достаточно отдаленных друг от друга. В одном находятся детский сад и начальная школа (санузлы там прямо в здании), там же и столовая для школьников. Во втором здании учатся школьники 5-11 классов. Получается, ученики средних и старших классов каждый день совершают прогулку по свежему воздуху в столовую, это как минимум. И, полагаю, будь сан­узел в здании этой школы, дети все равно выходили бы на улицу. Не сидеть же им взаперти весь учебный день. Есть ли смысл говорить о том, что расположение санузла в здании или на улице на качест­во образования не влияет? Ку­да менее приглядным был туалет в моей сельской школе, поступление в вузы в которой – выше 60%. Кто не сог­ласен – бросайте камни.
А сколько школ в районе оборудованы (и как давно) сан­узлами?


Школьный санузел после ремонта имеет совсем другой вид

Вернемся к вопросу о закрытии школы

Противники этого акцентировали внимание на том, что это единст­венная белорусскоязычная школа в районе и бороться за ее сохранение необходимо именно по этой причине. Ну, что ж, гости говорили и с учителями, и с учениками. Немного, по пару фраз: «Добры дзень!» – приветствовали они. «Здравствуйте!» – отвечали дети. «Смачна есці!» – «Спасибо!» Беларускай мовы мы так і не пачулі. Все говорят на русском. Не пытаюсь осуждать. Это нормально. И я училась в белорусскоязычной школе, более того, при поступлении сдавала ЦТ именно по белорусскому. Но в университете мова ограничивалась занятиями по белорусскому языку и литературе. Справедливости ради отмечу, что некоторые преподаватели вели занятия исключительно на белорусском языке и принципиально требовали от студентов говорить только на белорусском. Но таких было немного. Полагаю, та же ситуация с языками в большинстве учебных заведений.
Сохранение белорусского языка – это прекрасно! Многие из моих знакомых говорят на белорусском, пишут на белорусском, живут нашай мовай. Но вопрос о закрытии школы возник исключительно потому, что она – малочисленная. А родная мова лишь сильно пострадала из-за того, что ее – чыстую и мілагучную – ввергли в грязный, спровоцированный скандал.
К слову, один из педагогов сказал, что в совершенстве владеет белорусским, но после обрушившейся на школу «славы» ему не по себе говорить на любимом сердцу языке.

Школа оставляет незабываемые впечатления

Омеленецкая школа очень теплая и уютная. Здесь атмо­сфера – мурашки по коже. Такие школы остались только в сельской местности. Где каждый друг другу – родной и близкий. Я высоко ценю учителей, их труд и те бесценные знания и заботу, которые они из года в год, из поколения в поколение вкладывают в детей. Но раз уж пошел разговор о том, как борются отдельные личности за ее сохранение, ссылаясь на заботу о детях, хо­чу указать на некоторые моменты. Я не специалист в этой сфере, но одного взгляда достаточно, чтобы понять, что электропроводку давно пора менять, как и мебель, и компь­ютеры, и всю материально-техническую ба­зу. По современным стандартам, установленным сегодня ради благополучия детей, эта школа отстает лет на 30.

Так почему не рассмотреть вопрос о переводе учеников в новую, современную школу в Пограничной? Тем более, что отдел по образованию беспрекословно организует подвоз детей туда и обратно. Поездка в школу уложится в 20 минут (17 км) по хорошей асфальтированной дороге без ям и ухабин. Может, средст­ва, затраченные на установку санузла в здании школы, рациональнее потратить на приобретение комфортабельного автобуса, который будет возить ваших детей?

Побывали в Пограничной СШ

В том, что в Пограничной школе созданы все условия для обеспечения детям качественного образования с учетом всех требований, убедились, посетив ее. Директор школы Жанна Авдей рассказала, что в 2012 году завершили капитальный ремонт с модернизацией учебных кабинетов, каждый – с новой мебелью, оборудованием и учебно-методической базой. В 2018-м появились кабинеты обслуживающего труда для девочек с комплектом швейных машин для обучения швейному делу и современно оборудованной кухней для уроков по кулинарии; оборудованы учебные мастерские для мальчиков. В кабинете учащихся 1-х классов есть помещение для организации сна в группе продленного дня и отдельные санузлы. В столовой установлено современное оборудование. А уж такому спортивному залу с санузлами, раздевалками и душевыми позавидует не одна школа в районе.

Процент поступления выпускников Пограничной средней школы в высшие учебные заведения за последние 5 лет – не менее 60-и. Это ли не показатель?

Чтобы разрешить возникший конфликт, вероятно, правильнее было бы привезти детей и их родителей в Пограничную школу, чтобы они смогли убедиться в том, что здесь – совсем другой полюс.

В Пограничной СШ

И еще. В Омеленецкой школе – 27 учеников в средних и старших классах (речь о закрытии начальной школы не идет, здесь учится 21 ребенок), на которых приходится коллектив из 15 педагогов. В Пограничной школе, способной вместить 196 учеников, всего – 46. К чему веду разговор? Школам с численностью детей менее 50-и не положены ставки заместителя директора, секретаря, социального педагога и педагога-психолога, сокращается и 0,5 ставки повара. Это означает, что обе школы потеряли этих специалистов, пока кто-то один пытается удержаться за свое личное рабочее место, прикрываясь мнимым благополучием детей. И подытожу: даже если Омеленецкую школу все-таки закроют, на улице, без работы, не останется ни один педагог.
Анастасия ЯНКИНА.
Фото автора.

Еще этот вопрос изучал брестский блогер Алексей Голиков👇🏻