В соответствии с Указом Главы государства от 16.12.2013г. №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных правоотношений» с 1 июля 2016 года завершается процесс приватизации жилых помещений, относящихся к ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЖИЛИЩНОМУ ФОНДУ. В связи с этим граждане, проживающие в таких жилых помещениях и желающие приобрести их в собственность, должны обратиться с соответствующим заявлением до указанной даты в уполномоченный государственный орган.
При этом заявления подаются: в случае, если жилое помещение относится к городской или районной коммунальной собственности, – в городской или районный исполнительный комитет либо организацию, уполномоченную им на прием заявлений о приватизации; в случае, если жилое помещение относится к областной коммунальной или республиканской собственности, – в государственную организацию, в ведении которой находится жилое помещение.
Наиболее актуальным вопросом, поднимаемым гражданами в процессе приватизации жилых помещений, является стоимость объекта приватизации. Расчет оценочной стоимости жилых помещений для приватизации осуществляется на основании Положения об определении стоимости объектов приватизации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2013 г. №421.
В соответствии с указанным Положением оценочная стоимость жилого помещения для цели приватизации определяется исходя из первоначальной стоимости жилого дома, отраженной в бухгалтерском учете, площади жилого помещения и ряда коэффициентов, учитывающих изменение цен в строительстве и потребительские качества жилья.
В отдельных случаях определенная по данной методике оценочная стоимость объекта приватизации превышала рыночную стоимость жилого помещения. Особенно актуален данный вопрос для сельской местности, где, зачастую, затраты на строительство жилья выше, чем в крупных городах, а рыночная стоимость меньше.
С целью решения данной проблемы 25 января 2016 года внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 13.11.2014 г. №524 «О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда», которые, в случае несогласия с оценочной стоимостью, предусматривают возможность гражданина самостоятельно обратиться за проведением независимой оценки рыночной стоимости приватизируемого жилого помещения в специализированную государственную организацию, осуществляющую оценочную деятельность, например, в одно из региональных подразделений РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру».
Приватизация жилого помещения производится по наименьшей стоимости: оценочной, определенной государственным органом, принявшим заявление о приватизации, либо рыночной, определенной специализированной организацией.
Прежде чем воспользоваться данной возможностью, необходимо обратить внимание на следующие моменты, определенные нормами законодательства: данным правом можно воспользоваться в период рассмотрения заявления о приватизации, либо в случае, если срок действия уже принятого решения о приватизации не истек (срок действия решения о приватизации – один год), а договор купли-продажи этого помещения нотариально не удостоверен; оказание услуг по проведению независимой оценки рыночной стоимости жилого помещения осуществляется за счет средств гражданина. При этом, в случае приватизации жилого помещения по рыночной стоимости, стоимость жилого помещения уменьшается на сумму затрат гражданина по проведению указанной оценки. В случае приватизации по оценочной стоимости компенсация понесенных затрат не производится.
Рассмотрим алгоритм действий гражданина в двух возможных ситуациях, связанных с приватизацией и оценкой объекта приватизации, реализация которых позволит приобрести в собственность занимаемое жилое помещение по наименьшей стоимости.
Ситуация первая. Гражданин обратился в государственный орган с заявлением о приватизации, решение о приватизации не принято. Что нужно делать далее: 1-й шаг – через 10-15 дней со дня подачи заявления о приватизации обратиться в государственный орган, принявший заявление, и ознакомиться с рассчитанной оценочной стоимостью жилого помещения; 2-й шаг – в случае несогласия с оценочной стоимостью жилого помещения обратиться в государственную организацию, осуществляющую оценочную деятельность, и заключить договор на оказание услуг по проведению независимой оценки рыночной стоимости жилого помещения; 3-й шаг – в течение 5 дней со дня заключения договора, но не позднее 25 дней со дня подачи заявления о приватизации, предоставить копию данного договора в государственный орган, принявший заявление о приватизации. На основании данного документа срок рассмотрения заявления о приватизации жилого помещения будет продлен с одного до двух месяцев; 4-й шаг – в случае, если рыночная стоимость, определенная специализированной организацией, будет меньше оценочной, не позднее чем за 10 дней до истечения срока рассмотрения заявления о приватизации (два месяца) предоставить заключение об оценке в государственный орган, принявший заявление о приватизации. На основании данного заключения приватизация будет осуществлена по рыночной стоимости.
Ситуация вторая. Гражданин обратился в государственный орган с заявлением о приватизации, решение о приватизации принято с продажей жилого помещения по оценочной стоимости, срок действия решения не истек, договор купли-продажи жилого помещения нотариально не удостоверен. 1-й шаг – в случае несогласия со стоимостью жилого помещения, указанного в решении о приватизации, обратиться в государственную организацию, осуществляющую оценочную деятельность, и заключить договор на оказание услуг по проведению независимой оценки рыночной стоимости жилого помещения; 2-й шаг – в случае, если рыночная стоимость, определенная специализированной организацией, будет меньше стоимости жилого помещения, указанной в решении о приватизации, необходимо обратиться с заявлением в государственный орган, принявший решение о приватизации, о внесении изменений в решение о приватизации жилого помещения в части стоимости объекта приватизации.
В случае несогласия со стоимостью жилых помещений коммунального жилищного фонда в процессе приватизации граждане могут обратиться в отдел жилищно-коммунального хозяйства Брестского облисполкома.
Алексей МАРТЫСЮК,
начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства облисполкома.
Все интересующие вопросы по данной теме можно задать в течение двух недель с дня выхода «НК» по номеру: 2-18-94. Ответы районных специалистов будут опубликованы.
Это может быть интересно:
-
Лариса Химич: «Работа – она отзывчивая. На труд откликается результатом»
-
С добрым сердцем! Кому помогли представители Красного Креста в этот раз?
-
Фоторепортаж. Как прошел Кубок по волейболу среди мужчин в Каменце
-
Кредо адвоката: человеком быть!
-
Совместные рейды МЧС и РОВД проходят в Каменецком районе