Зачем в Беловежской пуще искали волков?

В Беловежской пуще прошла Ночь волков. Это уже второй волчий фестиваль, организованный Национальным парком и ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (первый состоялся год назад), и на этот раз ему придали, скажем так, децентрализованный формат: лекции можно было послушать только онлайн. Есть и другие новшества.

На ночную прогулку с проводником по волчьим тропам гостей пригласили на север пущи, в район Жарковщины. А еще к Ночи волков в этом году присоединились агроусадьбы. В их числе – «Польский маёнтак», что в деревне Белая.

От волчьих песен мороз по коже

Жители деревни Белая – нас­тоящие лесные обитатели. Они живут в пуще, знают все ок­рестные лесные тропы, различают птиц по голосам и «читают» следы диких животных, как заправские егеря. Хозяйка «Польского маёнтка» Татьяна Исаева вспоминает, что отец учил ее лесной науке, когда она еще была ребенком. Пойдут вместе на рыбалку, увидят отпечатанный в мокрой земле след, и отец показывает: видишь, этот след волка, он более узкий, чем у собаки, потому что пальцы у него сжаты в комок. А вот этот круг­лый – след рыси. Ну а здесь лось прошел, его ни с кем не спутаешь…

К серым хищниками у жителей деревни отношение, как и у всех нас, несколько настороженное. Случаев нападения волка на человека здесь даже старожилы не помнят, но пути их пересекались (и сейчас пересекаются) неоднократно. Нынешней зимой в окрестностях Большого Селища по свежему снегу такие четкие следы волка были, рассказывает Татьяна, что прямо хоть фотографируй их для наглядного пособия. И в стороне Горошковки они ходят, и за речкой Белой в Дмит­ровичском лесничестве по ночам их песня слышится. От этой песни, что и говорить, мороз по коже. Потому что страх перед волками у нас заложен уже где-то на генном уровне. Хотя на самом деле волк, если его не загнать в угол, на человека первым не нападет. И если столкнуться с ним «нос к носу», сам предпочтет убежать. Местные об этом точно знают: и на Волчьих горах с ними сталкивались, да еще и во время волчьего гона, и на Барсучьих норах… И все-таки спроси у людей, как они относятся к волкам, и половина признается, что никакой симпатии к ним не испытывает.

Можно ли приручить волка?

Вот чтобы развеять эти страхи и предубеждения и показать значимость волка в сохранении здоровых экосистем, хозяева «Польского маёнтка» и решили присоединиться к фес­тивалю. Составили программу, бросили клич. Начало мероприятия объявили в 18.00, потому что в деревне днем даже зимой у всех дел невпроворот. Откликнулись 15 человек. Приехали люди из Бреста и Барановичей. Но большинст­во составили все же местные жители. Наверное, самим было интересно: что же такого нового о волках им расскажут?
Чтобы не прослыть всезнайками, хозяева усадьбы организовали встречу в формате воп­рос-ответ. Например: сколько мяса волк может съесть за один присест? Оказывается, до 15 кг. Какую максимальную скорость может развить в лесу? До 60 км в час. Можно ли приручить волка? Да, конечно, в Каменюках один такой жил, которого еще волчонком подобрали.
А вот что такое «волчьи свечки», большинство гостей узнало впервые. Оказывается, это местная трансформация «волчьих святок» – череды языческих праздников, которые отмечались в первой декаде февраля. Время это считалось таинственным, страшным и могущественным, и олицетворением его стали волчьи брачные стаи. Об этом гостям усадьбы рассказал 80-летний Степан Лукьянович Шохалевич, коренной пущанец, много лет проработавший лесничим Белянского лесничества. О волках он знает, наверное, больше кого бы то ни было в деревне. Не раз с ними встречался на лесных тропах. Однажды услышал волчий вой, решил обойти стороной, вышел на просеку – и в 15 метрах от себя под елкой-выворотнем увидел двух волков. Почему-то не почуяли человека раньше. А он без ружья. Замер на месте, стоит… А волки так лениво поднялись, словно бы нехотя, глянули на него с недовольством да и потрусили куда-то в лес…

Чем еще развлекали гос­тей?

Вспоминали поговорки и пословицы о волках. Некоторых из них я даже не слышала. Например: «Волк линяет, все серым бывает». Или такую: «Как бы волк с собакой заодно был, то человеку и житья бы не было». Посмотрели потешный мультик «Жил-был пес». Делали оригами в форме головы волка. Бы­ло интересно и весело. Собст­венно, хозяева усадьбы этого и добивались – через смех снизить уровень категоричес­кого неприятия волков. Потом поужинали шурпой и мантами. И отправились в ночной лес за речку Зубрица – звать волков.


Ходить ночью в пуще – это, скажем вам, занятие не для пугливых. Даже в компании. А уж если над лесом плывет заунывная волчья песня (чтобы спровоцировать хищников на ответ, устроители мероприятия включили переносную колонку с записью волчьей переклички), волей-неволей хочется плотнее сомкнуть ряды… Минута напряженного молчания, еще минута, еще… И, наконец, далеко-далеко, со стороны Горошковки, донесся одинокий волчий вой…
Вернувшись из леса, хозяева с гостями посмотрели через проектор документальный фильм «Чернобыльские волки». И это было достойное и красивое завершение долгого и насыщенного вечера.
Через год в «Польском маёнтке» его планируют повторить.
Елена ТРИБУЛЕВА.