Анатолий Данилюк о своей службе в Афганистане с 4 февраля 1985-го по 26 января 1987-го много рассказывать не любит: это сложно, как и всем, кто был там. Говорит: «Я выполнял интернациональный долг». Имеет медаль «За отвагу».
Родом мой собеседник из Бреста, в 1983-м окончил местное ПТУ-65, получив специальность «слесарь-сантехник» 4 разряда. Затем учился в ДОСААФ от военкомата на категорию «С». Еще подростком горел желанием непременно примерить военную форму, службу в армии считал честью. И когда пришла повестка из военкомата, был этому рад.
В Марьину Горку, куда доставили новобранцев, прибыл и офицер, которого называли «покупателем», ведущим отбор солдат.
– Капитан пришел с пачкой дел, построил всех, – вспоминает Анатолий Григорьевич, – назвал несколько фамилий, обладателям которых нужно было выйти из строя. Среди них был и я. И, получив на вопрос «Поедете на юг?» положительный ответ, забрал нас с собой.
Парни с вещами погрузились в поезд, на котором до пункта назначения ехали неделю. И вышли уже в Термезе, городе в Узбекистане, который разделяет с Афганистаном река Амударья.
– Погода там была не такой, к которой мы привыкли. Это первое, что удивило, – вспоминает Анатолий Данилюк. – Днем жара, а ночью, как только опускалось солнце, становилось довольно прохладно. И постоянно рядышком ползали змеи, пауки, вызывавшие отвращение.
В этом городе солдат продержали 3 месяца, учили стрелять, водить БТР, уходить от атаки… А затем был Мазари-Шариф, четвертый по величине город в Афганистане. Здесь новобранцы разошлись кто куда: одни – в пехоту, другие – в танкисты…
– Тогда казалось, что мы находились в обычном городе, среди мирного населения, но это только до первого задания.
Даже ходить в магазин из расположения в одиночку строго запрещалось, можно было не вернуться. Отовсюду ожидали моджахедов, в городе передвигались только группами. Вчерашние мальчишки моментально повзрослели.
Ходили парни и на задания в колоннах, взяв с собой запас еды. Мой собеседник был водителем БТРа. Впереди всегда шли саперы (разведка, искавшая мины), затем – остальные. Если техника ломалась в пути, проблему старались устранить на месте. Колонна шла дальше, а люди, занимавшиеся ремонтом, оставались с наблюдателями: самим никак нельзя, только потеряй бдительность – смерть. А когда случалась серьезная поломка, брали технику на буксир, чтобы не оставлять противнику.
Несколько раз Анатолию Данилюку несказанно везло во время атаки – снаряд, летевший в его БТР, просто не срабатывал. Был и еще один случай, когда мой собеседник наехал на мину, а она не взорвалась.
При нападении противник всегда старался взорвать именно центр колонны, где находились бензовозы. Они воспламенялись и сгорали моментально. А без топлива далеко ли уедешь?
Часто в пути на задание бойцы видели большие плантации арбузов, дынь, винограда… Но и здесь оставались начеку: срывая аппетитный плод, можно было попасть на мину. На какие только хитрости не шли враги, чтобы устранить, как они говорили, «неверных»! На дорогах мог стоять двухкассетный магнитофон или чайник, прикосновение к которым означало смерть.
А сложнее всего в пути было ночью.
– Наступала темнота – держи ухо востро! Если дежурные засыпали, могли вырезать всех, – рассказал мой собеседник.
Так и прошли два года службы, которым, казалось, не будет конца. И вот пришел долгожданный приказ об увольнении. Анатолий Данилюк вернулся домой, где его ждали счастливые родители и любимая девушка Тамара. Но еще долгое время он не мог спокойно уснуть, не убедившись в безопасности…
***
15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Это была и знаменательная, и скорбная дата, ведь столько сыновей не вернулось домой. Ежегодно 15 февраля Анатолий Григорьевич, который живет и работает в Дворцах, встречается с «афганцами» в Бресте – вместе вспоминают тех, кого давно нет с ними…
Екатерина СКРОЦКАЯ
Фото автора и из архива героя материала
Хотите читать актуальные новости Каменца и Каменецкого района первыми?Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/navinykam