Ученик Беловежской СШ обучался в Национальном детском технопарке

С января этого года в Минске начал работать Национальный детский технопарк. Его задача – выявить среди старшеклассников одаренных детей, демонстрирующих успехи в точных, цифровых и естественных науках, поддержать их, развить в них интерес к научно-исследовательской деятельности и… взять их на заметку. Пройти через жесткое сито отбора в технопарк и попасть в число 30 ребят, с которыми занимались лучшие преподаватели ведущих вузов страны, удалось Андрею Филону, одиннадцатикласснику Беловежской СШ. Как это было? Рассказываем.

«Лучший ученик класса. В 2017 году был приглашен на Президентскую елку в Минск», – с гордостью говорит об Андрее замес­титель директора школы по воспитательной работе Елена Степановна Тимощук. Собственно, именно она переслала маме Анд­рея информацию, что Национальный детский технопарк объявляет набор на новую образовательную смену, и она помогала школьнику во время вступительных испытаний. «Ну как помогала? Морально только. Чтобы боевой дух не растерял», – улыбается она. Андрей же загорелся идеей сразу. Он хорошо успевает по всем школьным предметам, но предпочтение отдает точным наукам: химии, физике и математике. Поступать собирается в БГУИР на информационно-компь­ютерные технологии. Пройти «стажировку» в детском технопарке, да еще и по своему направлению, было бы огромной удачей. В тот же вечер Андрей засел за компьютер в поисках информации о поступлении… И едва не отступил, узнав: чтобы пройти отбор, нужно иметь победы в предметных олимпиадах как минимум на уровне области.
К счастью, Елена Степановна быстро навела справки и выяснила, что есть и второй путь в технопарк: через исследовательскую работу. Если она «зацепит» экспертную комиссию, та выдаст своего рода пропуск во второй этап отбора. Андрей включился в работу со всем пылом, выбрав темой исследования использование матриц в экономико-математических вычислениях. И его заявку, хоть и со второй попытки, но приняли. Во второй этап отбора из Брестской области прошли 15 человек. Они и были приглашены в Брест на собеседование и написание тестовой работы. Тесты включали в себя преимущественно задания на логику и абстрактное мышление, плюс, с учетом выбранного нап­равления, было несколько задач по физике и математике. За 40 минут нужно было выполнить 40 заданий. Достаточно сложных, признается Андрей. Результат испытаний стал известен спустя полторы недели. На направление «информационно-компьютерные технологии» с нашей области прошли всего три человека: мальчик из Пинска, девочка из Лунинца и Андрей Филон из Беловежского.

Как растят таланты

Образовательная программа в технопарке строится по трем нап­равлениям: «зеленая химия», «информационно-компьютерные технологии» и «робототехника». На каждое отбирают по 10 человек со всех регионов Беларуси. Продолжительность смены – 24 дня. Четвертая смена, в которую попал Андрей, длилась с 3 по 26 мая. Живут дети, которые учатся в технопарке, в общежитии БНТУ, где для них выделен целый этаж. После завтрака их тремя микроавтобусами развозят по лабораториям. Ребята, которые выбрали направление «Информационные и компьютерные технологии», первую половину смены занимались в БГУИРе в 8 корпусе, вторую – в лаборатории Белорусского радиотехнического колледжа. Занятия длились с 9 до 13. Первые час-два им давали курс теории: читали лекции, рассказывали и показывали, как работать с программами и 3D-модели­ро­ванием. Потом шли практичес­кие занятия.


