Когда видим на дороге большегрузные фуры, наматывающие на колёса тысячи километров, с доброй завистью – особенно подростки – представляем, сколько городов и стран открывают для себя их мужественные водители, как интересна их жизнь, да еще и деньги за это платят…Случайно временно доступным оказался каменчанин Алексей, который уже много лет занят на международных перевозках, по разным причинам сменил не одного работодателя и знаком со всеми нюансами дальних поездок. Его и попросила ответить на вопросы-экспромты.
– Бывают ли у дальнобойщиков любимые маршруты?
– Есть такое. Но едем туда, куда надо везти груз. Здесь не выбираешь.
– На какой машине сейчас заняты?
– МАN-рефрижиратор. И это намного легче, чем работа на машине с тентом, особенно старого выпуска, когда огромное полотнище сам вручную натягиваешь на каркас и снимаешь. А сейчас мне надо внимательно следить за датчиками температуры, в зависимости от продукции, которую везу: если «сантовская», то минус 24, если яблоки – плюс 2-4, мандарины – плюс 6…
– Как сказываются экономические санкции против России на дальнобойщиках?
– Очень сильно их почувствовали осенью, когда подолгу приходилось ждать загрузку, иногда несколько дней, все на нервах, ожидание и неопределенность хуже всего. Сейчас чуть проще стало, загружаемся быстрее, но очень утомительным бывает ожидание на таможне, особенно на белорусской стороне. Случаются и конфликтные ситуации.
– А работодатель тоже на белорусской стороне?
– Да. Это небольшая брестская фирма. У хозяина две машины – на одной работает он сам. Меня устраивает его ответственное отношение к делу: со мной в дороге есть всё необходимое, в первую очередь для несложного ремонта, груз застрахован через Белтаможсервис с учетом его залоговой стоимости, вовремя оплачиваются места отдыха в дороге. Даже по телефону поинтересуются: как самочувствие, обедал ли? Хоть и не сентиментальный, но далеко от дома это особенно дорого.
– А если крупная поломка случится в пути?
– Связываемся с ближайшим автосервисом. Всё оплачивается хозяином, согласно чеку. Правда, если там же зайду в кафе поужинать, то это уже за мой счет. Поэтому и берем в дорогу домашнюю еду, чистую воду.
– В машине водитель обычно один или двое?
– По двое мало кто ездит, ведь это и на заработке сказывается. Разве что «Санта» отправляет в дорогу двоих, чтобы можно было ехать без остановок до 20-и часов, сменяя друг друга через четыре часа. Один едет, другой спит. Хотя назвать это сном можно с натяжкой.
– Но вдвоём, наверное, безопаснее.
– Если груз особо ценный, то его хозяин заказывает сопровождение, в котором – серьезные парни с оружием.
– Такое понятие, как водительская солидарность, не исчезает?
– К счастью, нет. Но люди разные встречаются. Бывает, в далёкой дороге на помощь быстрее придет водитель-молдаванин, чем свой, брестский. Увы.
– Исходя из опыта и сравнений: где самые безопасные дороги?
– В смысле ухода за дорогой зимой – белорусские не уступают зарубежным, ухожена российская М1, по которой часто еду, – вот только их зимняя посыпка трудно смывается с машины. У нас же от Орши до Бреста проедешь, и она почти чистая. А в целом, безопаснее, чем в Беларуси, нигде себя не ощущаю: можно свернуть с дороги в лес и спокойно переночевать, ничего не опасаясь.
– А все же, в каких странах довелось побывать?
– Лет десять назад ездил в Германию, был в Финляндии. Россию, начиная от Питера, исколесил, и до Урала, и за Уралом, – без карты и не вспомнишь, ведь работал ещё и во Владимире. В России меня впечатляет и согревает обилие церквей в городах, городках, деревнях, у дороги есть храмы. Удивительным образом сохранились в годы повального атеизма. Не все еще обновлены, но туда идут люди. Встречается немало и мечетей.
– А что по поводу романтики дорог…
– Романтики как раз и мало, разве что в красоте пейзажей. А так ведь водитель в одном лице и бухгалтер, и экономист, и охранник, и экспедитор. Плюс дорожный быт. Если кто-то считает, что дальнобойщики получают зарплату за турпоездки «по Европам», то очень ошибается. Это тяжелый труд, с профессиональными издержками и болезнями. А то, что зимы теперь легкие, нам на руку.
– Вопрос о зарплате не из деликатных…
– На батон с маслом зарабатываем. Но трудимся на совесть, здесь не схалтуришь. Дома – как гость. Новогодние каникулы длились ровно неделю, 7 января я уже выехал на погрузку. Доволен, что маршрут теперь такой, что могу раз в неделю по дороге на полсуток заехать домой, побыть в семье. К такому ритму жизни уже и привык.
– Что из европейских приобретений хотели бы видеть в Беларуси?
– Могу сказать в отношении Польши: культура обслуживания в магазинах намного выше, хоть, казалось бы, перемены и у нас значительные. Там продавец никогда не цапнет продукты рукой без перчатки. А если увидит, что намерился купить товар, то предложит еще двадцать вариантов на выбор.
– Часто ли встречаете в дороге путешествующих стоп-способом?
– За границей – редко, в России – чаще, этот туризм популярен среди молодежи. Нам не запрещено брать таких путешественников в машину, специальных инструкций на этот случай не имеем.
– Спасибо. Счастливой дороги.
Галина НОВИК.
Это может быть интересно:
-
На Каменетчине прошла благотворительная кампания «Соберем детей в школу»
-
График плановых отключений электроэнергии в Каменецком районе
-
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ Г.КАМЕНЦА
-
Брестчина полностью готова к осенне-зимнему отопительному сезону
-
«Народная зарядка» ко Дню народного единства прошла в Каменце