Общественный транспорт – одно из тех проблемных мест, где вероятность подхватить коронавирус наиболее высока. Отсюда и повышенное внимание к его работе. Насколько эффективны меры, предпринимаемые для безопасности пассажиров и водителя?
Все ли пассажиры соблюдают масочный режим? Ответы на эти вопросы мы искали во время совместного рейда сотрудников «НК», районного центра гигиены и эпидемиологии и автопарка №9.
Итак, автостанция в Каменце, четверг, конец рабочего дня. В это время автобусы отсюда отходят с периодичностью 5-10 минут. Вот и первый: на платформу заруливает автобус «Беловежская пуща – Брест». В салоне – всего один человек, садятся еще двое. Все в медицинских масках. Водитель Александр Борута – тоже. «Сейчас уже проще. Привыкли люди, – говорит он. – А первое время такие инциденты были!»
С детьми сложнее всего
Обязательный масочный режим на объектах и в организациях Брестчины введен с 18 ноября. У этой вынужденной меры ожидаемо оказались как безоговорочные сторонники, так и не менее безоговорочные противники, и общественный транспорт стал той территорией, где «качать права» пытаются чаще всего. Потому как в магазин человека без маски можно не пустить, но как ты его не пустишь в автобус или маршрутку, если у него билет куплен? Один такой принципиально упертый гражданин («вот не надену маску, и попробуйте меня не взять, у меня билет есть!») оказался на «частном» маршруте «санаторий Белая Вежа-Каменец-Брест», и сколько этот инцидент стоил нервов водителю, можно только представить…
«А дети – так это вообще беда! – подключается к разговору еще один водитель, Сергей Банин. Сегодня он работал на маршруте Каменец-Дворцы, вез школьников. Маски у всех есть, но опущены вниз и висят как бороды у Дедов Морозов. Бравируют друг перед другом, хорохорятся. Пока каждому конкретно не скажешь: надень маску! – не наденет…. Но хорошо хоть с масками все. А то поначалу некоторые мамы пытались возмущаться: мол, какое вы имеете право ребенка заставлять маску надевать? Мамочки милые, так ребенку-то не три года, и для его же здоровья все это делается!
Уборка в разгаре
…Между автобусами образовалось маленькое окошечко, и мы наведываемся на площадку отстоя автобусов за зданием автостанции. После каждого рейса их здесь тщательно убирают, потому как пассажиры порой, увы, оставляют после себя горы мусора. С началом эпидемии к обязательной уборке добавилась дополнительная дезинфекция. Этот момент мы как раз и наблюдаем: женщина в перчатках и защитной маске тщательно протирает все поручни и моет полы.
«В автобусах еще ничего, а вот что творят пассажиры у нас в туалете! – вздыхает работница автостанции Ольга Якимук. – Все же для их безопасности делаем: дезсредства закупили, чтобы руки обработать, дозаторы на стенки повесили, крючки закрепили, сумку повесить … Но пройдет день-другой – дезодораторы выломаны, крючки сорваны, моющие средства украли, туалетная бумага брошена в унитаз. А в Высоком ершик из туалета унесли! Люди, у вас вообще совесть есть??!»
Маска «чисто для приличия»?
Люди, конечно, разные. Вот на платформу заезжает автобус на Брест отправлением в 17.20. Среди немногих пассажиров в глаза бросается мужчина в маске – как-то много телодвижений делает. Узнав, что мы проводим рейд, тут же бросается на нас в атаку. Немедленно сообщает, что маску он надел «чисто для приличия», но «ни фига она не помогает, потому что я служил в химвойсках, я знаю». Начинает требовать представителя сил гражданской обороны, чтобы объяснить ему: вот здесь надо установить обеззараживающие подушки, здесь постелись дезковрики и т.д. «Вот что ты с таким крикуном будешь делать?», – разводит руками подошедший водитель. Тем не менее шумный пассажир не только не снимает маску, но и отправляет за ней своего знакомого, который собрался ехать на этом же автобусе. «Бегом, – командует он. – Не пустят без маски». И его знакомый резво убегает к ближайшему киоску. Благо, купить защитные маски вблизи автостанции вообще не проблема.
А вот пример другого плана. Заходим в маршрутное такси «Беловежская пуща – Брест». В салоне пока только трое пассажиров, все в масках. У одной из женщин – явно ручной работы, «с изюминкой». «Всей семье нашила», – охотно рассказывает она. – У меня девочки в Бресте в лицее учатся, им сказали на занятия только в масках приходить. И вот я в воскресенье села за шитье. Ух, сколько сшила! Считайте: на день каждой надо семь, чтобы, как положено, менять маску каждые два часа. А лучше иметь комплекты на два дня: один в стирку, второй носишь. Красивые получились, правда? А могут быть еще красивее, я даже со стразами маски видела».
Людей в транспорте стало меньше
Автобусы один за другим отходят от посадочной платформы. Время «пиковое», конец рабочего дня, но пассажиров в них очень мало. Представители автопарка признаются: пассажиропоток упал до безобразия. Кто-то из потенциальных пассажиров болеет, кто-то работает дистанционно, кто-то, от греха подальше, пересел на личное авто. Весной автопарк вынужден был даже сократить количество регулярных рейсов. Летом часть их вернули. Те, что остались, почти сплошь убыточны. Вот автобус на Жабинку: в нем тоже всего два пассажира. Может, кто-то подсядет еще по дороге. Но выручки на этом маршруте эти несколько человек точно не сделают….
Каков итог нашего рейда? А вот представьте: встретили-проводили около десятка автобусов и маршруток, и ни одного нарушения масочного режима не зафиксировали. И это здорово. Потому что маски там, где людей много, носить, конечно, нужно, даже если вы сами не очень верите в их эффективность. А береженого, как известно, и Бог бережет…
Елена ТРИБУЛЕВА.
Это может быть интересно:
-
«Родительский контроль»: на дорогах Беларуси почти все лето проходит акция ГАИ
-
50 ЛЕТ НА ОДНОМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ ТРУДИТСЯ СТЕПАН ВОЩАНКО ИЗ “АГРОТУРНЫ” КАМЕНЕЦКОГО РАЙОНА
-
Инструктор-валеолог Каменецкой ЦРБ рассказала о пользе клюквы
-
В трех белорусских банках произошел сбой: на некоторых картах был замечен отрицательный баланс
-
ПОМОЖЕМ ВИОЛЕТТЕ БИРЮК ПОБЕДИТЬ РАК