В первый же день ребят пре­дупредили: в конце смены экспертная комиссия будет принимать и оценивать их проекты как показатель того, чему они научились в технопарке. То есть нужно было не только предложить идею, но и воплотить ее в жизнь в виде 3D-модели. И дети замахнулись на такие проекты, что у человека, далекого от IT-техно­логий, просто дух захватывает. Одна из групп (масштабные проекты реализовывали несколько человек) делала 3D-модель военного самолета. Другая, из девочек, по старым фотографиям из руин делала реконструкцию старого замка. Один из мальчиков создал часовой механизм, разоб­рав часы на детали, и каждую напечатал на 3D-принтере…

А Андрей Филон взялся за воплощение проекта, идею которого подсказали наши реалии, – ситуация с коронавирусом. «Лю­ди ездят в общественном транспорте, касаются перил и поручней, и через них заражаются, – поясняет свою идею школьник. – Я решил сделать такое устройство, которое позволяло бы человеку избегать прямого контакта с поручнями и перилами. Заходишь в автобус, достаешь это устройство из рюкзака или сумочки, подводишь к поручню, оно само защелкивается, и ты спокойно едешь». Преподаватель в лаборатории идею одобрил. Проект Андрей выполнил: устройст­во придумал, сделал его 3D-мо­дель (правда, получилось это лишь с четвертого раза, а каждое печатание занимает 18 часов) и презентовал его комиссии. Работу приняли и предложили запатентовать. «Нам сказали: все проекты, которые мы выполняем, можно монетизировать, – рассказывает Андрей. – Например, мальчик из Пинска создавал 3D-модель скелета человека. Времени было мало, и он успел сделать только позвоночник, грудину и ребра. Но если он доработает проект, его можно запатентовать и предложить министерству образования как наглядное пособие».
Для тех, кто не успел закончить свой проект в технопарке, можно подать заявку на онлайн-обучение, которое длится 3 месяца, и с помощью преподавателя доработать начатое.

Ни минуты для скуки

Распорядок дня в детском технопарке очень плотный. «Свободного времени не было вообще. Мы вставали рано утром, ложились в 11 вечера, и за весь день я мог позволить себе максимум 15 минут, чтобы позвонить кому-то», – рассказывает Андрей. С утра работа в лаборатории. После обеда – занятия в лицее по общеобразовательной программе. Где-то в 17.30 дети приезжали из лицея, и их опять брали в оборот. К примеру, приходила арт-директор и сообщала: сегодня вечером у вас концерт, нужно подготовить выс­тупление и сделать плакат, начало в 20.00. И вот 10 человек носятся по общежитию в поисках бумаги, клея и ножниц, одновременно пытаясь что-то репетировать. И все успевали, и концерт получался что надо. За каждой из групп в технопарке были закреп­лены тим-лидеры из числа студентов вузов, которые сопровождали ребят в свободное от занятий время, подкидывали идеи для тех же концертов и помогали их воплощать. Каждый четверг проходили занятия с хореографом, который ставил с ними вальс. Ес­ли по вечерам не было мероприятий в общежитии, детей возили на экскурсии в музеи и памятные места. Как-то в субботу сразу после занятий им сообщили: в 13.30 садимся в автобус. Ехали очень долго, никто не знал куда, даже тим-лидеры, а водитель до конца поездки сохранял интригу. В итоге выяснилось, что для них организована экскурсия на БелАЗе…

За успехами ребят в технопарке внимательно следили заинтересованные стороны. Все работы, которые они выполняли, фиксировались преподавателями лабораторий и отправлялись руководству технопарка. На защите проектов кроме руководства технопарка присутствовали также ректоры университетов. Иногда на защиту приезжает министр образования. В технопарке ребятам так вообще сказали: теперь вы у нас желанные гости, рады будем видеть вас у себя в любое время. Так они и сделали: летом группа, отучившаяся в четвертой смене, вновь встретилась в Минске в стенах технопарка. Приехали около 20 человек из 30. Андрея Филона среди них, к его огорчению, не было – он как раз в это время находился в «Зубренке». Но с ребятами из группы активно переписывается и надеется с ними увидеться еще не раз. Сейчас идет прием заявок в технопарк на 7-ую образовательную смену, и он собирается в этом участвовать. Ес­ли не пройдет сейчас, будет подавать заявку на 8-ую смену. Или на следующую – до окончания 11 класса наверняка удастся в какую-то смену пробиться.
Спрашиваю: какие главные впечатления остались от технопарка? «Это было потрясающе. Лучшее, что могло со мной произойти», – признается Андрей.
И по нему видно – это дейст­вительно так.
Елена ТРИБУЛЕВА.