Характер стойкий, нордический

Автор Комментариев нет Поделиться 91 просмотров

«Характер стойкий, нордический», – так и хочется сказать о Петре Нущике, который уже 57-й год работает водителем в одном из хозяйств района.
Пыталась выведать не только секрет профессионального успеха, но и его удивительного спокойствия. В то время, как судьбу и «службу» Петра Николаевича легкими не назовешь.

…Родился он 20 декабря 1942 года в Бушмичах. Свое детство мой собеседник вспоминает как голодное… Отец мальчика, Николай Филиппович, по меркам тогдашних властей, был кулаком. И, чтобы избежать ссылки на Соловки, глава семейства по совету знакомого председателя сельсовета сам отдал «лишних» лошадей государству и подался в Зводы строить кирпичный завод. Мама, Ольга Семеновна, трудилась в колхозе: стирала халаты для телятниц.

Петр в связи с трудным положением в семье трудоустроился в полеводство. В 1961-м пошел учиться на водителя в ДОСААФ, а после – три года службы в армии в Гродно. Демобилизовался в 1964-м и по приезду в Высоковский (ныне Каменецкий – прим. авт.) военкомат получил предложение от председателя колхоза «Заря» Ивана Михайльца работать водителем. Первым автомобилем (после армей­ского ЗИЛа) был ГАЗ-51. Эта машина принесла заслуженные награды: орден Трудового Красного Знамени и орден Дружбы народов.
На мой вопрос «Как все начиналось в новом колхозе?» услышала ответ, поразивший до глубины души.

– Не было ничего, никаких зданий, даже гаража, – только колхозный двор. Машины стояли на улице, лишь кузница – в стороне от жилых домов, там подковывали лошадей, делали деревянные колеса. Но тех, кто в ней работал, уже и нет давно. С 1964 по 1966 г. получал 4 копейки за трудодень. Это очень мало. Зарплата поднималась медленно, спустя какое-то время стал получать 7 копеек, потом – еще немного увеличили. После Ивана Моисеевича пришел новый председатель – Михаил Парфенюк, ситуация изменилась в лучшую сторону: он поднял колхоз крепко. Затем Парфенюка сменил Михаил Заяц – сейчас он работает в Высоковском колледже, – который еще больше укрепил хозяйство. Зарплата поднялась еще при Парфенюке, и машин, помню, прибавилось: 64 трактора и 34 автомобиля.

«Зарю» присоединили к «АгроНиве», – так и работаю в отделении «Омеленец».
– На заслуженный отдых пойти не желаете, в этом году вам, как-никак, 75-летний юбилей справлять?
– Не с кем сидеть дома. Жены вот уже 10 лет как нет… А друзья – все такие же, как я, – в гости друг к другу уже давно не ходим.
– Ну да, в коллективе интереснее, – соглашаюсь я.
– Работа – это жизнь, – подтверждает мой собеседник.

Любимого папу, дедушку и прадедушку наведывают дети, внуки и правнуки. Как известно, старый человек, проживший много лет на одном месте, с неохотой соглашается на смену места жительства. Так и мой герой – в 1971 году достроил собственный дом, обустроился и уже не представляет себя в других обстоятельствах…
Если говорить о режиме дня, то он – по распорядку. Подъем – в пять утра, затем водные процедуры (еще год тому брал живительную влагу из колодца, а совсем недавно провел холодную воду в дом). За умыванием следует зарядка: поход в сарай за дровами и брикетом. И, конечно, не забывает позавтракать и покормить десяток несушек. Меню Петра Николаевича – незамысловатое: картошка, капуста, домашний холодец из свиной головы. Но при таком насыщенном графике мужчина может себе позволить сытные домашние блюда.

 

На работе движения хватает … Подписать путевку или другие документы оформить, починить машину – ни о каких «профессиональных болячках», вызванных неправильным питанием, гиподинамией, и речи нет. Тем более, что Петр Николаевич никогда не курил.

– А как к алкоголю относитесь? Говорят, что водители, особенно дальнобойщики, испытывают проблемы со сном… Поэтому некоторые и злоупотребляют в выходные, чтобы расслабиться.
– Как? Плохо отношусь. Иногда, в гостях, за компанию могу немного пригубить, а сам – никогда! И ни разу в жизни не напивался.
– Может, это потому, что у вас не было длительных рейсов?
– Как же! Исколесил всю Украину и Россию – поездил, света повидал! Просто стресса никогда сильного не испытывал. Еще при Парфенюке часто ездил в Батайск за элитными сортами семян для размножения. Ездил в Москву, на автобазу Госкино, к нашим подшефам: у нас в отделении было пять московских машин. А мы возили им картошку… В последний раз был в Москве 24 ноября 2005 го­да, загрузился запчастями – и все.
– И даже в приключения не попадали? Истории какие-нибудь…
– Вспоминаю четыре случая, когда я чуть не распрощался с жизнью.

Однажды подобрал попутчика: зэка, удравшего из Ор­ши. Ехал он в Свислочь. Но до «места назначения» я его не довез 9 километров… Однако подарок получил: финку. «Нож – очень опасен», – предупреждал меня беглец. И действительно, на рукоятке имелась кнопка, после нажатия выскакивало четыре лезвия, а пятое оставалось внутри.
Второй раз – на автозаводе меня едва не прибило булыжником.

Третий эпизод произошел в Кишиневе – румынские цыгане, переплыв Днестр, напали на людей, которые охраняли огороды: обстреляли, едва не зацепив мою машину.
Последний случай был самым драматичным. Из Москвы вез ЗИЛ, и какой-то человек перегонял легковую машину из Казахстана. За ним было организовано преследование. Я, не доезжая до Борисова, остановился на стоянке, а преследователь в это время запустил в меня ножом, но попал не в лобовое стекло, а в стойку. Казалось бы, за что? Но на трассе мой ЗИЛ ехал как раз между «жертвой» (перегонявшей легковушку) и преступником (желавшим завладеть ею), создавая барьер, мешавший совершению преступления. Получилось, что я спас водителя, но сам чуть не погиб.

…Один раз «поломался» в пути. Вез из Ганцевичей переселенцев и, не доезжая до Березы, примерно в семь вечера остановился. Это было 3 июля – День независимости, и через город нельзя было проехать, поэтому пришлось ждать машину из Омеленца, которая забрала нас лишь в 2 часа ночи.
– Насколько мне известно, починкой автомашин то¬же занимаетесь. Но ведь в разные годы вы работали на разных машинах. Получали дополнительное образование?
– Самоучка. Детали, правда, не изготавливаю, заказываю. Но за годы труда разобрался не в одной машине. К слову, ездил на ГАЗ-51, молоковозе (тоже 51-м), ЗИЛе-130, а сейчас на КамАЗе с «будкой».
– Ваши коллеги друг другу на дорожку, как правило, говорят «Ни гвоздя, ни жезла!», а что сказали бы вы коллегам?
– Всем водителям желаю, чтобы проработали столько же лет, как я, и были здоровы!

Секрет более чем полувекового стажа работы, на мой взгляд, кроется в умении Петра Николаевича выдерживать физическую и психологическую нагрузку. А в этом немалую роль играют и правильный распорядок дня, и отсутствие вредных привычек, и ответственное отношение к работе.

Анна СОВПЕЛЬ.
Фото Николая ШУМА и из архива Петра НУЩИКА.

Предыдущая статья

Ждать ли зарплаты в 500 долларов?

Следующая статья

С 1 января – в новом статусе

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *