Наши предки ожидали прихода весны с не меньшим нетерпением, чем мы с вами. А, пожалуй, что и бóльшим, потому что зимы тогда были куда длиннее, холоднее и снежнее нынешних. Чтобы зима не задержалась сверх положенного, весну зазывали, проводя обряд «гукания». Обряду этому в наших краях точно больше тысячи лет – появился он еще в дохристианские времена. Но в некоторых селах Беларуси его помнят и проводят до сих пор.
Помнят его и в наших Новицковичах. Народный любительский коллектив «Орлица» и учащиеся местной школы в январе этого года даже показывали этот обряд съемочной группе телеканала «Беларусь 3», которая готовила новый выпуск передачи «Наперад ў мінулае» о фольклорном наследии нашей страны. Несколько «зимних» фотографий сделаны нашим фотографом именно в этот день. Хотя, понятное дело, в старые времена никто в январе весну не зазывал. Как и все старые праздники, этот тоже не имеет конкретной даты, а тесно связан с состоянием природы. Где-то его проводили после Масленицы, где-то – вскоре после Сретения. Смотрели на погоду. «Обязательно нужно было, чтобы из-под снега уже показалась трава, – рас сказывает создатель и руководитель коллектива «Орлица» Ольга Владимировна Шевчук, которая долгие годы по крохам собирала информацию о местных обрядах и народных традициях, расспрашивая старожилов. – Тогда на пригорок, где уже сошел снег, выходили женщины и дети. Водили хороводы, играли в «Ручеек», пели весенние песни. Так зазывали весну».
В близком к нам Остромечево обряд Гукания весны называют почему-то Бурударка. «Наблюдали за птицами, за солнышком, – вспоминает Татьяна Александровна Лукьянюк, в прошлом директор Брестского районного Дома ремесел, участник международных проектов по традиционной культуре и республиканских научно-практических конференций. – Как только появятся первые признаки весны, собирались позвать тепло, пробудить землю. Почему этот обряд проводили большим количеством людей? Чтобы усилить просьбу, потому что сила энергетики коллектива много выше, чем у одного человека. Люди выходили на улицу, на какое-нибудь высокое место, и радовались Солнцу. Вы знаете, что слово «радоваться» берет происхождение от египетского бога солнца Ра?.. Наши предки пели песни, призывающие весну, вешали ленточки и льняные ниточки на плодовые деревья. Они колебались на ветру, и дерево как будто оживало. Еще пекли из теста птичек. Этих птичек «гойдали»: подбрасывали к небу на красивых покрывалах или рушниках, зазывая тем самым перелетных птиц, а потом щедро раздавали детям».
Обычай украшать деревья разноцветными ленточками и бумажными птицами сохранился и в небольшой деревне Вязынка Молодечненского района, где который год устраивают праздник Гукания весны. На старинный праздник пробуждения природы в Вязынку съезжается множество людей со всего района. «В этот день над обычно тихой деревней плывут весенние обрядовые песни, запахи выпечки и травяных чаев, на деревянном танцполе молодежь танцует белорусские танцы, продавцы продают аутентичные сережки и браслеты, сладкий мед от пчел, травяные сборы и многое другое», – писали об этом празднике несколько лет назад корреспонденты БЕЛТА. Что очень созвучно тому, как больше века назад описывал обряд Гукания в Гомельском повете Могилевской губернии фольклорист Павел Шейн: «Группы девчат собираются на самом высоком месте в деревне, возле гумнов, стелют там солому и, сев на нее в ряды, поют до поздней ночи весенние песни. Эти песни разносятся по всем «сборным пунктам» в окрестностях. Часто поют по очереди: в одном месте начинают и останавливаются, в другом подхватывают и продолжают».
Интересно, что обычай выпекать из теста птиц во многих деревнях связывают совсем с другим народным праздником – Сороками. В православном церковном календаре это день памяти сорока мучеников Севастийских. В народе же его называют еще «Сорок сороков» и «День жаворонка». Я помню этих румяных «жаворонков» со времен своего деревенского детства. Ими в селе щедро одаривали малышню. Мы не подкидывали их вверх, зазывая настоящих перелетных птиц, а, налюбовавшись вволю, съедали до последней крошки. И старожилы из числа местных жителей говорят, что было это именно на «Сорок сороков». Но суть не в этом. «Жаворонки», в один ли праздник или в другой, пекли, чтобы зазвать весну.
И она приходила. И приносила с собой солнце, радость и много труда, потому что знаменовала начало нового сельскохозяйственного года, требовавшего больших забот о будущем урожае. Чтобы вырастить и сохранить этот урожай, тоже требовалось проводить особые, «земледельческие» обряды. Но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.
Елена ТРИБУЛЕВА
Фото Евгения ОРОБЕЙКО и из открытых источников
Хотите читать актуальные новости Каменца и Каменецкого района первыми?Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/navinykam
Это может быть интересно:
-
Афиша мероприятий в Каменецком районе 12-16 октября (+кинотеатр)
-
Народному мастеру Анатолию Туркову исполнилось 75 лет
-
У Камянецкім РДК адбыўся святочны канцэрт, прысвечаны Дню народнага адзінства
-
«Катрынка» и «Белавежская цявiнка» приняли участие в праздничных мероприятиях в Барановичах
-
Юная художница из Каменца — в тройке лидеров престижного конкурса