В плену ядовитого обмана, или Хоть «караул» кричи

Миновали Пасха, Радоница, Троица – и места последнего упокоения наших близких вновь утопают в ярких облаках искусственных цветов. Охапки прошлогодних, что потеряли краски под солнцем и дождем, пластиковые венки и траурные ленты со скорбными словами опять перекочевали к контейнерам для мусора, а отсюда – на полигон для твердых бытовых отходов, если их, конечно, успели вовремя вывезти.

И так из года в год после паломничества на кладбища, которых в нашем районе 36 (последнее из них – старое недействующее в Высоком – принято на баланс ЖКХ с 1 января 2020-го).

– Да, пластиковые венки, букеты, цветочные корзины заполонили кладбища, – подтверждает вышесказанное Сергей Боровков, заместитель директора по идеологической работе Каменецкого ЖКХ. – Ежегодно за счет средств районного бюджета вывозим из мест захоронений более 100 тонн отходов, которые таковыми и назвать сложно; для переработки они непригодны, ибо, помимо пластика, содержат и другие компоненты. От веночной и цветочной «продукции» спасу нет. Может, стоит нам как-то уменьшить свое стремление к яркой химической красоте на кладбищах? Неужели так сложно найти ей природную альтернативу?

Экологи уже начали взывать к общественному сознанию граждан, ссылаясь на вред, который впоследствии наносит природе сомнительная искусственная красота, что давно стала бизнесом и становится все более объемной, а кричащие яркостью краски на кладбищах – все более ядовитыми. Красители могут содержать и тяжелые металлы. По сути своей в искусственных цветах – ложь. И невольно думаешь: гораздо лучше было бы посадить здесь небольшие живые растения.

Действительно, их разнообразие сегодня так велико, что можно без труда отыскать самые непритязательные почвопокровные, невысокие многолетники, карликовые кустарники, просто газонную траву, – что кому нравится.

– Пока не можем запретить искусственные цветы на кладбищах, – говорит начальник райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Лыщик, – но, думаю, соответст­вующее решение на законодательном уровне будет принято. Где-то за пределами нашей страны в гигантских объемах выдают эту «искусственную красоту» на-гора, везут к нам, а мы бездумно покупаем. Не такая большая наша Беларусь, чтобы «хоронить» здесь еще и чужой ядовитый утиль. Мы должны быть социально ответственными и понимать, что сделать это невозможно без вреда для окружающей среды.

Неужели люди не осознают, что это мертвая память, что такое ее проявление опасно для здоровья? Хорошо, если рабочие на полигонах из «вчерашних цветов» хотя бы проволоку вытянут и сдадут на металлолом, но и это редкость. Если уничтожать этот мусор путем сжигания, можно представить, сколько токсических веществ выделяется в воздух. А если «захоронить» такие цветы, то эти же ядовитые красители попадают в почву и в грунтовые воды. Какой вариант предпочтителен? Никакой.

Нам всем надо менять эту культуру поведения и вернуть на кладбища небольшие декоративные растения, которых сегодня там совсем немного. Знаю позицию нашей православной Церкви в отношение этой проблемы и благодарен священникам, которые говорят о ней прихожанам.

Сегодняшнее предпочтение искусст­венным цветам сложно назвать способом экономии, так как они стоят недешево, – скорее, так проще: воткнул проволочные стебли пестрых букетов в землю и забыл, не надо заморачиваться. Это, наверное, и есть мертвая память. В то же время многие знают, что еще лет двадцать назад в венках использовали еловый лапник, на могилках сажали барвинок и ирисы…

 

Слово – благочинному церквей Каменецкого округа, настоятелю Симеоновской церкви в Каменце, протоиерею Сергию Бурковскому:

– Церковь призывает отказаться от искусственных цветов и венков. Главное украшение могилы – это христианский крест, знаменующий спасение и воскресение человека. Мнение, что живому – живые цветы, а мертвому – мертвые, глубоко ошибочное. Это пустое верование. Можно украсить могилу живыми многолетними цветами. На похороны надо стараться принести живые цветы вместо пластиковых венков. Усопшим нужны молитвы и доб­рые дела в их память, а не охапки искусственных бутонов. Тем самым мы исполняем наш долг заботы о сотворенном Богом мире и его природе.

 

Начнем же менять искусственную красоту на живую – в посаженных цветах; даже если они в горшках или кашпо, в них есть теплота наших рук и памяти. Разве не это главное?

Галина НОВИК

Фото из открытых источников