Когда Нинель Белоусова переехала из города в Пяски (Огородникский сельсовет), за ней почти сразу закрепилось негласное – «москвичка». И причина тому была веской: последние пять лет работала в Москве на троллейбусе – поставила цель побыстрее
заработать на дом в деревне и… лошадь. По сути, из Москвы и приехала в деревню. На «москвичку» отзывалась просто: «Придумали. Да я выросла рядом, в Высоком».
Она – брестчанка, но школьные годы прошли в Высоковской школе-интернате (у матери было пятеро детей, боялась, что сама не справится, и призвала в помощь государство). Затем – профессия водителя троллейбуса, что четверть века не отпускала ее из Бреста. Но все годы, сколько помнит себя, жила в ней – горожанке – мечта: иметь свою лошадь.
«Любовь к лошадям родилась вместе со мной»
Воспоминания детства сохранили первое знакомство с этим грациозным животным: жили на углу Комсомольской и Гоголя, и каждый день мимо окон на лошадях возили доски, и она, малышка, по цокоту копыт узнавала, какая именно лошадка под окном. А в школьные годы в Высоком наслаждалась знакомством с ними: кони паслись недалеко от интерната – на лугу. Подходила близко, любовалась, гладила, а однажды подвела незнакомую лошадь к забору, с него же забралась ей на спину… И окончательно заболела лошадьми.
Грезы о своей лошадке никогда не покидали ее. Потому еще до выхода на пенсию присмотрела домик в Пясках. А чтобы быстрее заработать на долгожданные покупки, уехала в Москву. У общительной Нинель (имя ей выбирал старший брат) появилось там много друзей, директор троллейбусного парка дорожил толковой работницей. Но как-то в одночасье в столице России были закрыты троллейбусные линии в пользу более современного транспорта.
Ближе к цели
Викторовна уехала в деревню за своей мечтой. Недолго была без работы: два года трудилась еще на телятнике. А затем занялась собственным хозяйством. Переехала к ней и мать из Бреста – хотелось сельской тишины.
Но и здесь, в Пясках, Викторовну ждал еще один необычный жизненный сюжет. Приехали правнуки хозяина, дом которого она купила. Объяснили, что очень хотят выполнить завещание предков: остаться владельцами дома, привести его в порядок, чтобы он долго-долго собирал род вместе…
Отнеслась к этому с пониманием, попросила, чтобы нашли ей подобный дом поблизости, куда можно будет перебраться. И через полгода они нашли – в Комарниках. Туда она и переселилась, очень уж по вкусу пришелся близкий луг – для коня. А 70 соток усадьбы пригодились для озимых зерновых и огорода. Овес докупает, как и сено, хотя летом и сама заготавливает его на неудобицах.
Деревенский фитнес
Ее нынешние односельчане немало удивляются, как она, горожанка, так быстро обжилась в деревне: в сарае и козы, и гуси да куры, вьетнамские свинки. А секрет-то простой – трудится с любовью к тому, что делает. И еще – слишком долго среди городской суеты жила предчувствием тихой радости там, где нет асфальта, и люди не наступают друг другу на пятки.
Главным ее приобретением стал конь. Искала в интернете лошадку, но однажды увидела его – молодого красавца необычной масти. Это была любовь с первого взгляда. Долго не раздумывала, наняла коневозку и отправилась в Радваничи…
Сегодня ее возмужавшим Громом любуется вся деревня. Но статный жеребец не для плуга – примет его за оскорбление. Хотя с бороной осенью по огороду походил, и в легкий возок хозяйка его запрягает. Делает это виртуозно – научил сосед Михаил Панасюк, такой же любитель лошадей; он же с зятем и повозку ей смастерил. На ней удобно вместе с соседкой в магазин за покупками съездить в те же Огородники, и не только.
Все, за что ни возьмется Викторовна, получается у нее как-то легко и просто. Так же легко и с людьми сходится. Потому так быстро стала в Комарниках своей.
С интересом общается с друзьями-россиянами, с которыми познакомилась во время работы в Москве. Ждала их в гости, будучи уверенной, что в деревне им понравится, но в планы вмешался вирус. Ранее бывший ее начальник, директор того самого троллейбусного парка, по дороге из Европы с семьей заезжал к ней – москвичи очень хотели побывать в Брестской крепости, и Викторовна стала для них лучшим гидом.
Рай на спине у коня
Часто гостят у нее дочка (она тоже водит троллейбус в Бресте) и сын с семьей. Роман занимался в конно-спортивной школе, тоже очень любит лошадей. С радостью едут в Комарники дети Романа, а пятилетнюю внучку от Грома не оттянуть. «Будет лошадницей, как и я», – говорит бабушка.
– В прошлой жизни, если в это верить, я, наверное, была лошадью. Причем ломовой. Даже в своих снах плуг часто вижу. Умею имитировать ржание лошадей, и они отзываются на него. Научилась этому еще во время учебы в Высоком. А еще навсегда поняла: спокойные руки – спокойный конь. В лошадях есть что-то человеческое. Иногда думаешь, что самые лучшие люди – это кони. Их все реже можно увидеть в деревне, а вместе с конем исчезает из жизни частица красоты.
* * *
В эти морозные дни на ее усадьбе находят спасение подкидыши и найденыши из братьев меньших – обогреет, покормит, каждому найдет доброе слово. Собака, которую выходила, тоже умеет сострадать: выкормила своим молоком котенка. Лебедь, подобранный под проводами линии электропередач, смог опять подняться в небо…
Очень любит Викторовна в свободное время выбраться на прогулку верхом на коне. Всю амуницию для этого купила. И – рай на спине у коня, а усталости как не бывало.
Галина НОВИК.